Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев представленные Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Омский государственный университет путей сообщения" (далее - ОмГУПС (ОмИИТ), учреждение, заказчик) сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Трэвел-Клуб" (далее - ООО "Трэвел-Клуб", общество, исполнитель) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 0352100004622000005, заключенного 30.06.2021 по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по организации оздоровительных, спортивных, экскурсионных мероприятий со студентами на территории Краснодарского края, г. Сочи, Адлерского района (извещение N 0352100004622000005) (далее соответственно - электронный аукцион, аукцион, контракт),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика - "_" (доверенность N 2245 от 18.07.2022),
исполнителя - "_", директора общества, "_" (доверенность от 22.07.2022)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 7124 от 20.07.2022) обращение о включении информации об исполнителе в Реестр и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 08.06.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 3763500 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 16.06.2022 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы 2 участниками закупки, лучшее ценовое предложение 3537690 руб. сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 112079710 ( порядковый номер 1, присвоенный оператором).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.06.2022 победителем электронного аукциона признан участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ООО "Трэвел-Клуб").
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 30.06.2022 между учреждением и обществом заключен контракт.
06.07.2022 ОмГУПС (ОмИИТ) принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с выявлением недостатков услуг, которые в установленный заказчиком срок не были устранены в полном объеме, являются существенными и неустранимыми.
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 18.07.2022, информация о расторжении контракта размещена на официальном сайте ЕИС 20.07.2022 в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Трэвел-Клуб" не подлежат включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Часть 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе устанавливает, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.1 раздела 8 "Порядок расторжения Контракта" контракта было предусмотрено условие о том, что контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда либо в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Также подпункт 5.2.8 пункта 5.2 раздела 5 контракта "Права и обязанности Сторон" определял право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в случаях, предусмотренных пунктом 8.2 контракта.
Такими случаями согласно пункту 8.2 контракта выступают основания, предусмотренные ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В пункте 8.5 контракта указано, что расторжение контракта в случае одностороннего отказа от исполнения одной из его сторон осуществляется с соблюдением требований статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
Кроме того, в подпункте 16.3.2 пункта 16 "Иные требования к услугам" Описания объекта закупки (технического задания) (далее - Техническое задание) (Приложение N 1 к контракту) особо отмечено, что в случае существенного нарушения любого из условий Технического задания, которое является неотъемлемой частью контракта, подтвержденных документально, в том числе свидетельскими показаниями участников мероприятия, заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
Статьей 309 ГК РФ регламентировано, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Между сторонами на основании заключенного контракта сложились отношения, основанные на договоре возмездного оказания услуг.
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Особенностью правового регулирования договора возмездного оказания услуг согласно статье 783 ГК РФ является то, что общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 такого Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (пункт 3 статьи 723 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 1 и 5 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать такие электронные документы, как описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного закона и проект контракта в виде электронного документа.
Описанием объекта закупки, размещенным на официальном сайте ЕИС в виде электронного документа (Приложение N 1 к извещению о проведении электронного аукциона), в табличной форме определены перечень требований, предъявляемых к услугам, и их содержание.
Указанная информация также была включена в Техническое задание заключенного между сторонами контракта.
Согласно пункту 1.1 раздела 1 контракта его предметом являлось следующее:
"В соответствии с Контрактом Исполнитель обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, оказать услуги по организации оздоровительных, спортивных, экскурсионных мероприятий со студентами на территории Краснодарского края, г. Сочи, Адлерского района (далее - Услуги) в соответствии с Описанием объекта закупки (приложение N 1 к настоящему Контракту), определяющим объем, содержание услуг и другие, предъявляемые к ним требования, и по цене, указанной в Спецификации (приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить оказанные Услуги".
Пункты 3.1, 3.2 и 3.3 контракта включали сведения о сроках, порядке оказания услуг, качестве оказываемых услуг:
"3.1. Срок оказания Услуг:
- первый заезд (55 (пятьдесят пять) человек): с 06.08.2022 по 17.08.2022 включительно;
- второй заезд (55 (пятьдесят пять) человек): с 18.08.2022 по 29.08.2022 включительно.
3.2. Порядок оказания Услуг по настоящему Контракту согласован Сторонами и указан Описании объекта закупки (приложение N 1 к настоящему Контракту).
