Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение государственного казенного учреждения Тульской области "ЖИЛКОМРЕФОРМА" (далее - Заказчик, Учреждение) (вх. N 4454 от 21.07.2022) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "ХАС" (далее - Общество, ООО "ХАС", Подрядчик) (ИНН 9701168569; ул. Бауманская, д. 7, стр. 1, этаж антресоль 2 пом/ком I/18(РМ4Б), г. Москва, 105005) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 06.04.2022 N Ф.2022.41 на выполнение оригинальных работ в области дизайна центральной площади им. В.И. Ленина г. Ясногорск Тульской области (закупка N 0366200035622001100, реестровый номер контракта 2710304682822000014) (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
- - представителя ООО "ХАС" по доверенности;
в отсутствие представителей Заказчика, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и способе рассмотрения настоящего дела,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО "ХАС" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на выполнение оригинальных работ в области дизайна центральной площади им. В.И. Ленина г. Ясногорск Тульской области (закупка N 0366200035622001100) (далее - Закупка), в связи с существенным нарушением Обществом условий Контракта.
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке размещено 23.03.2022 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система, ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 300 000,00 рублей.
06.04.2022 по итогам Закупки между Заказчиком и ООО "ХАС" заключен Контракт на сумму 269 000,00 рублей.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить оригинальные работы в области дизайна центральной площади им. В. И. Ленина г. Ясногорск Тульской области в соответствии с условиями настоящего Контракта, описанием объекта закупки (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в установленном настоящим Контрактом порядке.
Пунктом 1.2 Контракта установлено, что Подрядчик обязуется выполнить все работы, указанные в п. 1.1 настоящего Контракта, своими силами или с привлечением субподрядчиков, соисполнителей.
Раздел 3 Контракта устанавливает следующие сроки выполнения работ:
"3.1. Сроки выполнения работ по настоящему Контракту: в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента заключения настоящего Контакта.
3.2. На момент подписания настоящего Контракта дата окончания работ является исходной для имущественных санкций в случаях нарушения сроков выполнения работ, определенных пунктом 3.1 Контракта.
3.3. Подрядчик вправе досрочно выполнить работы".
Порядок сдачи и приемки работ согласован сторонами Контракта в разделе 5.
Приложение N 1 "Описание объекта закупки" к Контракту (далее - Описание объекта закупки) содержит следующие положения:
"5. Общие требования к выполнению работ, их качеству, в том числе технологии выполнения работ, методам и методике выполнения работ:
Работы как результат интеллектуальной деятельности должны выполняться в соответствии с требованиями и методическими рекомендациями, разработанными для формирования и подачи заявки на участие во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Работы выполняются в соответствии с:
- постановлением Правительства РФ от 7 марта 2018 г. N 237 "Об утверждении Правил предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды";
- составом работ, предусмотренным разделом 1.3 таблицы N 1.
При выполнении оригинальных работ в области дизайна центральной площади им. В.И. Ленина г. Ясногорск Тульской области необходимо учитывать в т.ч., но не ограничиваясь:
- существующую и перспективную градостроительную ситуацию;
- сложившуюся улично-дорожную сеть, транспортные и основные пешеходные потоки;
- характер городского ландшафта, включая рельеф территории;
- требования и ограничения в части охраны объектов культурного наследия, объектов археологического наследия;
- требования по охране окружающей среды;
- требования действующего законодательства в сфере градостроительной деятельности;
- требования, предъявляемые к составу конкурсной заявки 2022 г. конкурсной комиссией по организации и проведению конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды;
- научно-исследовательский опыт в сфере градостроительной деятельности.
6. Условия выполнения работ:
6.1. Подрядчик осуществляет проведение исследования на местности: фотофиксация существующего облика территории и объектов, проведение замеров, аэрофотосъемка.
6.2. Подрядчик осуществляет разработку концепции благоустройства территории путем выполнения научно-исследовательских работ с учетом мнения различных социальных групп населения, историко-культурного значения и функционала территории, особенностей окружающей архитектуры и ландшафта, условиями эксплуатации.
6.3. Подрядчик осуществляет создание концепт-проекта территории в соответствии с разделом заявки 4 (альбом с основными схемами и графическими материалами, содержащий в том числе пояснительную записку, в которой указывается площадь объекта, создаваемого в рамках проекта, и комплекс мероприятий, связанных с реализацией проекта), в том числе: оглавление, обоснование выбора места и востребованности проекта, существующее положение, архитектурные решения, пояснительная записка, планшет, исходные материалы к планшету, презентация проекта, подтверждающие материалы.
