Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), в следующем составе:
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Шестаковой Э.А. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
в присутствии:
от заказчика Муниципального казенного учреждения "Служба эксплуатации городского хозяйства" Городского округа "Город Якутск" (далее также - МКУ "СЭГХ", заказчик): ... (представитель по доверенности);
в отсутствии:
заинтересованного лица индивидуального предпринимателя _ (далее также - ИП ..., заинтересованное лицо, исполнитель): не участвовал, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев обращение, представленное заказчиком МКУ "СЭГХ" об участнике закупки индивидуального предпринимателя Рязанцева Романа Николаевича для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на капитальный ремонт пожарной емкости по адресу: г. Якутск, с. Маган, ул. Кухто, 1 (извещение N 0116300000122000588), действуя в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании пунктов 13, 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком МКУ "СЭГХ" об участнике закупки ИП .... для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на капитальный ремонт пожарной емкости по адресу: г. Якутск, с. Маган, ул. Кухто, 1 (извещение N 0116300000122000588).
Из обращения заказчика следует, что ИП ... не предоставил обеспечение исполнения контракта в срок, в связи, с чем был признан уклонившимся от заключения контракта.
Из письменных пояснений заинтересованного лица следует, что подписал проект контракта в установленный срок, для обеспечения исполнения контракта и подтверждения добросовестности были предоставлены сведения о номерах контрактов содержащихся в реестре.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1)03.06.2022 года уполномоченным учреждением ОКРУЖНОЙ АДМИНИСТРАЦИЕЙ ГОРОДА ЯКУТСКА на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки, ООО "РТС-тендер" опубликовано извещение N 0116300000122000588 о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт пожарной емкости по адресу: г. Якутск, с. Маган, ул. Кухто, 1.
2)Начальная (максимальная) цена контракта - 2 069 304,00 рублей;
3)14.06.2022 года подведены итоги электронного аукциона, по результатам которого заявка ИП ... признана соответствующей требованиям заказчика;
4) 16.06.2022 года заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки, ООО "РТС-тендер" опубликован проект контракта;
5) 27.06.2022 от электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Подписанный победителем проект контракта";
6) 30.06.2022 Процедура заключения контракта N 01163000001220005880001 переведена на этап "Контракт не заключен";
7) 30.06.2022 Размещен "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 30.06.2022 NППУ20_1" для закупки N0116300000122000588;
8) 30.06.2022 Размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта".
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об участнике ИП ... по следующим основаниям:
В силу части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпункт "а" пункт 2 часть 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в часть 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей
подписи проект контракта не позднее трех часов с момента размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
Согласно пункта 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные часть 3 (за исключением случая, предусмотренного пункт 3 часть 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный часть 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункт 3 часть 3 настоящей статьи) и часть 5 настоящей статьи: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 14.06.2022 года, заявка участника закупки ИП ... признана победителем электронного аукциона.
16.06.2022 года заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки, ООО "РТС-тендер" опубликован проект контракта.
27.06.22г ИП ... подписал электронной подписью проект контракта (МК12-ПТО) на электронной площадке РТС-тендер.
Для обеспечения контракта и подтверждения добросовестности ИП ... предоставил сведения о номерах контрактов содержащихся в реестре: 0816500000619005567, 0816500000620004007, 0816500000620010223, 0816500000620012343, 0816500000621003911, 0816500000621010035, 0816500000621013396, 0816500000621015669, таким образом, намерений уклоняться от заключения контракта ИП ... не имел.
Вместе с тем, сумма цен 3-х наиболее высоких по цене заключенных контрактов, предоставленных участником аукциона, составляет менее НМЦК указанной в извещении об осуществлении закупки.
Таким образом, ИП ... в сроки, предусмотренные Законом о контрактной системе, разместил, подписанный проект контракта на электронной площадке и не представил обеспечение исполнение контракта в соответствии с требованиями ст. 37 Закона о контрактной системе. Предоставленное обеспечение исполнения контракта не превышает НМЦК указанный в аукционной документации. Информация, подтверждающая добросовестность участника закупки не представлена, в связи, с чем 30.06.2022 г. заказчиком составлен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 03.06.2022 г. N ППУ20_1. Протокол размещен на сайте ЕИС - 30.06.2022 г.
Так как контракт направлен второму участнику, на основании чего, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что уклонение участника не повлекло неблагоприятных последствий для заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий, как внесения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции, обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является наличие однозначных доказательств, свидетельствующих о недобросовестности победителя закупки, в том числе и не подписавшего в установленный срок проект контракта.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. 28.06.2017), согласно которой нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
В соответствии с пункт 14 Правил Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Изучив материалы дела, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок приходит к мнению, что действия ИП Рязанцева Р.Н., приведшие к уклонению от заключения контракта, вызваны не умыслом в уклонении от подписания контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078, Комиссия по результатам проверки факта уклонения участника закупки от заключения государственного контракта,
р е ш и л а:
Сведения, представленные заказчиком Муниципальным казенным учреждением "Служба эксплуатации городского хозяйства" Городским округом "Город Якутск" об участнике закупки ИП ... для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на капитальный ремонт пожарной емкости по адресу: г. Якутск, с. Маган, ул. Кухто, 1 (извещение N 0116300000122000588) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) РФ не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 6 июля 2022 г. N 014/06/104-953/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2022