Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), в следующем составе:
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
... - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
в присутствии:
от заказчика Муниципального казенного учреждения "Служба эксплуатации городского хозяйства" Городского округа "Город Якутск" (далее также - МКУ "СЭГХ", заказчик): ... (представитель по доверенности);
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Старк Строй Сервис" (далее также - ООО "Старк Строй Сервис", заинтересованное лицо, исполнитель): .... (представитель по доверенности);
рассмотрев обращение, представленное заказчиком МКУ "СЭГХ" об участнике закупки ООО "Старк Строй Сервис" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на капитальный ремонт пожарной емкости по адресу: г. Якутск, с. Маган, ул. Кухто, 1 (извещение N 0116300000122000588), действуя в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании пунктов 13, 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком МКУ "СЭГХ" об участнике закупки ООО "Старк Строй Сервис" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на капитальный ремонт пожарной емкости по адресу: г. Якутск, с. Маган, ул. Кухто, 1 (извещение N 0116300000122000588).
Из обращения заказчика следует, что ООО "Старк Строй Сервис" не подписал в установленный срок контракт, в связи с чем, Заказчиком принято решение о признании участника уклонившимся от заключения контракта
В ходе рассмотрения дела представитель по доверенности пояснил, что умысла на уклонение от заключения контракта либо недобросовестного поведения со стороны Общества не имелось.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1)03.06.2022 года уполномоченным учреждением ОКРУЖНОЙ АДМИНИСТРАЦИЕЙ ГОРОДА ЯКУТСКА на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки, ООО "РТС-тендер" опубликовано извещение N 0116300000122000588 о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт пожарной емкости по адресу: г. Якутск, с. Маган, ул. Кухто, 1.
2)Начальная (максимальная) цена контракта - 2 069 304,00 рублей;
3)14.06.2022 года подведены итоги электронного аукциона, по результатам которого заявка ООО "Старк Строй Сервис" признана соответствующей требованиям заказчика;
4) 30.06.2022 года заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки, ООО "РТС-тендер" опубликован проект контракта;
6) 08.07.2022 Процедура заключения контракта N 01163000001220005880002 переведена на этап "Контракт не заключен";
7) 08.07.2022 Размещен "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 08.07.2022 NППУ20_2" для закупки N0116300000122000588;
8) 08.07.2022 Размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта".
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об участнике ИП ... по следующим основаниям:
В силу части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпункт "а" пункт 2 часть 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в часть 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Исходя из части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьи 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пункт 1 часть 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пункт 2 часть 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пункт 1 часть 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные часть 3 (за исключением случая, предусмотренного пункт 3 часть 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный часть 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункт 3 часть 3 настоящей статьи) и часть 5 настоящей статьи: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Комиссия Якутского УФАС установила, что проект контракта направлен заказчиком участнику закупки, занявшему второе место по результатам закупки ООО "Старк Строй Сервис".
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 14.06.2022 года, заявка ООО "Старк Строй Сервис" признана соответствующей электронного аукциона и заняла 2 место.
30.06.2022 года заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки, ООО "РТС-тендер" опубликован проект контракта.
Регламентированный срок для подписания проекта контракта 5 дней, до 07.07.2022.
При рассмотрении дела представитель ООО "Старк Строй Сервис" пояснил, что умысла на уклонение от заключения контракта либо недобросовестного поведения со стороны Общества не имелось, не подписание проекта контракта в установленный срок вызвано человеческим фактором. Общество было готово заключить контракт и исполнить условия контракта в полном объеме. Ранее Общество заключало и исполняло государственные и муниципальные контракты, обращений о включении сведений в отношении Общества в РНП антимонопольным органом не рассматривалось.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчик пояснил, что заказчик не настаивает на включении участника закупки ООО "Старк Строй Сервис" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий, как внесения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции, обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является наличие однозначных доказательств, свидетельствующих о недобросовестности победителя закупки, в том числе и не подписавшего в установленный срок проект контракта.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. 28.06.2017), согласно которой нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
В соответствии с пункт 14 Правил Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Изучив материалы дела, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок приходит к мнению, что действия "Старк Строй Сервис", приведшие к уклонению от заключения контракта, вызваны не умыслом в уклонении от подписания контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078, Комиссия по результатам проверки факта уклонения участника закупки от заключения государственного контракта,
р е ш и л а:
Сведения, представленные заказчиком Муниципальным казенным учреждением "Служба эксплуатации городского хозяйства" Городским округом "Город Якутск" об участнике закупки "Старк Строй Сервис" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на капитальный ремонт пожарной емкости по адресу: г. Якутск, с. Маган, ул. Кухто, 1 (извещение N 0116300000122000588) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) РФ не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 14 июля 2022 г. N 014/06/104-1041/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2022