6.4. Подрядчик осуществляет создание технико-экономического и финансового обоснования проекта в соответствии с разделом заявки 5 (укрупненный сметный расчет и схема финансирования проекта, информация об экономических и социальных эффектах от реализации проекта).
6.5. Подрядчик осуществляет сбор и подготовку полного комплекта заявки, включая разделы 1 (сопроводительные документы), 2 (информация, подтверждающая проведение общественного обсуждения проекта, а также иная информация о формах участия и вовлечения граждан и общественности на всех этапах подготовки и реализации проекта), 3 (пояснительная записка с обоснованием выбора места и востребованности проекта).
6.6. Не позднее, чем за 7 (семь) календарных дней до окончания срока выполнения работ Подрядчик направляет для ознакомления и согласования Заказчику в электронном виде на адрес электронной почты zhilkomref.ckgs@tularegion.org:
- результаты исследования на местности;
- результаты создания концепт-проекта территории в соответствии с разделом заявки 4 (альбом с основными схемами и графическими материалами, содержащий в том числе пояснительную записку, в которой указывается площадь объекта, создаваемого в рамках проекта, и комплекс мероприятий, связанных с реализацией проекта);
- результаты создания технико-экономического и финансового обоснования проекта в соответствии с разделом заявки 5 (укрупненный сметный расчет и схема финансирования проекта, информация об экономических и социальных эффектах от реализации проекта);
- результаты сбора и подготовки полного комплекта заявки, включая разделы 1 (сопроводительные документы), 2 (информация, подтверждающая проведение общественного обсуждения проекта, а также иная информация о формах участия и вовлечения граждан и общественности на всех этапах подготовки и реализации проекта), 3 (пояснительная записка с обоснованием выбора места и востребованности проекта).
6.7. Если в материалах, направленных для ознакомления и согласования Заказчику в электронном виде на адрес электронной почты zhilkomref.ckgs@tularegion.org, обнаружатся дефекты, то Подрядчик обязан их устранить за свой счет и в течение 2 (двух) календарных дней.
6.8. При наличии предварительного согласования Заказчиком результатов выполненных работ, предусмотренного пунктом 6.2 Описания объекта закупки, стороны могут приступить к сдаче и приемке выполненных работ".
Подпунктом 1.4 пункта 8 Описания объекта закупки определен следующий состав работ:
"1. Текстовая часть проекта:
1.1. Разделы заявки на Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях:
1.2. Сопроводительные документы (описание проекта и состав команды);
1.3. Пояснительная записка с обоснованием выбора места и востребованности проекта (описание проблем и задач развития муниципального образования, функции проекта при реализации задач по развитию муниципального образования, предполагаемые изменения, которые произойдут в муниципальном образовании в течение 3-5 лет в случае реализации проекта, влияние проекта на территории муниципального образования, связанные с территорией, на которой планируется реализация проекта, планы муниципального образования по развитию иных общественных пространств, подтверждение востребованности проекта и выбора места, описание механизмов синхронизации, подтверждающие материалы).
1.4. Технико-экономическое и финансовое обоснование проекта (укрупненный расчет затрат на реализацию мероприятий, реализуемых в рамках проекта, с указанием источников финансирования, укрупненный расчет ежегодных эксплуатационных расходов на содержание предлагаемых к созданию общественных пространств и объектов благоустройства, прогноз роста капитализации объектов недвижимости, попадающих в зону влияния проекта, прогноз возникновения новых объектов осуществления предпринимательской деятельности с указанием их площади и количества рабочих мест, расчет единоразовых и регулярных налоговых и неналоговых доходов от реализации проектных решений и дальнейшей эксплуатации территории, благоустраиваемой в рамках проекта, описание потенциала развития предприятий и организаций, потенциал привлечения частных инвестиций в случае реализации проекта, описание иных экономических и социальных эффектов, основные прогнозные экономические показатели проекта, подтверждающие материалы)
2. Графическая часть проекта включает в себя раздел Заявки на Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях:
- альбом с основными схемами и графическими материалами, содержащий в том числе пояснительную записку, в которой указывается площадь объекта, создаваемого в рамках проекта и комплекс мероприятий, связанных с реализацией проекта (оглавление, обоснование выбора места и востребованности проекта, существующее положение, архитектурные решения, пояснительная записка, планшет, исходные материалы к планшету, презентация проекта, подтверждающие материалы)".
