Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
Членов комиссии:
В присутствии:
- представителя Министерства здравоохранения Кировской области, по доверенности,
- представителя ООО "Нутритек Кострома", на основании доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Нутритек Кострома",
У С Т А Н О В И Л А:
15.07.2022 года через ЕИС в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Нутритек Кострома" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Министерство здравоохранения Кировской области при проведении электронного аукциона на поставку каши молочной для детского питания (извещение N 0340200003322008282).
Заявитель сообщает, что Заказчиком при формировании закупки не установлены преимущества участникам в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н, а также нарушены нормы ч. 1 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), так как отсутствует медицинское обоснование установленных характеристик, отличных от установленных в ТР ТС 033/2013 и Решения КТС от 28.05.2010 N 299.
Рассмотрение жалобы назначалось на 21.07.2022 года. Стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Уполномоченное учреждение явку представителя не обеспечило, направило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя, сообщив, что не принимает участие в разработке технического задания.
Представитель Заявителя просит при рассмотрении жалобы указал, что просит не рассматривать довод относительно отсутствия преимущества участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения товаров в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в размере 15 процентов в связи с тем, что код ОКПД2, используемый Заказчиком отсутствует в перечне 1,2 указанного приказа.
Доводы Заявителя относительно необходимости Заказчика обосновывать показатели (железо, йод, натрий), отличных от установленных в ТР ТС 033/2013 и Решения КТС от 28.05.2010 N 299, в нарушение ч.1 п.2 ст. 33 Закона о контрактной системе, а также требование к весу упаковки единицы товара 200,0-250,0 г. без обоснования потребности, при наличии характеристики в ТР ТС 033/2013 - не более 1000,0 гр. остаются неизменными.
Заказчик направил письменные пояснения, которые при рассмотрении подтвердил представитель, сообщив, что при подготовке технического задания Заказчик строго руководствовался нормами ст. 33 Закона о контрактной системе.
В описании объекта закупки указаны функциональные, техническое и качественные характеристики товара, не включены товарные знаки, знаки обслуживания и т.д. Если Заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований.
Описание объекта закупки сформировано с соблюдением указанных требований и соответствует показателям предусмотренным Техническими регламентами, в том числе решению Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе (п. 12.2.4, 12.2.3) (далее - Решения КТС от 28.05.2010 N 299). Данный вывод подтверждается доводами жалобы Заявителя.
Все технические характеристики установлены Заказчиком исходя из своих потребностей, связанных с реализацией возложенных на Заказчика полномочий. Для обеспечения компенсации дефицита жизненно важных веществ Заказчиком предъявляются требования к повышенному уровню железа и йода в составе продукта для детей в возрасте до 3 лет. В тоже время для минимизации негативного воздействия на незрелые внутренние органы ребенка солей, требование к содержанию натрия установлены ниже максимального предела, указанного в Решении N 299.
Минимально необходимые для Заказчика диапазоны указанных показателей установлены в соответствии с рекомендациями диетологов медицинских учреждений, подведомственных Заказчику. Требование к фасовке питания 200-250 гр. обуславливается тем, что питание выдается пациентам на дом, фасовка является оптимальной, позволяющей избежать окисления и загрязнений продукта после вскрытия упаковки, выпускается широким кругом производителей. Указал, что Заявителем не представлено доказательств, обосновывающих свою позицию по доводам жалобы относительно ограничения круга участников.
Заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик проводит закупку на право заключения контракта на поставку товара, а не на его производство, следовательно, принять участие в закупке может неопределенное число лиц, в том числе специализирующихся на поставках различной продукции.
Изучив представленные документы, заслушав Заявителя, пояснения Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
13.07.2022 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003322008282 о проведении электронного аукциона на поставку каши молочной для детского питания. Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 1230450,00 руб. Окончание срока подачи заявок - 22.07.2022 года в 9-00 ч.
