Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
<_>,
заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя Прокуратуры Республики Бурятия <_>, представителя ГБУЗ "Курумканская ЦРБ" <_>,
рассмотрев обращение Прокуратуры Республики Бурятия (далее - Заказчик) (вх. от 29.07.2022 N 4748) о включении сведений в отношении ГБУЗ "Курумканская центральная районная больница" (далее - Учреждение) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта по результатам проведенного электронного аукциона на оказание услуг по предрейсовому, послерейсовому медицинскому осмотру водителя автотранспорта прокуратуры Курумканского района (N 0302100008822000036) (далее - Аукцион), в соответствии с статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
у с т а н о в и л а:
Из обращения Заказчика следует, что в установленный законом срок, Учреждение не подписало проект контракта, в связи с чем, Заказчиком 28.07.2022 принято решение о признании участника уклонившимся от заключения контракта. Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик направил обращение и документы, свидетельствующие об уклонении Учреждения от заключения контракта в Бурятское УФАС России на рассмотрение.
ГБУЗ "Курумканская ЦРБ" представлено письменное пояснение, из которого следует, что готовность подписать контракт имелась, однако, в связи с техническими проблемами верификации ЭЦП руководителя, не смогли этого сделать. 27.07.2022 системному администратору направлена заявка об устранении неисправности ЭЦП и только 28.07.2022 проблема была устранена, однако сроки на подписание контракта истекли. Учреждением внесены денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта, просит сведения об Учреждении не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так как намерение уклониться от заключения контракта отсутствовало.
Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев документы, представленные сторонами, установила следующее:
07.07.2022 размещено извещение о проведении Аукциона N 0302100008822000036. Начальная (максимальная) цена контракта - 11 130,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.07.2022 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, электронная процедура признана несостоявшейся. По результатам электронной процедуры контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку с идентификационным номером заявки - 47 (ГБУЗ "Курумканская ЦРБ"), в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона в порядке, установленным ст. 51 Закона о контрактной системе, предложившим цену контракта в размере 11 130,00 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего закона установлено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
20.07.2022 Заказчиком направлен проект контракта ГБУЗ "Курумканская ЦРБ" на подписание. В регламентированный срок, 27.07.2022 Учреждением проект контракта не подписан, 28.07.2022 Заказчику направлено уведомление об уклонении участника от заключения контракта, в связи с чем, Заказчик 28.07.2022 формирует протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта и направляет обращение в антимонопольный орган о включении сведений об ГБУЗ "Курумканская ЦРБ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия Бурятского УФАС России выслушав пояснения сторон, изучив представленные материалы приходит к следующему выводу:
Как указано в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1811-О-О и от 24 сентября 2012 года N 1807-О, статья 19 Закона о размещении заказов направлена на обеспечение добросовестной конкуренции среди участников размещения государственного заказа.
Признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта является в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе одним из оснований для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.
Данная санкция влечет для участника закупки неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в аукционах по размещению государственных и муниципальных заказов (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Как указано в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о размещении заказов.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в торгах, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника заказа.
Из материалов дела усматривается отсутствие недобросовестного поведения Учреждения, выраженного в умышленном незаключении контракта в установленный срок.
О добросовестности намерений участника закупки свидетельствует тот факт, что Учреждением внесены денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта (платежное поручение от 22.07.2022 N 610958). Кроме того, поясняет, что при подписании контракта была выявлена неисправность и направлена заявка системному администратору Учреждения для устранения неисправности (заявка от 27.07.2022).
Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (ч. 1). Статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (ч.5).
Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения от заключения контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от заключения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт незаключения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что Исполнитель осуществлял свои гражданские права, связанные с заключением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).
Принимая во внимание вышеуказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений о ГБУЗ "Курумканская ЦРБ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривает намерения в уклонении от заключения контракта.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078
р е ш и л а:
Отказать заказчику - Прокуратуре Республики Бурятия во включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ГБУЗ "Курумканская центральная районная больница" (ИНН 0311000250, КПП 031101001, адрес: 671640, Республика Бурятия, Курумканский район, с. Курумкан, ул. Харпухаевой, д. 30).
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии |
|
<_>
<_>
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.