Подпунктом 2.1 пункта 8 Описания объекта закупки определены следующие требования к формам предоставления материалов:
"Альбом с материалами заявки-проекта в электронном виде в формате DWG, GSFX и PDF (2 экз.) в формате А3, горизонтальной ориентации, не менее 60 полос, разрешением не менее 72-dpi, файл с расширением "pdf", а также на бумажном носителе в формате А3 (2 экз).
- Описание проекта и состав команды: файл в формате .pdf, шрифт Times New Roman, размер шрифта 12. Рекомендуемый объем - не более 7 страниц формата A4.
- Сведения о предпроектном социокультурном исследовании: представляются единым файлом в формате .pdf, шрифт Times New Roman, размер шрифта 12. Рекомендуемый объем - не более 45 страниц формата А4 (рекомендуемый объем - не более 15 страниц на каждый раздел).
- Описание задач развития муниципального образования: представляются единым файлом в формате .pdf, шрифт Times New Roman, размер шрифта 12. Рекомендуемый объем - не более 15 страниц формата А4.
- Укрупненный расчет затрат на реализацию мероприятий, реализуемых в рамках проекта, с указанием источников финансирования (средства государственной поддержки победителей конкурса, средства бюджета субъекта РФ и/или муниципального бюджета, внебюджетные источники финансирования): представляются единым файлом в формате .pdf, шрифт Times New Roman, размер шрифта 12. Рекомендуемый объем - не более 20 страниц формата А4.
- Основные прогнозные экономические показатели проекта: таблица в составе формы заявки".
Из материалов дела установлено следующее.
Согласно пояснениям представителя Общества, Подрядчик направил Заказчику по электронной почте zhilkomref.ckgs@tularegion.org дизайн-проект 27.05.2022, а также разместил счет-фактуру от 27.05.2022 N 120 в единой информационной системе.
При этом, представитель Общества также пояснил, что направлял дизайн-проект и ранее осуществлял переписку с Заказчиком посредством системы мгновенного обмена сообщениями "Telegram" в телеграм-канале.
Вместе с тем, подобный порядок направления Контрактом не установлен, дополнительно сторонами Контракта не согласовывался. Каких-либо документов, подтверждающих возможность использования дополнительных каналов связи, в материалы дела не представлено.
Заказчик, в свою очередь, получение документов, предусмотренных требованиям Контракта, не подтверждает, к сведениям, представленным в материалы дела по запросу Тульского УФАС России, прикладывает скриншоты из личного кабинета клиента для работы с электронной почтой с веб-интерфейсом "Roundcube", в которых отсутствуют входящие 27.05.2022 письма от ООО "ХАС".
30.05.2022 Заказчик сформировал экспертное заключение, в том числе следующего содержания:
"В соответствии с пунктом 6.6 Описания объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) не позднее, чем за 7 (семь) календарных дней до окончания срока выполнения работ Подрядчик обязан направить, для ознакомления и согласования Заказчику, в электронном виде на адрес электронной почты zhilkomref.ckgs@tularegion.org:
- результаты исследования на местности;
- результаты создания концепт-проекта территории в соответствии с разделом заявки 4 (альбом с основными схемами и графическими материалами, содержащий в том числе пояснительную записку, в которой указывается площадь объекта, создаваемого в рамках проекта, и комплекс мероприятий, связанных с реализацией проекта);
- результаты создания технике-экономического и финансового обоснования проекта в соответствии с разделом заявки 5 (укрупненный сметный расчет и схема финансирования проекта, информация об экономических и социальных эффектах от реализации проекта);
- результаты сбора и подготовки полного комплекта заявки, включая разделы 1 (сопроводительные документы), 2 (информация, подтверждающая проведение общественного обсуждения проекта, а также иная информация о формах участия и вовлечения граждан и общественности на всех этапах подготовки и реализации проекта), 3 (пояснительная записка с обоснованием выбора места и востребованности проекта).
Результаты, указанные в пункте 6.6 Описания объекта закупки, не были направлены для ознакомления и согласования Заказчику на указанный им электронный адрес.
Качество работ невозможно установить из-за отсутствия надлежащим образом направленной ООО "ХАС" документации".