3.3. Исполнитель несет ответственность за качество оказываемых Услуг. Услуги должны быть оказаны с надлежащим качеством, в полном объеме и в установленный Контрактом срок".
Кроме того, порядок оказания услуг был конкретизирован положениями пунктов 16.2 и 16.3 Технического задания: после подведения итогов определения исполнителя заказчик вправе направить запрос на получение в письменной форме сведений о точном адресе места оказания услуг (название и адрес пансионата) победителю определения исполнителя (иному участнику закупки, с которым заключается контракт); в любое время до начала оказания услуг, в том числе и до заключения контракта, заказчик вправе произвести проверку уровня санитарно-гигиенической подготовки объекта размещения к заезду студентов и соответствия предлагаемых услуг требованиям технического задания, которое является неотъемлемой частью контракта.
С 01.07.2022 заказчикам при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта необходимо руководствоваться порядком, предусмотренным частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной нормой в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое ОмГУПС (ОмИИТ) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 2107) 06.07.2022 в 09:18 (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 1550400428222000018) признается 06.07.2022 в 09:18 (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой исполнитель.
Таким образом, ООО "Трэвел-Клуб" в период с 07.07.2022 по 18.07.2022 (с учетом нерабочего дня, являющегося последним днем десятидневного срока) имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от его исполнения.
В связи с указанными обстоятельствами датой расторжения контракта является 19.07.2022.
Вместе с тем заказчиком в нарушение частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе за дату расторжения контракта было принято 18.07.2022.
Определение заказчиком даты расторжения контракта ранее предусмотренного законом срока фактически связано с ограничением права лица на исправление недостатков, предоставленного ему в соответствии с частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
3. Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В силу частей 2 и 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Омским УФАС России 21.07.2022 по адресу электронной почты ООО "Трэвел-Клуб": v.chayka1975@inbox.ru, содержащемуся в сведениях об участнике при подаче заявки на участие в электронном аукционе, а также заказным письмом по адресу общества, указанному в контракте: 309502, Белгородская область, г. Старый Оскол, мкр. Королева, д. 29 А (исх. N 03-5853), было направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 25.07.2022 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 27.07.2022 в 10 час. 40 мин. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос Омского УФАС России представлены (вх. N 7256э от 26.07.2022) письменные пояснения, согласно которым, по мнению ООО "Трэвел-Клуб", со стороны исполнителя предпринимались необходимые действия, направленные на исполнение контракта. В частности, указано на осуществление мероприятий по устранению несоответствий объекта, являющего местом оказания услуг, требованиям Технического задания. Кроме того, в случае установления заказчиком при повторной проверке расхождений относительно заявленных в Техническом задании требований к услугам, предложено снизить цену контракта на 10 % от стоимости, по которой он был заключен.
Представленные заказчиком сведения о взаимодействии с обществом в рамках исполнения контракта, документальные доказательства существенных нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также вся имеющаяся переписка между сторонами свидетельствуют о следующем:
ДАТА |
СОБЫТИЕ |
17.06.2022 |
Заказчик направил исполнителю посредством электронной почты запрос о предоставлении сведений о точном адресе места оказания услуг в срок до 18.06.2022. Ответ в установленный срок от общества не поступил. |
21.06.2022 |
Учреждением повторно осуществлен запрос информации у исполнителя с указанием срока на предоставление ответа до 23.06.2022. |
22.06.2022 |
В ответ на запрос заказчика письмом от 21.06.2022 б/н общество подтвердило бронирование туристических путевок с указанием места оказания услуг (объекта размещения) - АО "Санаторий "Известия". Учреждением было направлено два запроса на имя генерального директора АО "Санаторий "Известия" о подтверждении бронирования мест и соответствия объекта требованиям Технического задания. АО "Санаторий "Известия" сообщило (исх. N 68 от 21.06.2022), что всю хозяйственную деятельность на объектах территории санатория, в том числе заключение договоров с туристическими агентствами и туристическими операторами по бронированию номерного фонда осуществляет ООО "Оникс Курорт" в соответствии с заключенным договором между ними. Также было подтверждено бронирование мест. |
24.06.2022 |
Заказчик в направленном обществу письме уведомил о намерении 27.06.2022 выехать с проверкой уровня санитарно-гигиенической подготовки объекта размещения к заезду студентов и соответствия предлагаемых услуг требованиям технического задания в присутствии представителей обеих сторон и представителей предлагаемого санатория. |
27.06.2022 |
