Резолютивная часть решения оглашена 14 июля 2022 года
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N 115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: <_>, в присутствии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Управление капитального строительства Рязанской области" (далее - Заказчик, ГКУ РО "УКС РО") <_>, в присутствии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" <_>, в присутствии представителя ИП <_> (далее - Заявитель) <_>, в присутствии представителя заинтересованного лица ИП <_>, в отсутствие представителей АО "Сбербанк - АСТ", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ИП <_> на действия Заказчика (ГКУ РО "УКС РО") при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия: дозатор для мыла/ дезинфицирующих средств для оснащения строящегося объекта: "Главный лечебный корпус государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический онкологический диспансер" в г. Рязани" (извещение N 0859200001122008125 от 30.06.2022) и проведя внеплановую проверку представленных документов,
у с т а н о в и л а:
ГКУ РО "УКС РО" инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинского изделия: дозатор для мыла/ дезинфицирующих средств для оснащения строящегося объекта: "Главный лечебный корпус государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический онкологический диспансер" в г. Рязани" (далее - электронный аукцион).
30.06.2022 извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 9 812 700,00 (девять миллионов восемьсот двенадцать тысяч семьсот) рублей 00 копеек.
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
По мнению Заявителя, Заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно:
1.Заказчик в извещении о проведении электронного аукциона незаконно установил требование о предоставлении регистрационного удостоверения, так как объект закупки не подлежит обязательной государственной регистрации в качестве медицинского изделия.
2.Техническое задание содержит требования, характерные для продукции конкретного производителя, что также приводит к ограничению конкуренции.
В ходе заседания Комиссии Рязанского УФАС России представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на жалобу N1008 от 13.07.2022 Заказчик сообщил, что положение извещения о проведении электронного аукциона, а также описание объекта закупки соответствуют требованиям Закона о ФКС, они являются согласованными, не содержат внутренних противоречий и позволяют выявить участника закупки, который предлагает лучшие условия исполнения контракта.
В отзыве на жалобу N295 от 13.07.2022 Уполномоченное учреждение сообщило, что положения извещения о проведении электронного аукциона, а также описание объекта закупки полностью отвечают требованиям законодательства о контрактной системе, и доводы, изложенные в обращении, считает безосновательными и необоснованными.
В ходе заседания Комиссии Рязанского УФАС России представители Заказчика, Уполномоченного учреждения поддержали свои возражения, изложенные в отзывах на жалобу.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. По мнению Заявителя, Заказчик в извещении о проведении электронного аукциона незаконно установил требование о предоставлении регистрационного удостоверения, так как объект закупки не подлежит обязательной государственной регистрации в качестве медицинского изделия.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о ФКС Заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о ФКС описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.6 ст.23 Закона о ФКС порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг.
Согласно электронному файлу "Описание объекта закупки", являющегося неотъемлемой частью извещения электронного аукциона, Заказчику требуется к поставке дозатор для мыла/ дезинфицирующих средств.
При описании объекта закупки Заказчиком применена позиция КТРУ 21.20.10.159-00000002 "Дозатор для мыла/ дезинфицирующих средств", согласно которой код номенклатурной классификация медицинских изделий по видам - 103650. Таким образом, закупаемый товар по указанной позиции КТРУ отнесен к медизделиям.
В связи с отсутствием характеристик товаров в позиции КТРУ-21.20.10.159-00000002, Заказчик составил описание закупаемого товара в соответствии со ст.33 Закона о ФКС.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила государственной регистрации медицинских изделий на территории Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Постановление N 1416).
Согласно пункту 3 Постановления N 1416, документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
На основании вышеуказанных положений законодательства в файле "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке", являющимся неотъемлемой частью извещения об осуществлении электронного аукциона, заказчиком установлено требование о предоставлении участником закупки документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации: регистрационные удостоверения, выданные уполномоченным органом Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (подпункт "в" пункта 2 раздела 1 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке").
