Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С.Айвазян
члены Комиссии: заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева, специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В.Бачинская,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ФГУН "Всероссийский национальный научно-исследовательский институт виноградарства и виноделия "Магарач" РАН" (далее - Заказчик) - Израилева М.Е., Закутняя Т.А.(по доверенности),
- ООО "РКД ТЕХНО" (далее - Заявитель) - Слепнев А.Д. (по доверенности),
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Приобретение чиллера" (извещение N 0375100004122000005) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно пункту 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с извещением о проведении закупки объектом закупки является приобретение чиллера.
Техническим заданием установлены следующие характеристики объекта закупки:
1. Охлаждаемая жидкость (хладоноситель) - водный раствор пищевого пропиленгликоля концентрацией 35%:
- начальная температура хладоносителя tнач = минус 5°С (вход в чиллер);
- конечная температура хладоносителя tкон = минус 8°С (выход из чиллера).
2. Холодопроизводительность - не менее 18 кВт (при охлаждении 600 л виноматериала в час при начальной температуре виноматериала tнач = + 20°С и конечной температуре виноматериала tкон = минус 5 °С);
3. Компрессор поршневого типа.
4. Конденсатор воздушного охлаждения.
5. Моноблочное исполнение (компрессор и конденсатор в одном блоке), исполнение корпуса - закрытое (декоративные панели из окрашенной листовой стали).
6. Наличие буферной емкости минимальным объемом 500 литров и наличие теплоизоляции буферной емкости. Толщина теплоизоляции буферной емкости не менее 50 мм (вспененный каучук).
7. Наличие насоса на линии между чиллером и буферной емкостью. Рабочая точка: напор не менее 25 метров, объёмная подача не менее 5 м3/ч
8. Наличие электронного блока управления/электроарматуры и линейных компонентов.
9. Возможность установки на улице (под навесом).
10. Наличие технической документации: паспорт и руководство по эксплуатации, декларация и сертификат соответствия на чиллер, комплектующие и материалы, табличка с указанием: фирмы изготовителя, марки, заводского номера, даты изготовления.
11. Поставщик осуществляет: доставку по адресу заказчика чиллера, его разгрузку, транспортировку на место постоянного расположения, выверку по уровню, крепление к фундаменту (если такое крепление предусмотрено конструкцией), установку и монтаж комплектующих, заправку хладагентом, пайку трубопроводов между чиллером и буферной емкостью из расчета 10 м трассы (в одну сторону), поставку концентрированного пищевого пропиленгликоля (160 литров).
В извещении о проведении закупки Заказчиком установлен код ОКПД 2 28.25.13.115 Оборудование для охлаждения и заморозки жидкостей.
В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком неверно определен код ОКПД2.
Согласно письменным возражениям Заказчика:
"Код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014. При выборе ОКПД2 заказчик руководствовался Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) на сайте - zakupki.gov.ru. Код ОКПД 2 был проверен, на всех сервисах, таких как Консультант Плюс, на площадке МИНПРОМТОРГА РОССИИ, на всех площадках выдается ОКПД2 28.25.13.115, что соответствует Оборудованию для охлаждения и заморозки жидкостей (Приложение N1).
В связи с тем, что описание объекта закупки находится в компетенции заказчика, выбор кода ОКПД 2, который является справочной информацией, также осуществляется заказчиком.
При осуществлении закупки заказчик обязан применять КТРУ. Правила предусматривают, что описание объекта закупки должно осуществляться в строгом соответствии с КТРУ. При размещении извещения в ЕИС на поставку товара, в пункте описания объекта автоматически наименованию чиллер выбирает КТРУ 28.25.13.115-00000007, (Приложение N2) которому соответствует код ОКПД 2 28.25.13.115.
Коду ОКПД 2 28.25.13.115.соответствуют особенности закупок:
Запрет
Перечень иностранных промышленных товаров, в отношении которых применяется запрет на допуск (Постановление правительства РФ N 616 ОТ 30.04.2020 г) 58. 28.25.13.115 Оборудование для охлаждения и заморозки жидкостей Оборудование холодильные, морозильные камеры медицинские включены в общероссийский классификатор позиции с новым кодом.
В 2 8.25.13.116 Холодильные, морозильные камеры медицинские изменение 33/2018 ОКПД 2 общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)
Ограничения
Перечень радиоэлектронной продукции, в отношении которой установлены ограничения (Постановление правительства РФ N 878).
Законом 44-ФЗ о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень сведений, указываемых участниками в составе заявки на участие в закупке, а также перечень оснований для отклонения заявки на участие в закупке, в связи с чем соответствие или различие кода товара, работы, услуги участника закупки соответственно коду товара, работы, услуги, указанному в позиции каталога, не является условием допуска или отказа для участия в закупке".
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с извещением о проведении Закупки, установлен запрет согласно Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
Установленный Заказчиком код ОКПД2 2 28.25.13.115 включен в перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
Согласно пункту 6. Постановления Правительства РФ N 616 в целях реализации данного постановления: а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), либо в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"; б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров); в) подтверждением производства промышленной продукции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
В пункте 10 Постановления Правительства РФ N 616 установлено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным данным постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке: в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 перечня), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (далее - Постановление Правительства РФ N 719) (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
Комиссией установлено, что закупаемый Заказчиком товар, соответствующий коду ОКПД 2 28.25.13.115, отсутствует в реестре российской промышленной продукции или реестре евразийской промышленной продукции.
В реестр российской промышленной продукции с указанным кодом ОКПД2 включены "холодильник комбинированный лабораторный" и "льдогенератор промышленного типа для пищевой промышленности", не соответствующие объекту рассматриваемой закупки.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что заказчиком выбран неверный код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), что повлекло неправомерное применение запрета, установленного частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, а именно Постановления Правительства РФ N 616 от 30.04.2020 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
Таким образом, Заказчиком нарушена часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что закупка признана несостоявшейся, Комиссией принято решение предписание об устранении нарушений по делу не выдавать и не передавать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С.Айвазян
Члены Комиссии: Т.Д.Аблаева
Т.В.Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.