В ходе проведения осмотра объекта выявлено несоответствие объекта требованиям Технического задания. Факт несоответствия предлагаемых услуг таким требованиям исполнителем подтвержден, соответствующий акт составлен и подписан представителями сторон. |
15.07.2022 |
В личный кабинет заказчика на официальном сайте ЕИС в ответ на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от исполнителя поступило уведомление претензионной переписки (обращение) с прикрепленным файлом "обращение к заказчику". При этом заказчику не представилось возможным загрузить и просмотреть прикрепленный файл, в связи с чем 18.07.2022 было направлено обращение в техническую службу поддержки официального сайта ЕИС, ответ на которое на момент рассмотрения сведений не получен. |
18.07.2022 |
Заказчиком получено обращение, направленное исполнителем посредством почтовой связи, в котором последний указал на проведение мероприятий по устранению несоответствий, отраженных в акте от 27.06.2022. При этом представленные сведения свидетельствовали о частичном устранении несоответствий места оказания услуг требованиям Технического задания, выявленных при проведении проверки. На указанное письмо учреждением в адрес исполнителя ответ направлен не был в связи со вступлением в силу, по мнению заказчика, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. |
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Комиссия отмечает, что общество, принимая участие в закупке и выражая согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных извещением о проведении электронного аукциона, а в дальнейшем заключая контракт, не вправе ссылаться на обстоятельства, согласно которым требованиям, предъявляемым к оказанию услуг, соответствует только одно лицо, являющееся потенциальным исполнителем по контракту.
Более того, невозможность осуществления обществом бронирования номеров у сторонней организации для целей исполнения заключенного с заказчиком контракта относится к рискам его предпринимательской деятельности и не является обстоятельством непреодолимой силы.
ООО "Трэвел-Клуб", руководствуясь требованиями заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей по контракту, должно было осознавать возможные риски, связанные с выбором места оказания услуг в целях размещения лиц в летний период.
Вместе с тем изложенные выше обстоятельства, подтвержденные представленными в материалы дела документами и сведениями, по мнению Комиссии, свидетельствует о том, что выявленные ОмГУПС (ОмИИТ) в ходе проведения проверки несоответствия предлагаемых услуг требованиям Технического задания с учетом их характера хоть и являются существенными и неустранимыми для данного вида услуг, однако и действия заказчика по включению в описание объекта закупки требований к услугам также не могут быть признаны надлежащими.
Одним из принципов контрактной системы в сфере закупок согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе является принцип обеспечения конкуренции.
Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям такого закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Правила описания объекта закупки установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно части 3 названной нормы не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.
Комиссия считает, что заказчиком были нарушены вышеприведенные положения Федерального закона о контрактной системе при включении в описание объекта закупки требований о том, что исполнитель должен иметь собственный морской бесплатный пляж для проживающих, располагающийся на расстоянии не более 250 метров от пансионата, на территории оказания услуг должны находиться собственные объекты инфраструктуры такого исполнителя (открытый бассейн, спортивные площадки, киноконцертные залы) (пункты 11.1, 12.2).
По убеждению Комиссии, требования описания объекта закупки о том, что названные объекты, необходимые для организации отдыха проживающих в пансионате, должны находиться именно на праве собственности, а не, в том числе ином законном основании(например, аренды и пр.), могли привести к ограничению количества участников закупки. Выводы Комиссии косвенно подтверждаются тем, что на участие в данной закупке поступили только две заявки.
Комиссией также в действиях ОмГУПС (ОмИИТ) были выявлены нарушения установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, которые по смыслу пункта 15 Правил являются основанием для принятия органом контроля решения об отказе во включении информации о поставщике в Реестр.
При указанных обстоятельствах сведения об ООО "Трэвел-Клуб" не подлежат включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Трэвел-Клуб": 309502, Белгородская область, г. Старый Оскол, мкр. Королева, д. 29 А, ИНН 3127511121, КПП 312801001,
- о директоре и единственном участнике общества с ограниченной ответственностью "Трэвел-Клуб" (размер доли (в процентах) - 100 % "_", ИНН 312814544706.
2. Признать в действиях Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный университет путей сообщения" нарушение статьи 8, части 3 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42, частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 27 июля 2022 г. N РНП-55-117/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2022