Комиссия Рязанского УФАС России считает необходимым отметить, что ссылка Заявителя на Постановление Правительства РФ N 982 от 01.12.2009 и комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299, а также ссылка на отчеты, выданные ФГБУ "Национальный институт качества" Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, является несостоятельной, поскольку в вышеуказанные документы не содержат в себе однозначного вывода о том, что такой товар, как дозатор для мыла/ дезинфицирующих средств не относится к медицинским изделиям, более того если продукция предназначена производителем для применения в медицинских целях, то такая продукция может относиться к медицинским изделиям, что также отражено в ч.8 разделом 2 "Дезинфекционные средства и оборудование" Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.11.2018 N 25 "О Критериях отнесения продукции к медицинским изделиям в рамках Евразийского экономического союза".
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что объектом рассматриваемой закупки являются именно медицинские изделия, необходимые для оснащения строящегося объекта: "Главный лечебный корпус государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический онкологический диспансер" в г. Рязани" с номенклатурной классификацией медынских изделий по видам "Вспомогательные и общебольничные медицинские изделия".
На основании вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что основанием для проведения электронного аукциона является оснащение дезинфекционным оборудованием лечебного учреждения - главного лечебного корпуса ГБУ РО "ОКОД" в г.Рязани, и поставляемая продукция должна относится к применению в медицинских целях. Таким образом, установление Заказчиком требования к участникам закупки о предоставлении регистрационного учреждения на медицинские изделия является правомерным и не противоречит требованиям действующего законодательства.
Доказательств обратного Заявителем и в материалах дела не представлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России находит довод Заявителя несостоятельным.
2. По мнению Заявителя, техническое задание содержит требования, характерные для продукции конкретного производителя, что также приводит к ограничению конкуренции
Заявитель в своей жалобе утверждает, что исходя из совокупности характеристик, установленных Заказчиком в электронном файле "Описание объекта закупки", товар, необходимому к поставке, соответствует изделия одного производителя: по позиции N1 для модели MDS-1000PW, производитель Saraya (Япония); по позиции N2 для модели GUD-1000 производитель Saraya (Япония).
На заседании Комиссии Рязанского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что данное утверждение является необоснованным и неверным, так как под описание объекта закупки
по позиции N1 подходит не менее двух моделей локтевых дозаторов (MDS-1000PW, производитель Saraya и Ингасепт-26, производитель ООО "Лизоформ-СПб"); позиции N2 подходит не менее двух моделей сенсорных дозаторов (GUI)-1000, производитель Saraya и ADS-500/1000, производитель Saraya).
Таким образом, по позиции N2 электронного файла "Описание объекта закупки" Заказчик установил совокупность характеристик для товаров единственного производителя - Saraya.
Заказчиком также не представлено сведений и доказательств о наличии как минимум двух производителей медицинского оборудования, удовлетворяющих требованиям лечебного учреждения.
Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в описании объекта закупки, но, таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей, и уникальными товарами единственного производителя.
Комиссия Управления также отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения извещения о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в описании технического задания, Заказчику необходимо определить, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.
При этом Заказчику требуется обладать документальным подтверждением обоснования потребности, но не руководствоваться предположениями.
На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами ст. 33 Закона о ФКС.
В то же время включение Заказчиком в описание объекта закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона о ФКС (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС при формировании описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ИП <_> в части установления требований к описанию объекта закупки, соответствующих медицинскому изделию единственного производителя, обоснованной.
2. Признать Заказчика (Государственное казенное учреждение Рязанской области "Управление капитального строительства Рязанской области") нарушавшим п.1 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание Заказчику (Государственному казенному учреждению Рязанской области "Управление капитального строительства Рязанской области") и Оператору электронной площадки (АО "Сбербанк-АСТ") об устранении нарушений Закона о ФКС.
4. Передать материалы по делу N062/06/106-414/2022 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 18 июля 2022 г. N 062/06/106-414/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2022