31.05.2022 Заказчик разместил в ЕИС мотивированный отказ в электронном виде, в котором указал следующие причины и основания в отказе от приемки:
"При проведении внутренней экспертизы Заказчиком было проверено качество предоставленных Подрядчиком результатов исполнения Контракта в части их соответствия условиям Контракта. В результате проведенной внутренней экспертизы выполненных работ Заказчиком установлено, что качество работ невозможно установить из-за отсутствия соответствующей документации. Имеются основания для отказа в приемке работ, так как, не исполнены требования, указанные в пункте 5.1 Контракта и в пункте 6.6 Описания объекта закупки (приложение N1 к Контракту)".
Кроме того, Заказчик также 31.05.2022 разместил в ЕИС документ "Мотивированный отказ.pdf" (исх. N 01-04/285 от 30.05.2022), в котором указано следующее:
"В результате проведенной внутренней экспертизы выполненных работ Заказчиком установлено, что качество работ невозможно установить из-за отсутствия соответствующей документации. Имеются основания для отказа в приемке работ, так как, не исполнены требования, указанные в пункте 5.1 Контракта и в пункте 6.6 Описания объекта закупки.
Заказчик требует от Подрядчика устранить вышеуказанные недостатки в течение 2 (двух) дней с момента получения настоящего мотивированного отказа от подписания акта сдачи-приемки выполненных работ.
Повторную приемку результатов выполненных работ осуществить в срок, не позднее 03.06.2022".
Согласно пояснениям представителя Общества, Подрядчик повторно направил Заказчику по электронной почте zhilkomref.ckgs@tularegion.org дизайн-проект 06.06.2022, а также разместил счет-фактуру от 06.06.2022 N 121 в единой информационной системе.
При этом, в материалы дела Обществом представлен скриншот, направленного, по его мнению, дизайн-проекта в электронном виде.
Однако, такой документ не может быть подвергнут оценке со стороны Комиссии, так как последняя не наделена полномочиями осуществлять действия Заказчика по приемке результатов выполненных работ.
Кроме того, какая-либо информация, подтверждающая направление Заказчику результатов, предусмотренных пунктом 6.6 Описания объекта закупки, в материалах дела не содержится.
22.06.2022 Заказчик направил Подрядчику претензию (письмо исх. N 01-04/335), в котором также указал о невыполнении работ, ранее указанных в экспертном заключении от 30.05.2022, а также расчет пени за просрочку исполнения Обществом обязательств по Контракту и штрафа за невыполнение его условий.
30.06.2022 Заказчик разместил в ЕИС мотивированный отказ (исх. N 01-04/355) и экспертное заключение от 28.06.2022, в которых указал аналогичные причины отказа, связанных с невозможностью установить качество выполненных работ ввиду ненаправления Подрядчиком Заказчику их результатов, предусмотренных Контрактом (в частности пунктом 6.6 Описания объекта закупки).
Необходимо отметить, что ООО "ХАС" обращалась с Тульское УФАС России с заявлением, направленным в соответствии с ведомственной принадлежностью в министерство по контролю и профилактике коррупционных нарушений в Тульской области, которое по результатам проверки действий Заказчика при составлении и направлении мотивированного отказа от подписания документа о приемке, а также при проведении экспертизы результатов выполненных работ не выявило каких-либо нарушений, о чем известило в установленном порядке Управление.
При этом, Общество указывает, что также направило дизайн-проект заказным письмом с уведомлением (номер РПО 12705171033752). Согласно информации, приведенной на сайте Почты России (https://www.pochta.ru/tracking#12705171033752), указанное отправление прибыло в место вручения 10.06.2022 и, по неустановленным причинам, 30.06.2022 выслано обратно отправителю, таким образом, не получено Заказчиком.
Факт получения такого отправления Заказчик также не подтверждает.
Согласно информации, содержащейся в материалах дела, по состоянию на 04.07.2022 работы, предусмотренные Контрактом, в полном объеме не были выполнены Подрядчиком.
В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 2 статьи 715 ГК РФ определено, что, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.3 Контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном Законом.
В связи с тем, что ООО "ХАС" в установленный Контрактом срок не исполнило свои обязательства по Контракту (не исполнены требования, указанные в пункте 5.1 Контракта и в пункте 6.6 Описания объекта закупки), 04.07.2022 Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 1 от 04.07.2022 (далее - Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Решение).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.
Анализ положений частей 12.1, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта сформировано с использованием единой информационной системы 04.07.2022.
