Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев представленные бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2" (далее - БУЗОО "ГКБСМП N 2", учреждение, заказчик) сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Вектор" (далее - ООО "Вектор", общество, участник закупки, победитель) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона на поставку каталок больничных (Реестровый номер 2022.043033) (извещение N 0352300030222000111) (далее - электронный аукцион),
в отсутствие представителей заказчика и победителя, в извещении которых предприняты необходимые меры,
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 6703 от 07.07.2022) обращение заказчика о включении информации об обществе в Реестр и протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 16.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 226528 руб.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 24.06.2022 ценовые предложения были поданы 6 участниками закупки, лучшее ценовое предложение 82071, 52 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 112156198, порядковый номер 1, присвоенный оператором.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.06.2022 свидетельствует о том, что победителем электронного аукциона признан участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ООО "Вектор").
Информация о процедуре заключения контракта учреждения с победителем, размещенная на официальном сайте ЕИС в разделе "Сведения процедуры заключения контракта", свидетельствует о следующем:
ДАТА И ВРЕМЯ |
СОБЫТИЕ |
|
07.07.2022 13:23 (МСК) |
Размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 07.07.2022 |
|
07.07.2022 13:23 (МСК) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 07.07.2022 |
|
|
Процедура заключения контракта N 03523000302220001110001 переведена на этап "Контракт не заключен" |
|
|
От электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Подписанный победителем проект контракта" от 07.07.2022 |
|
07.07.2022 00:01 (МСК) |
От электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 05.07.2022 |
|
05.07.2022 16:48 (МСК+3) |
Размещен документ "Доработанный проект контракта" от 05.07.2022 |
|
|
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Доработанный проект контракта" от 05.07.2022 |
|
01.07.2022 14:11 (МСК) |
От электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Протокол разногласий" от 01.07.2022 |
|
30.06.2022 16:23 (МСК+3) |
Размещен документ "Проект контракта" от 30.06.2022 |
|
|
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Проект контракта" от 30.06.2022 |
07.07.2022 общество было признано уклонившимся от заключения контракта, о чем в этот же день БУЗОО "ГКБСМП N 2" на официальном сайте ЕИС и электронной площадке разместило протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта N ППУ20_1. На официальном сайте ЕИС также прикреплен файл, содержащий информацию о хронологии действий заказчика и участника закупки при заключении контракта.
В таком протоколе основанием признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта названо невыполнение победителем требований части 5 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе.
О факте, являющемся основанием для отказа от заключения контракта, в протоколе указано следующее: "Участником подписан контракт вне срока".
08.07.2022 заказчик на основании части 7 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе направил для подписания проект контракта участнику закупки, заявке которого присвоен второй номер и который не отозвал такую заявку (ООО "Железная-Мебель").
2. Рассмотрев представленные материалы, в результате проверки фактов представленных сведений на основании части 7 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия считает, что сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Вектор" не подлежат включению в Реестр, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных данным законом, с иным участником закупки (далее в такой статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если данным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 такой статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с данным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном такой статьей.
Частью 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 данной статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе,
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 такого закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с данным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 такого закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 данного закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная таким подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" такого пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 данного закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 такого закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных данным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 данного закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии);
Во исполнение части 2 указанной нормы заказчиком 30.06.2022 был сформирован и размещен проект контракта.
В силу части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 такой статьи проекта контракта, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с данным законом (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 такого закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с данным Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 данной статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 такой статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
01.07.2022 участником закупки был размещен протокол разногласий по проекту контракта. Такой протокол был направлен победителем в целях приведения условия контракта о цене в соответствие своему ценовому предложению.
На основании части 4 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 такой статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 данной статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 такой статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 данной статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 данной статьи, подлежит обязательному учету.
БУЗОО "ГКБСМП N 2" 05.07.2022 был повторно направлен на подпись проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном обществом.
Согласно части 5 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 такой статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 данной статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных таким законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 данной статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
На основании частей 4 и 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с таким законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В нарушение требований части 5 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе общество в сроки, регламентированные указанной нормой (по 06.07.2022 включительно), фактически не осуществило действия по подписанию и размещению проекта контракта и документа, подтверждающего предоставление обеспечение исполнения контракта.
Кроме того, обеспечение исполнения контракта должно было быть представлено ООО "Вектор" с учетом положений, предусмотренных частью 1 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе (антидемпинговые меры) (цена контракта, предложенная участником закупки, снижена на 63, 77 %).
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 такой статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 данной статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 такой статьи) и частью 5 данной статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 такой статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 такой части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Заказчик, руководствуясь частью 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе, предпринял поименованные в такой норме меры.
