Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступило обращение МКУ "Служба единого заказчика - застройщика" о включении сведений об АО "Уссурийское предприятие тепловых сетей" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по подготовке проектно-сметной документации объекта капитального строительства, выполнение инженерных изысканий и строительство объекта: "Канализационные сети для обеспечения централизованной системой водоотведения села Воздвиженка, г. Уссурийск" (извещение N 0320300031121000111).
В назначенное время на заседании Комиссии Приморского УФАС России были рассмотрены документы, представленные сторонами.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
24.09.2021 года между МКУ "Служба единого заказчика - застройщика" и АО "Уссурийское предприятие тепловых сетей" (далее - Подрядчик) был заключен контракт N 325/111 на выполнение работ по подготовке проектно-сметной документации объекта капитального строительства, выполнение инженерных изысканий и строительство объекта: "Канализационные сети для обеспечения централизованной системой водоотведения села Воздвиженка, г. Уссурийск" (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Подрядчик принял на себя обязательства по выполнению работ по подготовке проектно-сметной документации объекта капитального строительства, выполнение инженерных изысканий и строительство объекта: "Канализационные сети для обеспечения централизованной системой водоотведения села Воздвиженка, г. Уссурийск" (далее - объект) , включая изыскательские работы, подготовку документации по планированию территории, подготовку проектной и рабочей документации, прохождение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, строительно-монтажные работы, ввод объекта в эксплуатацию, в соответствии с проектной и рабочей документацией, поставку необходимых материалов, изделий, оборудования, выполнение иных действий Подрядчика, необходимых для выполнения работ по Контракту и получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Пунктом 1.3. Контракта установлен следующий срок выполнения работ: следующий календарный день за днем заключения контракта по 15.11.2022 г. Сроки выполнения этапов определяются сторонами в графике выполнения Работ (Приложение N 2).
Согласно обращению Заказчика, 21.06.2022 года АО "УПТС" получено положительное заключение государственной экспертизы по объекту "Строительство сетей канализации", по результатам которой стоимость работ по вышеуказанному Контракту составляет 574311 270 рублей 00 копеек.
Порядок изменения цены согласно контракта (пункт 2.4. контракта), предметом которого одновременно являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объектов капитального строительства, включенных в перечни объектов капитального строительства, утвержденных Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случаях, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 2 части 62 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержден Приказом Минстроя России от 30.03.2020 N 175/пр) "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого одновременно являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, включенного в перечни объектов капитального строительства, утвержденных Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методики составления сметы такого контракта, порядка изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 2 части 62 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ.
24.06.2022 года письмом N 09-02/3357, в адрес АО "УПТС" направлено на подписание дополнительное соглашение, подписанное со стороны МКУ "СЕЗЗ" к Контракту от 24.09.2021 года N 325/111, на изменение цены контракта, согласно произведенного расчета с учетом Приложение N 3 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 марта 2020 г. N 175/пр, после получения Положительного заключения государственной экспертизы.
24.06.2022 года в адрес МКУ "СЕЗЗ" поступило письмо от 24.06.2022 года N 4892 об отказе подписания (заключения) дополнительного соглашения.
27.06.2022 года МКУ "СЕЗЗ" направило соглашение о расторжении контракта (письмо исх. от 27.06.2022 года N 09-02/3380).
Письмом от 27.06.2022 года N 4922, АО "УПТС", заявило об отказе подписания соглашения о расторжении контракта.
В соответствии с частями 8, 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон N 44-ФЗ) расторжение Контракта допускается в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 15.4 Контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Федерации" в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме того, в соответствии с частью 14 вышеуказанной статьи, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
28.06.2022 года Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе.
28.06.2022 вышеуказанное решение размещено на Официальном сайте (в разделе дополнительная информация) и направлено Подрядчику.
28.06.2022 решение об одностороннем отказе получено Подрядчиком.
Дата вступления решения Заказчика в силу и расторжения Контракта - 11.07.2022.
Согласно пояснениям Подрядчика, АО "УПТС" своевременно приступило к выполнению работ по подготовке проектно-сметной документации объекта капитального строительства и инженерных изысканий.
По акту приема-передачи от 23.06.2022, подписанного сторонами, была передана проектно-сметная документации по объекту "Канализационные сети для обеспечения централизованной системой водоотведения села Воздвиженка, г. Уссурийск", в том числе положительное заключение экспертизы N 25-1-1-3-039685-2022 от 21.06.2022 г.
Согласно указанной проектно-сметной документации и положительного заключения экспертизы стоимость работ по контракту N 325/111 от 24.09.2021 г. составляет 583 912 670,00 рублей.
Так же, сопроводительным письмом от 22.06.2022 г. исх. N 4788 в МКУ "СЕЗЗ" от АО "УПТС" была выставлена к оплате счет-фактура N 865 от 22.06.2022 на сумму 56 793 044 рубля 64 копейки за разработку проектной документации и результатов инженерных изысканий, получившей положительное заключение государственной экспертизы.
МКУ "СЕЗЗ" письмом от 24.06.2022 г. N 09-02/3357 (вх. N 2900) направило в АО "УПТС" расчет цены контракта и проект дополнительного соглашения к контракту N 325/111 от 24.09.2021 г.
Из представленного расчета цены контракта и дополнительного соглашения к контракту следовало, что МКУ "СЕЗЗ" предложило изменить цену контракта N 325/111 от 24.09.2022 г. на 29,9%, с учетом положительного заключения экспертизы по объекту.
АО "УПТС" не согласилось согласовывать проект дополнительного соглашения об увеличении цены контракта только на 29,9%, указав это в письме от 24.09.2022 N 4892.
В ответ МКУ "СЕЗЗ" письмом от 27.06.2022 г. N 09-02/3380 (вх. N 2923) предложило заключить соглашение о расторжении по соглашению сторон контракта N 325/111 от 24.09.2021 г. и возвратить неосвоенный аванс в размере 31 033 245 рублей 03 копейки.
АО "УПТС" отказалось от согласования и подписания Соглашения о расторжении контракта от 24.09.2021 г. N 325/111 в предложенной редакции.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком не было представлено доказательств о намеренном уклонении Подрядчика от надлежащего исполнения заключенного контракта.
Подрядчик не терял интереса к исполнению заключенного Контракта, о чем свидетельствует отказ от подписания соглашения о расторжении контракта.
Причина одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, не обусловлена недобросовестным поведением Подрядчика и намеренным уклонением от исполнения контракта.
АО "УПТС" на основании заключенного контракта N 325/111 от 24.09.2021 в соответствии с техническим заданием на выполнение работ по подготовке проектно-сметной документации (ПСД) объекта капитального строительства, выполнении инженерных изысканий и строительство объекта "Канализационные сети для обеспечения централизованной системой водоотведения села Воздвиженка, г. Уссурийск", выполнило в полном объеме работы по подготовке проектно-сметной документации и инженерных изысканий объекта.
Проектно-сметная документация, выполненная АО "УПТС", прошла государственную экспертизу, по результату которой выдано положительное заключение, с утвержденной стоимостью выполнения работ по контракту в размере 583 912 670, 00 рублей, в том числе по проектированию - 46 328,86 тыс. руб. (без НДС).
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П). Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкий экономический характер, чем наложение штрафа.
Руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать сведения об АО "Уссурийское предприятие тепловых сетей" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 18 июля 2022 г. N 25-179/04-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2022