Согласно Техническому заданию (описание объекта закупки) к поставке требуется товар со следующими характеристиками:
Наименование товара, единица измерения, количество товара, код ОКПД 2, код позиции каталога товаров, работ, услуг (при наличии) |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки <*> |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара (единицы измерения) <**> |
Минимальные и (или) максимальные значения характеристик товара |
Требования заказчика к указанию минимальных и (или) максимальных значений характеристик товара участником закупки <***> |
10.86.10.100-00000001 Каша молочная для детского питания
(Каша молочная гречневая -1893 кг.) |
Характеристики в соответствии с КТРУ: |
|||
Вид каши: Гречневая |
|
|
||
Форма выпуска: Сухая |
|
|
||
Способ приготовления: не требующая варки |
|
|
||
Дополнительные характеристики товара<****>: | ||||
Наличие глютена: Нет |
|
|
||
Блюдо прикорма для детей с 4-5 месяцев. |
|
|
|
|
|
Состав каши на 100г сухого продукта: |
|
|
|
|
Белок, грамм |
12,0-20,0 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Жир, грамм |
10,0 - 18,0 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Углеводы, грамм |
60,0 -70,0 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Железо, мг |
8-10 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Йод, мкг |
60-80 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Натрий, мг |
не более 200 |
Одно значение или несколько значений |
|
Содержит сбалансированный комплекс витаминов: Витамин А, Витамин Е, Витамин В1, Витамин В2, ниацин |
|
|
|
|
Без искусственных добавок, без ароматизаторов, без красителей, без консервантов. |
|
|
|
|
|
Фасовка упаковки, г |
200-250 |
Одно значение или несколько значений |
Описание объекта закупки сформировано с учетом необходимости организации Государственным заказчиком дополнительного питания детей.
<*> Участник закупки не вправе изменять характеристики товара и (или) их значения или выходить за пределы их допустимых значений. Указанные характеристики товара и их значения обязательно должны содержаться в заявке на участие в закупке.
<**> Участник закупки указывает характеристики товара, значения которых установлены в рамках их минимальных и (или) максимальных значений. Указанные характеристики товара и их значения обязательно должны содержаться в заявке на участие в закупке.
<***> Участник закупки указывает следующие значения или диапазонные значения характеристик товара:
"Одно значение или несколько значений" - участник закупки указывает одно значение или несколько значений из установленного диапазона, допускается диапазон значений;
"Диапазонное значение" - участник закупки указывает диапазон значений (минимальное и максимальное значения) в рамках допустимых пределов.
<****> Дополнительные характеристики указаны в соответствии с потребностью заказчика.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
В соответствии с п. 1 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, при описании в документации о закупке объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При рассмотрении документации закупки, Комиссией Кировского УФАС России установлено, что в Техническом задании Заказчиком установлены характеристики по минимальным и максимальным значениям, в том числе железа (8-10 мг), йода (60-80 мкг), натрия (не более 200 мг), а также фасовка упаковки по 200-250 грамм, что не противоречит требованиям Решение КТС от 28.05.2010 N 299 по содержанию минеральных веществ в кашах сухих на молочной основе: натрий, мг - не более 500; железо, мг - 6-10; йод, мкг - 40-80 - находится в пределах установленных диапазонов, что не требует дополнительного обоснования применения характеристик, а также пп. "а" п. 61 главы XI "ТР ТС 033/2013. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности молока и молочной продукции", утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 "О техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", устанавливающей, что продукция детского питания на молочной основе для детей раннего возраста, адаптированные или частично адаптированные начальные или последующие молочные смеси (в том числе сухие), сухие кисломолочные смеси, молочные напитки (в том числе сухие) для детей раннего возраста, молочные каши, готовые к употреблению, и молочные каши сухие (восстанавливаемые до готовности в домашних условиях питьевой водой) для питания детей раннего возраста должны выпускаться в обращение на таможенной территории Таможенного союза только фасованными и упакованными в герметичную мелкоштучную упаковку, не превышающую 1 кг - сухие продукты (адаптированные или частично адаптированные начальные или последующие молочные смеси, сухие кисломолочные смеси, пищевая продукция прикорма на молочной основе, продукты моментального приготовления, молочные каши сухие (восстанавливаемые до готовности в домашних условиях питьевой водой).
Указанные Заказчиком характеристики являются потребностью Заказчика, исходя из специфики его деятельности, о чем сделана соответствующая отметка в Техническом задании.
При этом, по мнению Комиссии антимонопольного органа, из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований при описании объекта закупки, при этом, такое описание объекта закупки должно позволить участникам закупки достоверно установить и указать в заявке параметры товара, удовлетворяющие потребности заказчика.
Таким образом, заказчик включил в техническое задание требования, которые могут обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки, в пределах существующих нормативов, следовательно, техническая часть документации составлена Заказчиком в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
При подготовке аукционной документации Заказчиком были получены коммерческие предложения от различных юридических лиц для формирования НМЦК, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседании, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки, отсутствия потребностей в приобретении товара с указанными характеристиками.
Довод Заявителя не обоснован.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "Нутритек Кострома" на действия Заказчика - Министерство здравоохранения Кировской области при проведении электронного аукциона на поставку каши молочной для детского питания (извещение N 0340200003322008282).
2. Отменить приостановление заключения контракта.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 21 июля 2022 г. N 043/06/106-626/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2022