Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техноимпорт" (далее - ООО "Техноимпорт", общество, заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный университет путей сообщения" и его комиссии по осуществлению закупок (далее - ОмГУПС (ОмИИТ), заказчик, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку мебели для общежитий университета (извещение N 0352100004622000010) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заявителя - "_" (доверенность от 17.09.2019),
заказчика - "_" (доверенность N 2245 от 18.07.2022)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 6813э от 12.07.2022) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 27.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 1503960 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 05.07.2022 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы 8 участниками закупки, лучшее ценовое предложение 672133, 40 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 112197450, порядковый номер 1, присвоенный оператором.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.07.2022 заявки 6 участников закупки, в том числе заявителя были отклонены. Победителем электронного аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки 112215814, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений цену контракта, равную 680133,40 руб. (индивидуальный предприниматель Мороз Павел Иванович).
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений заказчика, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
В жалобе указано, что комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонена заявка ООО "Техноимпорт" ввиду несоответствия кода ОКПД 2, содержащемуся в Выписке из реестра российской промышленной продукции, коду ОКПД 2, указанному в описании объекта закупки.
ОмГУПС (ОмИИТ) были представлены (вх. N 6977э от 15.07.2022) возражения на жалобу, согласно которым нарушения в действиях комиссии по осуществлению закупок при отклонении заявки заявителя отсутствуют. Кроме того, наименование товара в представленной обществом выписке из реестра российской промышленной продукции (реестровая запись N 665\7\2021, дата внесения в реестр 25.04.2022) противоречит характеристикам требуемого к поставке товара.
Частями 1 и 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение части 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 (далее - Постановление N 616).
Пунктом 1 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень).
В Перечень включен товар с кодом ОКПД 2 31.09.12 "Мебель деревянная для спальни, столовой и гостиной".
Сведения, которые являются подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации, государства - члена Евразийского экономического союза или Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, для целей реализации Постановления N 616 указаны в пункте 6 настоящего постановления.
В частности, подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 данного закона.
В силу пунктов 1 и 3 части 2 названной статьи извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронных документов:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона,
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с данным законом и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона в отношении приобретаемого товара определен код КТРУ 31.09.12.124-00000002 ("Тумба прикроватная"), также в извещении установлен запрет на допуск иностранных товаров на основании Постановления N 616.
При этом в справочной информации рассматриваемой позиции КТРУ указан код ОКПД 2 31.09.12.124.
Кроме того, во вкладке "описание товара, работы, услуги" имеется характеристика "тип напольной опоры", значение которой заказчиком согласно сведениям электронного документа "Описание объекта закупки" (Приложение N 1 к извещению о проведении электронного аукциона) определено как "ножки".
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено таким законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 данного закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если данным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно пункту 10 Постановления N 616 для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 Перечня), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт;
в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий), в отношении товаров, страной происхождения которых является Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, - номера реестровых записей из реестра, указанного в подпункте "в" пункта 6 такого постановления. Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
Аналогичные требования к сведениям, предоставляемым для целей подтверждения соответствия промышленных товаров требованиям, установленным Постановлением N 616, были указаны в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению (далее - требования)" (Приложение N 4 к извещению о проведении электронного аукциона).
В силу части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных таким законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 данного закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 такого закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 данного закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 такого закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 данного закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 такого закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 данного закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 такого закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 данного закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 такого закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 такого закона.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 такой статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 данного закона.
Из представленных электронной площадкой ООО "РТС-тендер" (вх. N 6889э от 13.07.2022) на запрос Омского УФАС России (исх. N 03-5587э от 12.07.2022) заявок участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявки на участие в аукционе, участником закупки с идентификационным номером заявки 112221066 (ООО "Техноимпорт") в качестве документа, регламентированного Постановлением N 616, была приложена Выписка из реестра российской промышленной продукции (реестровая запись N 665\7\2021 от 25.04.2022).
Из представленной выписки следует, что заявителем к поставке предложен товар, в отношении которого в реестре промышленной продукции указаны наименование "тумба выкатная серии NPW" и код ОКПД 2 31.09.13.190.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0352100004622000010 от 07.07.2022 заявка общества отклонена со следующим обоснованием принятого решения: "Несоответствие информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12. ст. 48 Закона N 44-ФЗ). В описании объекта указан код ОКПД2 31.09.12.124 (Приложение N 1 Описание объекта закупки), запрет установлен по коду ОКПД2 31.09.12 (Часть 1.2 Приложения N 4 к извещению о проведении электронного аукциона (Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению)). Участник предоставил Выписку из реестра российской промышленной продукции с кодом ОКПД2 31.09.13.190".
Дополнительно Комиссия отмечает, что по указанному основанию комиссией по осуществлению закупок была также отклонена заявка участника с идентификационным номером 112215701.
В вопросе правомерности отклонения заказчиком заявки ООО "Техноимпорт" необходимо учитывать следующее.
Справочная информация, включенная в позицию КТРУ, не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 Федерального закона о контрактной системе. При этом установлен исчерпывающий перечень сведений, указываемых участниками в составе заявки на участие в закупке, а также перечень оснований для отклонения заявки на участие в закупке, в связи с чем соответствие или различие кода ОКПД 2 товара, работы, услуги участника закупки соответственно коду ОКПД 2 товара, работы, услуги, указанному в позиции каталога, не является условием допуска или отказа для участия в закупке (данные выводы соответствуют позиции Минфина России, изложенной в письмах от 11.06.2020 N 24-06-05/51015, от 28.08.2020 N 24-06-07/76048).
В связи с чем, по мнению Комиссии, является неправомерным основание отклонения заявки общества, указанное в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.07.2022, соответственно жалоба признается обоснованной.
Однако при этом Комиссия не может признать надлежащей заявку ООО "Техноимпорт", поданную для участия в спорной закупке, исходя из следующего.
В представленной оператором электронной площадки заявке общества были указаны характеристики товара "Тумба прикроватная", в том числе по показателю товара "Тип напольной опоры" было заявлено значение показателя "Ножки". При этом одновременно представленная обществом Выписка из реестра российской промышленной продукции, однозначно свидетельствовала о том, что данная выписка получена на иную промышленную продукцию - "Тумба выкатная серии NPW", подразумевающую наличие у товара иной напольной опоры, например, колес, роликов или т.п., что противоречило как требованиям описания объекта закупки, так и предложению участника закупки.
С учетом указанных обстоятельств основанием отклонения заявки ООО "Техноимпорт" в данном случае могло являться выявление недостоверной информации, содержащейся в его заявке на участие в закупке.
Таким образом, заказчиком при указании в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) неверного основания отклонения заявки ООО "Техноимпорт" были нарушены положения пунктов 1 и 8 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техноимпорт" на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный университет путей сообщения" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку мебели для общежитий университета (извещение N 0352100004622000010).
2. Признать в действиях Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный университет путей сообщения" нарушение пунктов 1 и 8 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Омский государственный университет путей сообщения", оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 19 июля 2022 г. N 055/06/48-593/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2022