Резолютивная часть решения оглашена 26 июля 2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме 29 июля 2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N3 в составе:
<_>
в присутствии представителей от:
заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Приволжская основная общеобразовательная школа" МариинскоПосадского района Чувашской Республики - <_>, представителей по доверенности, победителя закупки - общества с ограниченной ответственностью <_> - генерального директора <_> представителей по доверенности.
рассмотрев путем видео-конференц-связи обращение, представленное Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Приволжская основная общеобразовательная школа" Мариинско-Посадского района Чувашской Республики (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений об обществе с ограниченной ответственностью <_> (далее - ООО <_>, Победитель закупки, Общество), зарегистрированном по адресу: <_>
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии 19.07.2022 г. поступило обращение Заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО <_> в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
В целях всестороннего рассмотрения обращения Заказчика, заседание Комиссии Чувашского УФАС России было перенесено на 26.07.2022 на 11 часов 30 минут.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по государственным или муниципальным контрактам, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Содержание информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиках, исполнителях), приведено в части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N 1078) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 части II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" ( далее - Порядок) ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
В силу пункта 13 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления. Рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки. Заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля.
Заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта). Участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Изучив представленные документы и осуществив на основании пункта 5 части 5 статьи 99 Закона о контактной системе внеплановую проверку, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
31.03.2022 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение N 0815500000522002382 о проведении электронного аукциона на проведение работ по капитальному ремонту помещений спортзала в здании МБОУ "Приволжская ООШ" по адресу: Чувашская Республика, г. Мариинский Посад, ул. Чкалова, д. 61 Б, с начальной (максимальной) ценой 2 608 892,92 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.04.2022 NИЭА1 победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки N 2 (ООО <_>) с минимальным ценовым предложением 2 269 736,96 рублей. Снижение составило 13 % от начальной (максимальной) цены Контракта.
22.04.2022 между Заказчиком и ООО <_> заключен контракт N0815500000522002382 на проведение работ по капитальному ремонту помещений спортзала в здании МБОУ "Приволжская ООШ" по адресу: Чувашская Республика, г. Мариинский Посад, ул. Чкалова, д. 61 Б ( далее - Контракт ).
Согласно Контракту Подрядчик, в установленный Контрактом срок, обязуется по заданию Заказчика выполнить капитальный ремонт помещений спортзала в здании МБОУ "Приволжская ООШ" по адресу: Чувашская Республика, г. Мариинский Посад, ул. Чкалова, д 61 Б" (пункт 1.1 Контракта).
Срок выполнения работ по Контракту: с 01 июня по 01 августа 2022 г. ( пункт 1.2 Контракта ).
Требования, предъявляемые к выполненным работам, а также последовательность действий при выполнении работ и другие условия определяются в Описании объекта закупки (Приложение N1 к настоящему Контракту), Сметной документацией (Приложение N3 к настоящему Контракту) и Графике выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N2 к настоящему Контракту), которые являются неотъемлемой частью настоящего Контракта ( пункт 1.3 Контракта ).
Согласно пункту 4.1 Контракта Заказчик обязуется:
- передать Подрядчику проектную документацию для выполнения работ, оказывать содействие Подрядчику в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с настоящим контрактом решение которых возможно только при участии Заказчика (пункт 4.1.1. Контракта)
- производить оплату фактически выполненных работ Подрядчику на основании актов приемки выполненных работ по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, в пределах суммы, указанной в п. 2.1. настоящего контракта (пункт 4.1.1. Контракта).
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в следующих случаях:
- при нарушении Подрядчиком сроков начала производства работ более чем на 15 календарных дней;
- при задержке Подрядчиком окончания выполнения работ более чем на 10 (десять) рабочих дней по причинам, не зависящим от Заказчика.
- при неоднократном неисполнении или ненадлежащем выполнении Подрядчиком условий контракта;
- при уклонении Подрядчика от устранения в сроки, установленные Заказчиком, дефектов и недостатков, выявленных в ходе работ
- в случае выявления актов, налагаемых государственными органами в рамках действующего законодательства, лишающих Подрядчика права на производство работ. (пункт 10.6 Контракта).
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного рабочего дня с даты принятия указанного решения, размещается в ЕИС. Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта автоматически с использованием единой информационной системы направляется Подрядчику и считается надлежащим уведомлением Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта ( пункт 10.8. Контракта).
Подрядчиком по состоянию на 17.06.2022 работы, предусмотренные контрактом, не производились. На что Заказчиком был составлен акт.
В связи с чем, Заказчиком 17.06.2022 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Подрядчику было направлено по почте заказным письмом с уведомлением, а также на электронную почту на адреса, указанные в контракте.
Согласно сведениям отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 42957072070836, сформированного на официальном сайте Почты России, Подрядчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не получено в связи с неудачной попыткой вручения.
Представитель Подрядчика пояснил, что при встречах с Заказчиком ответственному должностному лицу ООО <_> была представлена проектная документация, которая отличалась от сметы размещенной на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок. Смета, размещенная на сайте не предусматривала всех необходимых работ по разделам ПСД, тогда как в технических разделах указанные виды работ описаны, а материалы представлены в спецификации. Представителем Подрядчика было предложено решить данную ситуацию дополнительными соглашениями.
03.06.2022 в адрес Общества Заказчиком было направлено Претензионное письмо с указанием пунктов Контракта относительно цены.
15.06.2022 ООО <_> направило Заказчику уведомление о приостановке работ, одной из причин которого является неисполнение Заказчиком своих обязанностей по Контракту, а именно в части не передачи проектной документации.
Представитель Подрядчика также пояснил, что направленные Заказчиком 31.05.2022 г. Документы в качестве проектной (рабочей) документации не утверждены Заказчиком и не имеют штампа о допуске к производству работ. На 26.07.2022 Заказчиком не предоставлена Подрядчику проектная документация на основании чего Подрядчик не может исполнять свои обязанности по Контракту.
Комиссией Чувашского УФАС России в ходе рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что Заказчиком в полном объеме не была размещена проектная документация.
Таким образом, заказчиком нарушены требования пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Пунктом 14 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе):
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается
контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Представитель Заказчика во время заседания Комиссии Чувашского УФАС России не отрицал тот факт, что проектная документация на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещена не в полном объеме.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки, принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Таким образом, учитывая наличие в действиях заказчика нарушений требований пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Комиссия Чувашского УФАС России считает в данной ситуации возможным не принимать решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО <_>, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющим функции единоличного исполнительного органа, участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
1.Сведения, представленные Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Приволжская основная общеобразовательная школа" Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об обществе с ограниченной ответственностью <_>, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при проведении электронного аукциона на проведение работ по капитальному ремонту помещений спортзала в здании МБОУ "Приволжская ООШ" по адресу: Чувашская Республика, г. Мариинский Посад, ул. Чкалова, д. 61 Б (изв. N 0815500000522002382), не включать.
2 .Признать в действиях заказчика нарушения пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3 Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
<_>
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 29 июля 2022 г. N 021/10/104-699/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2022