Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - ---------;
члены комиссии:
-------------;
в отсутствие генерального директора ООО "--------" ---------, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела N 013/06/104-462/2022, представившего ходатайство о рассмотрении настоящего дела в свое отсутствие;
в присутствии представителей:
ООО "--------" - -------------, действующего на основании доверенности б/н от 15.07.2022 года (со сроком действия по 31 декабря 2022 года);
Министерства здравоохранения Республики Мордовия: ----------, действующего на основании доверенности N14 от 25.01.2022 года (со сроком действия по 31 декабря 2022 года), -----------, действующей на основании доверенности N28 от 15.07.2022 года (со сроком действия один месяц) (до перерыва),
рассмотрев 19 июля 2022 года обращение Министерства здравоохранения Республики Мордовия о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "----------", генерального директора общества с ограниченной ответственностью "----------" ---------- на основании приказа Мордовского УФАС России N 159-од от 01.06.2022 года "Об утверждении персонального состава Комиссии по контролю в сфере закупок", в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1078 от 30.06.2021 г. "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 12 июля 2022 года (вх.N1506) поступило обращение Министерства здравоохранения Республики Мордовия (далее - Министерсво, Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "-------" (далее - ООО "----------", Общество, Поставщик) (ИНН: ----------; ОГРН: -------; КПП: ---------------; адрес (место нахождения юридического лица): ----------, генерального директора ООО "------" ---------- (ИНН: -----------) в связи с принятием 14.06.2022 года Министерством здравоохранения Республики Мордовия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 08095000003220005660001 от 15.04.2022 года (далее - Контракт), заключенного по результатам проведения электронного аукциона N 0809500000322000566 на закупку медицинских изделий - машин моющих/дезинфицирующих для эндоскопов, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (далее - Аукцион).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно пункту 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Заседание Комиссии Мордовского УФАС России по вопросу включения в Реестр сведений в отношении ООО "-----", генерального директора ООО "---------" ----------- письмом от 13.07.2022 года N 413/22 назначено на 18 июля 2022 года на 14 часов 30 минут.
18 июля 2022 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. Заседание Комиссии продолжилось в 16 часов 30 минут 19 июля 2022 года.
В результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения Аукциона Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
23.03.2022 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) государственным казенным учреждением Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" по заявке Заказчика размещено извещение N 0809500000322000566 о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта: 4 813 725,00 рублей.
Согласно протоколу Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.04.2022 NИЭА1 по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 09:00 01.04.2022 года (время московское) поступило 2 (две) заявки на участие в электронном аукционе под идентификационными номерами 1721549,1721771, все заявки признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, победителем электронного Аукциона признана заявка идентификационным номером 1721771, принадлежащая ООО "-------".
15.04.2022 года между Заказчиком и ООО "----------" заключен государственный контракт N 08095000003220005660001 на закупка медицинских изделий - машин моющих/дезинфицирующих для эндоскопов, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия на сумму 3802842,54 (Три миллиона восемьсот две тысячи восемьсот сорок два рубля 54 копейки) (реестровый номер контракта: 21325126625 22 000205) (далее - Контракт).
Пунктами 1.1, 1.2 Контракта установлено, что в соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинских изделий - машин моющих/дезинфицирующих для эндоскопов, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (ОКПД2 32.50.50.190: Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки; КТРУ 32.50.50.190-00001038 - Машина моющая/дезинфицирующая для эндоскопов; НОМЕНКЛАТУРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ ПО ВИДАМ - 271600 - Машина моющая/дезинфицирующая для эндоскопов). Номенклатура Оборудования и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), технические показатели - Техническими требованиями (приложение N 2 к Контракту).
Поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение N 3 к Контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в течение 90 рабочих дней со дня заключения Контракта. Поставщик за 2 дня до осуществления поставки Оборудования в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение N 3 к Контракту) направляет в адрес Получателей уведомление о времени доставки Оборудования в Место доставки (пункт 5.1 Контракта).
Согласно пункту 12.1 Контракта он вступает в силу с момента его подписания и действует до полного выполнения Сторонами обязательств по настоящему Государственному контракту. Дата окончания исполнения контракта - 31 декабря 2022 года.
Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Поставщика (12.3, 12.6 Контракта).
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Частью 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Пунктом 1 части 15 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, если в ходе исполнения контракта установлено, что:
а) поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару;
б) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Из обращения и представленных Министерством здравоохранения Республики Мордовия документов установлено следующее.
06.05.2022 года Министерством в адрес ООО "----------" направлено письмо N1-8/5007 с указанием на то, что Обществом не были представлены паспорт и другие документы на поставляемое оборудование, подтверждающие его характеристики, кроме того представителем здравоохранения были проверены технические характеристики предлагаемого к поставке товара на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и установлено, что данная модель (машина для мойки и дезинфекции гибких эндоскопов ------- c принадлежностями ("---------") не соответствует ряду технических характеристик, указанных в Контракте. Обществу было предложено в установленный срок устранить вышеуказанные нарушения или предоставить ответ о невозможности их устранения.
20.05.2022 года в ответ на указанное выше письмо Обществом предложено Заказчику изменить условия контракта в части поставки товаров, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте, заключив дополнительное соглашение к Контракту, поскольку характеристики предлагаемого к поставке товара не уступают характеристикам, указанным в Извещении об осуществлении Аукциона.
