Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
<_>,
в присутствии генерального директора ООО "Уровень" <_>, представителя ООО "Уровень" <_>, доверенность от 28.07.2022, в отсутствие представителя ГБУЗ "Городская больница N 4", уведомленного о месте и времени рассмотрения обращения,
рассмотрев обращение ГБУЗ "Городская больница N 4" (далее - Заказчик) (вх. от 22.07.2022 N 4612) о включении сведений в отношении ООО "Уровень" (далее- Общество, Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта по результатам проведенного запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по строительному контролю за выполнением работ по капитальному ремонту фасада поликлиники ГБУЗ "Городская больница N4" по адресу г. Улан-Удэ, ул. Яковлева, 8 (основной корпус), N 0302300006122000170 (далее - Запрос котировок), в соответствии с статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
у с т а н о в и л а:
Из обращения Заказчика следует, что в установленный законом срок, Общество не подписало проект контракта, в связи с чем, Заказчиком 22.07.2022 принято решение о признании участника уклонившимся от заключения контракта. Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик направил обращение и документы, свидетельствующие об уклонении Общества от заключения контракта в Бурятское УФАС России на рассмотрение.
Обществом представлено письменное пояснение, из которого следует, что готовность подписать контракт имелась, однако, в связи с тем, что ноутбук с установленной программой "Крипто Про" не загружался, не смог этого сделать. 21.07.2022 сдал ноутбук на ремонт, где была выявлена неисправность - "Не загружается ОС". Кроме того, поясняет, что уведомления, которые приходили с электронной торговой площадки автоматически помещались в спам. Обществом внесены денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта. ООО "Уровень" просит сведения об Обществе не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так как намерение уклониться от заключения контракта отсутствовало.
Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев документы, представленные сторонами, установила следующее:
08.07.2022 размещено извещение о проведении Запроса котировок N 0302300006122000170. Начальная (максимальная) цена контракта - 195 000,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок от 19.07.2022 победителем признан участник закупки (ООО "Уровень"), с номером заявки 4, заявка которого соответствовала требованиям извещения, с ценой контракта в размере 95 000,00 рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
Частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
20.07.2022 Заказчиком направлен проект контракта ООО "Уровень" на подписание. В регламентированный срок, 21.07.2022 Обществом контракт не подписан, 22.07.2022 Заказчику направлено уведомление об уклонении победителя от заключения контракта, в связи с чем, Заказчик 22.07.2022 формирует протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта и направляет обращение в антимонопольный орган о включении сведений об ООО "Уровень" в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия Бурятского УФАС России выслушав пояснения сторон, изучив представленные материалы приходит к следующему выводу:
Как указано в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1811-О-О и от 24 сентября 2012 года N 1807-О, статья 19 Закона о размещении заказов направлена на обеспечение добросовестной конкуренции среди участников размещения государственного заказа.
Признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта является в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе одним из оснований для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.
Данная санкция влечет для участника закупки неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в аукционах по размещению государственных и муниципальных заказов (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Как указано в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о размещении заказов.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в торгах, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника заказа.
Из материалов дела усматривается отсутствие недобросовестного поведения Общества, выраженного в умышленном незаключении контракта в установленный срок.
О добросовестности намерений участника закупки свидетельствует тот факт, что Исполнителем внесены денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта (платежное поручение от 22.07.2022 N 216928). Кроме того, поясняет, что ноутбук с установленной программой "Крипто Про" не загружался и 21.07.2022 Общество сдало ноутбук на ремонт, где была выявлена неисправность - "Не загружается ОС" (квитанция от 21.07.2022 N 33 210).
Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (ч. 1). Статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (ч.5).
Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения от заключения контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от заключения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт незаключения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что Исполнитель осуществлял свои гражданские права, связанные с заключением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).
Принимая во внимание вышеуказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об ООО "Уровень" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривает намерения в уклонении от заключения контракта.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078
р е ш и л а:
Отказать заказчику - ГБУЗ "Городская больница N 4" во включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "Уровень" (ИНН 0326544920, КПП 032601001, адрес: 670045, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Иванова, д. 3, кв. 6).
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии |
|
<_>
<_>
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.