В силу частей 2 и 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Согласно пункту 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Омским УФАС России было направлено по адресу электронной почты общества: vector_sibir@mail.ru и по адресу, указанному в заявке на участие в закупке: Кузбасская ул., д. 33 А, оф. 304, г. Кемерово, 650991, письмо (исх. N 03-5515 от 08.07.2022) с предложением о представлении в срок не позднее 12.07.2022 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений об ООО "Вектор" в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо содержало также уведомление о рассмотрении 14.07.2022 в 10 час. 40 мин. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос Омского УФАС России победителем представлены (вх. N 6827э от 12.07.2022) пояснения по вышеизложенным фактам, свидетельствующие о трудностях, возникших при заключении контракта, а также указывающие на осуществление им действий, направленных на заключение и последующее исполнение контракта, состоящие в следующем.
Из содержания пояснений следует, что участник закупки имел намерение 05.07.2022 подписать проекта контракта в связи с окончанием срока действия в указанную дату выданной на директора общества электронной цифровой подписи. Однако из-за технических проблем направления доработанного проекта контракта у заказчика по результатам рассмотрения протокола разногласий он со стороны победителя мог быть подписан только 06.07.2022, когда прежняя электронная цифровая подпись уже прекратила действие.
Однако 06.07.2022 при попытке установки новой подписи возникли технические сложности, в связи с чем подписать проект контракта ООО "Вектор" удалось только 07.07.2022.
К пояснениям общества прилагались заявление на создание и выдачу квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи и акт N ТО507220070 от 05.07.202, согласно которым удостоверяющим центром АО "ИнфоТеКС Интернет Траст" были оказаны услуги по предоставлению лицензии на программное обеспечение "uTrust.User (ЛК пользователя УЦ) Оптимальный" (запись в реестре 13754 от 01.06.2022).
Кроме того, участником закупки направлены документы и информация, подтверждающие получение им независимой гарантии для целей предоставления обеспечения исполнения контракта, о чем свидетельствуют выданная банком-гарантом КИВИ Банк (АО) независимая гарантия N 6605-19КЭБГ/0010 от 01.07.2022 на сумму 11326, 40 руб. В подтверждение выдачи банком гарантии приложен скриншот из реестра независимых гарантий, из которого следует, что в отношении выданной банком принципалу банковской гарантии присвоен уникальный номер реестровой записи 0FL25506020843220028, размещенной в составе реестра на официальном сайте ЕИС 01.07.2022.
Вместе с тем Комиссия обращает внимание на то, что сумма представленной независимой гарантии, подлежащая уплате гарантом заказчику, была определена без учета статьи 37 Федерального закона о контрактной системе.
Намерение общества заключить и исполнить контракт подтверждается также представленными в материалы дела счетом на оплату N tu-5775 от 29.06.2022 и платежным поручением N 99 от 07.07.2022, указывающими на приобретение ООО "Вектор" товаров, составляющих объект рассматриваемой закупки.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, паводок, аномальные атмосферные осадки, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен. Они характеризуются чрезвычайностью (исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях) и непредотвратимостью (любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий).
Доказательств возникновения у ООО "Вектор" каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших подписанию контракта, возникших вследствие именно непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в Омское УФАС России не представлено.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Совершая действия (бездействие) в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник закупки должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения контракта в дальнейшем.
Хронология заключения контракта наглядно свидетельствует о том, что в установленный частью 5 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе процессуальный срок, общество проекта контракта не подписало, обеспечение исполнения контракта не представило.
Кроме того, Комиссия отмечает следующее.
В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указано, что нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Неподписание проекта контракта и непредоставление обеспечения исполнения контракта в срок (каждое из указанных обстоятельств является самостоятельным основанием для включения в Реестр), свидетельствует о небрежности и неприменении необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность его подписания.
Комиссией установлено, что о возникновении каких-либо обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта, победитель электронного аукциона заказчика не уведомлял.
Однако при этом Комиссия не усматривает в действиях (бездействии) участника закупки намерения уклониться от заключения контракта, а равно недобросовестного поведения, поскольку материалами дела подтверждено, что участником закупки за пределами установленного срока (07.07.2022 в 10:30 МСК), но до признания его уклонившимся от заключения контракта (07.07.2022 в 13:25 МСК) был подписан проект контракта, представлено обеспечение его исполнения; в целях исполнения контракта победителем был заключен договор со сторонней организацией.
Комиссия считает, что ООО "Вектор" в срок до признания его уклонившимся от заключения контракта были осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта, которые по смыслу пункта 14 Правил являются основанием для принятия решения контрольным органом в сфере закупок об отказе во включении информации об участнике закупки в Реестр.
Установленные обстоятельства, по мнению Комиссии, свидетельствуют об отсутствии реального намерения у общества уклониться от заключения контракта, следовательно, сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Вектор" не подлежат включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Вектор": 650991, г. Кемерово, ул. Кузбасская, д. 33 А, оф. 304, ИНН 4205369935, КПП 420501001,
- о директоре и единственном участнике общества с ограниченной ответственностью "Вектор" (размер доли (в процентах) - 100 % "_", ИНН 420541698386.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_"
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 14 июля 2022 г. N РНП-55-112/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2022