Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "А-Стайл Компьютерс" (далее - ООО "А-Стайл Компьютерс", общество, победитель, участник закупки, заявитель) на действия Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (далее - ОПФР по Омской области, заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Приобретение запасных частей для средств вычислительной техники (мониторы)" (извещение N 0252100000222000085) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей заявителя - "_" (доверенность от 21.06.2022), "_" (доверенность от 19.07.2022),
в присутствии представителей заказчика - "_" (доверенность N ОС-31 от 19.07.2022), "_" (доверенность N ОС-32 от 19.07.2022)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 6897э от 14.07.2022) жалоба заявителя на действия заказчика при заключении контракта, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 27.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 1622500 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 05.07.2022 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы 6 участниками закупки, лучшее ценовое предложение 1354787,50 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 112207955, порядковый номер 1, присвоенный оператором.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.07.2022 победителем электронного аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки 112207955, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ООО "А-Стайл Компьютерс").
При этом в числе поданных заявок на участие в закупке была заявка участника с идентификационным номером 112219303 (ООО "Экспонента"), в которой страной происхождения товаров указана Российская Федерация.
11.07.2022 заказчиком на официальном сайте ЕИС и сайте оператора электронной площадки размещен проект контракта с ценой 1151569,38 руб., то есть сниженной на 15 % от предложенной победителем.
12.07.2022 участником закупки размещен протокол разногласий в целях приведения цены контракта в соответствие поданному им при проведении электронного аукциона ценовому предложению.
13.07.2022 ОПФР по Омской области повторно направило на подпись проект контракта победителю без учета замечаний, содержащихся в протоколе разногласий.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений заказчика, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
В жалобе указано, что заказчиком при заключении контракта с заявителем неправомерно были применены положения подпункта 1.3 пункта 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) о снижении цены, предложенной обществом при проведении электронного аукциона.
ОПФР по Омской области были представлены возражения на жалобу (вх. N 7059 от 19.07.2022), а также информация о мерах, предпринятых для проверки достоверности сведений о стране происхождения товара, представленных участниками закупки (вх. N 7130 от 21.07.2022). Из представленных пояснений заказчика следует, что цена контракта была снижена по причине предложения победителем закупки к поставке товара иностранного производства (Китай), при этом одним из участников закупки для целей применения Приказа N 126н была продекларирована страна происхождения товара - Российская Федерация.
Заказчиком также в обоснование правомерности своих действий отмечено: участником закупки, предложившим товар российского производства, не был указан товарный знак, что не позволяло его идентифицировать; у комиссии по осуществлению закупок отсутствует обязанность проверять наличие в заявках участников закупки недостоверной информации; Приказом N 126н предусмотрен особый способ подтверждения страны происхождения товаров, отличный от иных нормативных актов.
На основании частей 1, 3 и 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Во исполнение части 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе принято постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
Постановлением N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 1 Приказа N 126н устанавливаются условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к такому приказу.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 данного закона.
Согласно извещению об осуществлении закупки заказчиком закупались мониторы с кодом ОКПД2 26.20.17.110, характеристики которых представлены соответствующей позицией КТРУ 26.20.17.110-00000032.
В Перечень и приложение N 1 к Приказу N 126н включен товар с кодом ОКПД2 26.20.17 "Мониторы и проекторы, преимущественно используемые в системах автоматической обработки данных".
В извещении проведении электронного аукциона установлены ограничения на допуск иностранных товаров на основании Постановления N 878 и условия допуска в соответствии с Приказом N 126н.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с данным законом и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено таким законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 данного закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если данным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Пунктом 3 Постановления N 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Также названным пунктом Постановления N 878 определены условия, являющиеся подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции.
Из пункта 3(1) Постановления N 878 следует, что для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции условиям, предусмотренным подпунктами "а" - "в" пункта 3 такого постановления, участник закупки в составе заявки на участие в закупке представляет следующие документы и (или) информацию соответственно:
номер реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции (далее - Реестр), а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если такое предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий).
Согласно пункту 1.6 Приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе наименования страны происхождения товара.
Аналогичные требования к сведениям, документам и (или) информации, предоставляемым для целей подтверждения соответствия товаров требованиям, установленным вышеприведенными актами, были указаны в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" (Приложение N 3 к извещению о проведении электронного аукциона).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 такой статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 данного закона, который должен содержать цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с таким законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 такого закона, положений статей 28 и 29 данного закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 такого закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения).
Подпунктами 1.1, 1.3, пункта 2 Приказа N 126н определены следующие положения о порядке реализации регламентированных таким приказом условий допуска и особенностях заключения контракта:
При проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 такого приказа предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом контрактной системе предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
При проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
Из представленных электронной площадкой ООО "РТС-тендер" (вх. N 6942э от 15.07.2022) на запрос Омского УФАС России (исх. N 03-5660э от 14.07.2022) участником закупки с идентификационным номером заявки 112219303 (ООО "Экспонента") к поставке был предложен товар "Монитор, подключаемый к компьютеру" с указанием страны происхождения товара - Российская Федерация.