Следовательно, датой поступления Подрядчику Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона считается дата размещения в единой информационной системе такого Решения - 04.07.2022.
Посчитав Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступившим в законную силу, Учреждение обратилось в Тульское УФАС России с соответствующим обращением.
Анализ представленных в материалы дела документов и сведений показал, что с момента принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в том числе с момента надлежащего уведомления Подрядчика о принятии Заказчиком такого и до момента вступления указанного решения в силу, Обществом не были предприняты все возможные меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, устранение нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Заказчиком указанного решения.
Следовательно, на момент рассмотрения Комиссией обращения Заказчика о размещении информации об ООО "ХАС" в реестре недобросовестных поставщиков, Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу и Контракт является расторгнутым.
В соответствии с частью 2 статьи 94 Закона поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
Необходимо отметить, что Подрядчик выполнение работ не приостанавливал, о каких-либо трудностях, возникших в ходе исполнения Контракта, Заказчику не сообщал.
Информации, свидетельствующей об обратном, в материалы дела не представлено.
Равно как Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности надлежащим образом исполнить условия Контракта по независящим от него обстоятельствам.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1. при существенном нарушении договора другой стороной;
2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Статьей 758 ГК РФ предусмотрено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Согласно статье 760 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:
выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором;
согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;
передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ проектные и изыскательские работы (статья 758 ГК РФ), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для указанного вида договора.
Из материалов рассматриваемого дела следует, что Обществом работы в соответствии с условиями Контракта не выполнены в полном объеме, в том числе не согласованы результаты, предусмотренные пунктом 6.6 Описания объекта закупки.
При таких обстоятельствах, следует признать, что невыполнение работы в установленный срок является нарушением существенных условий Контракта и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, приняв во внимание непредставление Обществом доказательств выполнения работ в полном объеме и в установленный срок.
Ввиду данного факта Комиссия приходит к выводу о том, что Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не противоречит Закону и является обоснованным.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Между тем, недобросовестность юридического лица определяется не его виной, то есть субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 определено, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Доказательств возникновения у Общества вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России не представлено.
Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Заказчиком нарушений, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе, не допущено.
2. В материалы дела Заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие факты существенного нарушения Обществом условий Контракта.
3. Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.
Участие Общества в электронном аукционе является добровольным и на стадии заключения Контракта ООО "ХАС" были известны абсолютно все условия такого Контракта. При этом Общество должно было оценить все риски исполнения Контракта на стадии принятия решения об участии в конкурентной процедуре. Следовательно, подавая заявку на участие в электронном аукционе, ООО "ХАС" оценило свои возможности по исполнению Контракта и согласился со всеми его условиями.
Своими действиями Общество не обеспечило соблюдение прав Заказчика относительно условий и срока исполнения Контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта, в свою очередь, влечет наложение на ООО "ХАС" санкции за недобросовестное исполнение Контракта.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что Общество не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него при исполнении Контракта, и в силу действующего гражданского законодательства влечет применение к нему мер как частно-правовой, так и публично-правовой ответственности.
Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения Контракта, и включение ООО "ХАС" в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 N ВАС-5621/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу ООО "ХАС", не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества.
В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта послужило неисполнение ООО "ХАС" условий Контракта, при этом факт неисполнения условий Контракта установлен Комиссией на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и подтверждается материалами дела.
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение ООО "ХАС" условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, Обществом также не предоставлено.
Оценка действий ООО "ХАС", совершенных им в ходе исполнения Контракта, в совокупности и взаимосвязи явно свидетельствует о допущенных Обществом существенных нарушениях положений Контракта и необходимости на основании части 16 статьи 95, части 2 статьи 104 Закона, Правил ведения реестра включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков информацию об обществе с ограниченной ответственностью "ХАС" (ИНН 9701168569; ул. Бауманская, д. 7, стр. 1, этаж антресоль 2 пом/ком I/18(РМ4Б), г. Москва, 105005; генеральный директор, учредитель, участник Хатюшин Александр Александрович ИНН 503237114201, учредитель, участник Общества Смоленцев Артемий Кириллович, ИНН 971502832388) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью "ХАС" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
15.07.2022 |
19.07.2022 |
20.07.2022 |
1 |
21.07.2022 |
28.07.2022 |
27.07.2022 |
0 |
01.08.2022 |
29.07.2022 |
0 |
1 |
*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 27 июля 2022 г. N 071/06/104-670/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2022