Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Экология" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Ордена "Знак почёта" Пермская краевая клиническая больница" (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на поставку дозаторов локтевых (изв.N 0356200002022000609),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200002022000609 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку дозаторов локтевых.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.05.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта -2 142 500,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 08.07.2022 г.
Заявитель полагает, что Заказчиком, в нарушение норм, действующего законодательства, установлено требование о наличии регистрационного удостоверения на товар, являющийся объектом закупки.
15.06.2022 г. Комиссией Пермского УФАС России рассмотрена жалоба ИП Волкова А.А. (вх. N 009045-22 от 09.06.2022 г.) на действия ГБУЗ ПК "Ордена "знак почёта" Пермская краевая клиническая больница" (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на поставку дозаторов локтевых (изв.N 0356200002022000609).
Так, в ходе рассмотрения жалобы ИП Волкова А.А. (вх. N 009045-22 от 09.06.2022 г.) было установлено, в том числе следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о закупках электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона. (ч. 6 ст. 31 Закона о закупках).
Согласно Извещению о проведении закупки объектом закупки является поставка дозаторов локтевых.
В соответствии с п. 2.3 приложения к Извещению о проведении закупки "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке", к заявке участника должны быть приложены документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), а именно, копии регистрационных удостоверений Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (МЗ РФ) с приложениями.
В п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 г. N 1416 "Об утверждении правил государственной регистрации медицинских изделий" установлено, что государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (далее - медицинские изделия).
Кроме того, в соответствии с п. 5 Критериев отнесения продукции к медицинским изделиям в рамках Евразийского Экономического Союза (Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2018 N 25) "Назначение медицинского изделия является одним из основных критериев отнесения продукции к медицинским изделиям. Применением медицинского изделия должно предусматривать его медицинское назначение. Такое медицинское предназначение должно быть единственным или основным".
Комиссия отмечает, что в соответствии с п. 3 документа "Техническое задание" назначение товара выражается в следующем: для подачи дозированных порций растворов различной вязкости (антисептиков, жидкого мыла, крема) из европейских флаконов объемом не менее 1 литра.
Комиссия пришла к выводу, что назначение дозатора, указанное Заказчиком так же не свидетельствует о применении данного товара в медицинских целях.
На основании, в том числе указанного выше, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика установлено нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках. Указанные действия Заказчика содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
В целях устранения выявленных нарушений Заказчику, Оператору электронной площадки выдано предписание по жалобе ООО "Экология" (вх. N 009044-22 от 09.06.2022 г.).
Согласно предписанию от 15.06.2022 г. Заказчику необходимо было, в том числе внести изменения в извещение о проведении электронного аукциона и приложения к нему с учетом решения Комиссии от 15.06.2022 г. по жалобе ООО "Экология" (вх. 009044-22 от 09.06.2022 г.) и требований законодательства Российской Федерации о закупках.
Согласно п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о закупках при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе: выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 23 ст. 99 Закона о закупках предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания, представления, предусмотренных настоящей статьей.
Кроме того, Антимонопольный орган отмечает, что исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер, и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает ответственность.
Так, 29.06.2022 г. на официальном сайте ЕИС в сфере закупок Заказчиком размещено извещение с приложением к нему в новой редакции, в свою очередь, в п. 2.3. "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" по-прежнему установлено, что документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке):
- копии регистрационных удостоверений Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (МЗ РФ) с приложениями.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, при внесении изменений в конкурсную документацию была допущена техническая ошибка.
На основании указанного выше, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком не в полной мере исполнено предписание Комиссии Пермского УФАС России от 15.06.2022 г.
Заказчик в письменных пояснениях указал, что дозаторы с регистрационным удостоверением на медицинские изделия имеют гарантию производителя, безопасны и показаны к использованию в медицинских учреждениях. При выборе дозатора регистрационное удостоверение гарантирует, что оборудование прошло все клинические испытания и гарантирует бесперебойную работу, выдает дезинфицирующее средство в дозировке, указанной производителем, на протяжении всего срока эксплуатации в независимости от внешних условий, таких как смена дезинфицирующего средства, изделие изготовлено из безопасных материалов, устойчивых к воздействию различных химических средств.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, в адрес Комиссии не представлено доказательств того, чем характеристики дозатора локтевого, зарегистрированного как медицинское изделие, лучше характеристик дозатора локтевого, незарегистрированного в качестве медицинского изделия, а также не представлено пояснений о том, в чем отличие зарегистрированных и незарегистрированных в качестве медицинских изделий дозаторов локтевых.
Комиссия также отмечает, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.07.2022 NИЭА2 на участие в электронном аукционе подано 7 заявок, только одна соответствует требованиям извещения и приложений к нему.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика, имеются нарушения п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о закупках.
В действиях должностных лиц Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Волкова А.А. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Ордена "Знак Почёта" Пермская краевая клиническая больница" (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на поставку дозаторов локтевых (изв.N 0356200002022000609) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, нарушение требований п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать т.к. предписание выдано по жалобе ООО "Экология" (вх. N 010423-22 от 07.07.2022 г.).
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 июля 2022 г. N 010423-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2022