При этом содержание заявки указанного участника не позволяло каким-либо образом идентифицировать товар, предложенный к поставке, кроме того, информации и документов, установленных пунктом 3(1) Постановления N 878, представлено также не было.
Иные участники закупки, в том числе победитель предложили к поставке товар с указанием страны происхождения товара - Китай.
При указанных обстоятельствах и на основании подпунктов 1.1 и 1.3 пункта 1 Приказа N 126н 11.07.2022 заказчиком на подпись был направлен проект контракта с ценой, сниженной на 15%.
Вместе с тем заказчиком при заключении контракта не учтено, что в целях применения условий допуска, предусмотренных приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н, недопущения необоснованного снижения цены контракта, нарушения прав и законных интересов победителя определения поставщика, заказчики и их комиссии по осуществлению закупок обязаны проверять достоверность информации о стране происхождения товара, предоставляемой участниками закупок. Данные действия являются разумными мерами, обеспечивающими выполнение основополагающих принципов контрактной системы и не противоречат действующему законодательству.
Данный вывод соответствует судебной практике по делам N А46-18773/2021, N А46-4164/2020, N А46-9712/2020, N А14-21913/2019.
В силу положений статьи 14 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 25.07.2015 N 757 "О порядке создания, эксплуатации и совершенствования государственной информационной системы промышленности", постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 Министерством промышленности и торговли Российской Федерации ведется Государственная информационная система промышленности (https://gisp.gov.ru).
Данная информационная система включает в себя, в том числе Реестр и Реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
Заявителем при подаче жалобы было указано на то, что в Реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, содержатся сведения о закупаемом заказчиком товаре трех производителей: RDW, Lightcom, Kraftway, продукция которых не отвечает в полном объеме требованиям описания объекта закупки, не соответствует по таким характеристикам, как интерфейс подключения, тип матрицы, наличие функции регулировки по высоте, стандарт крепления.
При рассмотрении настоящей жалобы представителем заказчика даны пояснения о том, что на этапе подготовки к закупке и рассмотрению жалобы были направлены запросы производителям для определения наличия товара, соответствующего потребностям заказчика, ответы на которые получены не были.
Также представителями заказчика было отмечено, что при изучении рынка мониторов, реестров, содержащих соответствующую продукцию, установить наличие требуемого товара не представилось возможным.
Вместе с тем Комиссия Омского УФАС России полагает, что в силу возложенной Федеральным законом о контрактной системе обязанности по проверке достоверности сведений, представленных в заявке участником закупки, ОПФР по Омской области не было лишено возможности после подведения итогов определения поставщика и до направления проекта контракта победителю осуществить проверку достоверности декларации участника закупки о стране происхождения товара, направив запрос такому участнику закупки.
С учетом того, что указанные действия заказчиком выполнены не были, какие-либо доказательства того, что предлагаемый к поставке товар действительно произведен на территории Российской Федерации, отсутствовали.
Ссылку заказчика на ненаправление запроса в Минпромторг России в связи с ограниченными временными рамками рассмотрения заявок участников закупок Комиссия полагает несостоятельной, так как фактически такой запрос мог быть направлен на этапе планирования закупки (статья 16 Федерального закона о контрактной системе).
Приложенные к возражениям на жалобу сведения об отечественных производителях закупаемого товара также несостоятельны и не опровергают позицию заявителя, так как заказчиком не доказано производство на территории Российской Федерации товара по всем характеристикам описания объекта закупки, в том числе с учетом характеристик, предложенных участником закупки ООО "Экспонента".
Омским УФАС России данному участнику закупки был направлен (исх. N 03-5833э от 20.07.2022) запрос о представлении документального подтверждения производства товара, предложенного в заявке, на территории Российской Федерации. Ответ на указанный запрос в установленные сроки в адрес Омского УФАС России не поступил.
На основании материалов дела, представленных информации и документов в совокупности и взаимосвязи Комиссия Омского УФАС России приходит к выводу о том, что достоверность сведений о стране происхождения товара, указанной участником закупки с идентификационным номером заявки 112219303 (ООО "Экспонента") не подтверждена, следовательно, контракт подлежал заключению по цене, предложенной победителем закупки, в связи с чем Комиссия признает жалобу обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "А-Стайл Компьютерс" на действия Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Приобретение запасных частей для средств вычислительной техники (мониторы)" (извещение N 0252100000222000085).
2. Признать в действиях Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области нарушение подпункта "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе, приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области, оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_"
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 21 июля 2022 г. N 055/06/51-602/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2022