31.05.2022 года Министерством здравоохранения Республики Мордовия в адрес Заказчика был направлен ответ, согласно которому у предлагаемого к поставке оборудования отсутствуют параметры необходимые Заказчику с учетом специфики использования такого товара.
Кроме того, Мордовским УФАС России 26 мая 2022 года на основании поступившего от ООО "--------" заявления ООО "-----------" было выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в представлении недостоверной информации при участии в Аукционе.
Во исполнении выданного предупреждения устранения признаков нарушения антимонопольного законодательства Общество письмом от 03.06.2022 года уведомило Заказчика о предоставлении в составе заявки недостоверной информации при участии в Аукционе и о фактических технических характеристиках машин для мойки и дезинфекции гибких эндоскопов ------------.
Также 03.06.2022 года ООО "----------" направлено письмо с просьбой расторгнуть Контракт на основании части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе по соглашению сторон.
Принимая во внимание изложенное следует, что основанием для принятия Заказчиком 14.06.2022 года решения об одностороннем отказе от исполнения контракта стал тот факт, что Поставщиком предложено к поставке оборудование, технические характеристики которого не соответствуют Извещению о проведении Аукциона, Контракту в связи с тем, что Общество представило недостоверную информации о соответствии поставляемого им товара в составе заявке на участие в Аукционе (пункты 12.3, 12.6 Контракта, части 8, 9, пункт 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе информация о включении сведений в отношении ООО "----------", генерального директора ООО "-------" ----------- в Реестр направлена Заказчиком в адрес Мордовского УФАС России.
Часть 12 статьи 95 Закона о контрактной системе в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ) утратила силу с 01 января 2022 года. При этом в период с 01 января 2022 года по 01 июля 2022 года часть 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе не применяется. Регулирование в указанный период установлено в Федеральном законе от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно части 12.2. статьи 95 Закона о контрактной системе случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно представленным материалам дела установлено, что 14.06.2022 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 14.06.2022 года решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта направлено заказным письмом с уведомлением о вручении ООО "------" по адресу, указанному в Контракте: --------.
Кроме того, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта 14.06.2022 года размещено Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок в разделе "Дополнительная информация о контрактах" (N0109200000822000001).
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом в силу части 14 статьи 95 Закона контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Принимая во внимание пояснения Заказчика о том, что у него отсутствовала информация о вручении исполнителю заказного письма, об отсутствии исполнителя по адресу, указанному в контракте, о возврате такого письма по истечении срока хранения, датой надлежащего уведомления считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе, т.е. 30.06.2022 года, следовательно с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 14.06.2022 года вступает в силу и Контракт считается расторгнутым с 12.07.2022 года.
Исходя из изложенного, Комиссия Мордовского УФАС приходит к выводу о соблюдении Заказчиком процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке.
Часть 1 статьи 103 Закона о контрактной системе определяет, что Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками. Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что информация о расторжении контракта размещена Заказчиком на официальном сайте в реестре контрактов 12.07.2022 года.
Частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе определено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Мордовского УФАС России в установленный законом срок -12.07.2022 года.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель ООО "-------", поддержав позицию, изложенную в объяснениях (вх.N505-ЭП/22 от 15.07.2022 года), пояснил, что Общество не уклонялось от исполнения Контракта, предлагало Заказчику к поставке оборудование, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого, по их мнению, является улучшенным по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. Кроме того, у Поставщика не было умысла в предоставлении в составе заявки недостоверной информации при участии в электронном Аукционе о технических характеристиках поставляемого товара, причиной сложившейся ситуации стала ошибка, допущенная менеджером ООО "------" при заполнении заявки.
Также представитель Общества ходатайствовал о невключении сведений в отношении ООО "-----" и его генерального директора в Реестр, включение в Реестр может негативно сказаться на его деятельности. Также Обществом представлена информация о том, что Поставщик обладает большим опытом по поставке медицинского оборудования, контракты исполнялись в сроки без применения штрафных санкций, в реестре контрактов ЕИС имеется свыше 100 контрактов, заключенных с ООО "------".
Присутствующие на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представители Заказчика, подержав позицию, изложенную в обращении о включении в Реестр, не настаивали на включении сведений в отношении ООО "-------".
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного и муниципального заказа обязательств.
Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Включение сведений о лице в Реестр по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном подрядчике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О).
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта (пункт 15 Правил).
При рассмотрении вопроса о включении (невключении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такие лица также вправе представлять документы, свидетельствующие о надлежащем исполнении своих обязательств по контракту.
Решение о включении (невключении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание Общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В рассматриваемом случае Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что у Заказчика имелись правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Однако действия, направленные на исполнение контракта ООО "-------" совершались, обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами однозначно не свидетельствуют о недобросовестностном поведении Поставщика.
Принимая во внимание совокупность обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, Комиссия Мордовского УФАС России считает в данной ситуации объективным не принимать решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об индивидуальном предпринимателе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Министерством здравоохранения Республики Мордовия в отношении общества с ограниченной ответственностью "-----" (ИНН: ------; ОГРН: ----------; КПП: -----------; адрес (место нахождения юридического лица): -----------), генерального директора ООО "--------" -------- (ИНН: ----------) в связи с принятием 14.06.2022 года Министерством здравоохранения Республики Мордовия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 08095000003220005660001 от 15.04.2022 года, заключенного по результатам проведения электронного аукциона N 0809500000322000566 на закупку медицинских изделий - машин моющих/дезинфицирующих для эндоскопов, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 19 июля 2022 г. N 013/06/104-462/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2022