Резолютивная часть решения оглашена 19.07.2022
В полном объеме решение изготовлено 21.07.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП Петлякова А.В. на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку контейнеров для твердых коммунальных отходов (извещение N 0169300038022000150), при дистанционном участии:
- представителя Администрации Пластовского муниципального района (далее - заказчик) Герцовской Р.С., действующего на основании доверенности N 196 от 15.07.2022;
- представителя ИП Петлякова А.В. (далее - заявитель, индивидуальный предприниматель) Бажановой Г.Н., действующего на основании доверенности N 58 от 15.07.2022,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 13.07.2022 поступила жалоба ИП Петлякова А.В. на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку контейнеров для твердых коммунальных отходов (извещение N 0169300038022000150) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик 28.06.2022 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 966 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 07.07.2022 в 09:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заключаются в следующем.
Комиссией по осуществлению закупок не применены ограничения, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617.
По мнению заявителя, указанные действия комиссии по осуществлению закупок не соответствуют действующему законодательству о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводами жалобы заявителя не согласился, представил письменные пояснения, которые поддержал на заседании Комиссии, и указал следующее.
При рассмотрении заявок участников закупки комиссия по осуществлению закупок руководствовалась статьей 48 Закона о контрактной системе, извещением об осуществлении закупки.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Исходя из содержания извещения о проведении аукциона, заказчиком осуществляется закупка бочек транспортных металлических (код 25.29.11.900).
Данные товары включены в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), которые одновременно:
а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок.
Согласно пункту 9 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии). При отсутствии сведений о таком товаре в реестре российской промышленной продукции и евразийском реестре промышленных товаров указывается регистрационный номер сертификата СТ-1.
Информация об установлении предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств, содержится в извещении об осуществлении закупки.
Согласно материалам дела в аукционе участвовало одиннадцать участников.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 08.07.2022 заявки участников закупки с номерами 5, 6, 7, 4, 9, 10, 2, 3, 8, 1 признаны комиссией по осуществлению закупок соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Заявка с номером 11 отклонена комиссией на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, в связи с непредоставлением характеристик товара.
В заявках с номерами 5, 6, 7, 4, 2, 3, 1 содержатся предложения о поставке товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза (Российская Федерация).
Вместе с тем, в заявках участников с номерами 5, 6, 7, 4, 2, 3, 1 отсутствуют предусмотренные постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617, извещением об осуществлении закупки документы, подтверждающие страну происхождения товара.
Следует отметить, что согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, в случае отсутствия в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
В заявках участников закупки с номерами 9, 10, 8 содержатся предложения о поставке товаров российского происхождения (производство ИП Андреев А.В., ИП Петляков А.В.).
В целях подтверждения соблюдения ограничений участниками закупки в составе заявок представлена предусмотренная постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617, извещением об осуществлении закупки информация о нахождении товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей 95\1\2022 от 09.03.2022, 355\2\2022 от 09.03.2022.
Таким образом, на участие в определении поставщика подано не менее двух заявок, содержащих предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров различных производителей, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, что подтверждается соответствующими сведениями и документами. В данном случае, постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 подлежит применению. В связи с чем, заявки участников закупки с номерами 5, 6, 7, 4, 2, 3, 1, приравненные к заявкам, содержащим предложения о поставке товаров из иностранного государства, должны быть отклонены.
Однако в нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 комиссией по осуществлению закупок принято решение о соответствии таких заявок извещению об осуществлении закупки.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения:
1. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе электронный документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска).
Заказчиком в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617.
Согласно пункту 9 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии). При отсутствии сведений о таком товаре в реестре российской промышленной продукции и евразийском реестре промышленных товаров указывается регистрационный номер сертификата СТ-1.
В извещении об осуществлении закупки содержится требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки, в качестве подтверждения страны происхождения товаров, предлагаемых к поставке, копии выписки из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719.
Таким образом, заказчиком в извещении об осуществлении закупки установлено требование к содержанию заявки на участие в закупке в части предоставления информации и документов, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617, без учета положений пункта 9 указанного постановления, что, в свою очередь, не соответствует пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, в том числе содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, и т.д.
В силу пункта 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает требование к участникам закупки об отсутствии ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 03.05.2022 N 252 (далее - Указ N 252) приняты специальные экономические меры в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций, в том числе установлен запрет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее - лица, находящиеся под санкциями).
Таким образом, заказчики при подготовке извещения об осуществлении закупки устанавливают на основании пункта 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требование в том числе о том, что участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями.
Соответствие участника закупки установленным в извещении об осуществлении закупки требованиям Указа N 252, а также принятого в его реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 N 851 подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
Представление указанных документов участником закупки при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) уже предусмотрено нормами Закона о контрактной системе в составе заявки.
Указанная позиция отражена в Письме Минфина России от 20.07.2022 N 24-01-06/69926.
Вместе с тем, в извещении об осуществлении закупки отсутствует информация об установлении требования о том, что участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями. Указанное обстоятельство не соответствует пункту 11 части 1 статьи 31, пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
При этом, выявленные нарушения не повлияли на подачу участниками заявок на участие в закупке, а также на результаты рассматриваемого аукциона, в связи с чем Комиссия антимонопольного органа не усматривает необходимости в выдаче заказчику предписания, направленного на внесение изменений в извещение об осуществлении закупки.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ИП Петлякова А.В. на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку контейнеров для твердых коммунальных отходов (извещение N 0169300038022000150) обоснованными.
2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 11 части 1 статьи 31, пункта 12 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии К.А. Долгополова
Члены комиссии И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 июля 2022 г. N 074/06/106-1978/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2022