Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" (далее - Заказчик);
в отсутствии представителей:
ООО "НордВестСтрой" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 19299-ЭП/22 от 26.07.2022) на действия конкурсной комиссии при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на разработку проектной документации на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги по объекту "Выполнение инженерных изысканий, разработка проектной документации по объекту "Реконструкция ул. Юты Бондаровской от Парковой ул. до Ропшинского шоссе" для нужд Санкт-Петербурга; (извещения номер 0372200067822000058) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 04.07.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200067822000058. Начальная (максимальная) цена контракта - 20 789 007,60 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании банковской гарантии не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки и Закона о контрактной системе.
Заказчик с доводами жалобы не согласны по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Комиссия УФАС, ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 13 ст. 48 Закона о контрактной системе, протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать:
1) дату рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок;
2) информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные вторым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае установления такого критерия в извещении об осуществлении закупки);
4) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой второй части заявки на участие в закупке;
5) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4 части 1 статьи 52 настоящего Федерального закона.
Согласно сведеньям протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 22.07.2022 NПРОII1, заявка Заявителя была отклонена по следующим основаниям:
"пункт 7 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части отказа в принятии независимой гарантии на основании пунктов 2,3 части 6 статьи 45 Закона N 44-ФЗ
Представленная в качестве обеспечения заявки независимая гарантия от 19.07.2022 N 733916 не соответствует требованиям части 8.2 статьи 45 Закона N 44-ФЗ, пункта "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а так же условия гарантии" раздела "Обеспечение заявки" извещения об осуществлении закупки, абзаца 5 пункта "а" Дополнительных требований к независимой гарантии, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно независимая гарантия не содержит условия "право заказчика по передаче права требования по независимой гарантии при перемене заказчика в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с предварительным извещением об этом гаранта", поскольку предусмотренное независимой гарантией условие "принадлежащее бенефициару по гарантии право требования к гаранту может быть передано правопреемнику бенефициара с предварительным письменным извещением об этом гаранта" ограничивает круг лиц, которым требование по независимой гарантии может быть передано в соответствии с законодательством Российской Федерации."
Во исполнение пункта 16 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки установлено требование об обеспечении заявок на участие в закупке, а также определен размер и порядок такого обеспечения, соответствующий требованиям статьи 44 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется одним из следующих способов:
а) путем блокирования денежных средств, внесенных участником закупки на банковский счет, открытый таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет). Требования к таким банкам, к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета устанавливаются Правительством Российской Федерации;
б) путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 44 Закона о контрактной системе выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно.
При этом участник закупки для подачи заявки на участие в закупке выбирает с использованием электронной площадки способ обеспечения такой заявки путем указания реквизитов специального счета или указания номера реестровой записи из реестра независимых гарантий, размещенного в единой информационной системе в сфере закупок (пункт 2 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе).
Так, по окончании срока подачи заявок на участие в закупке на основании пункта 2 части 19 статьи 48 Закона о контрактной системе оператором электронной площадки направлены заказчику вторые части поданных заявок на участие в закупке, а также информация и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, в том числе по заявке Заявителя обеспечение заявки предоставлено в виде независимой гарантии.
Во исполнение части 5 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчиком рассмотрена независимая гарантия, поступившая от Заявителя, по результатам проверки установлено, что представленная независимая гарантия от 19.07.2022 N 733916 не содержит условия "право заказчика по передаче права требования по независимой гарантии при перемене заказчика в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с предварительным извещением об этом гаранта", поскольку предусмотренное независимой гарантией условие "принадлежащее бенефициару по гарантии право требования к гаранту может быть передано правопреемнику бенефициара с предварительным письменным извещением об этом гаранта" ограничивает круг лиц, которым требование по независимой гарантии может быть передано в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На заседании Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что такой вывод конкурсной комиссией сделан на основании следующего.
"Порядок обеспечения заявки путем предоставления независимой гарантии установлен пунктом 4 части 5, частями 12, 15 статьи 44, а также статьей 45 Закона N 44-ФЗ. Условия независимой гарантии установлены гражданским законодательством, частями 2, 3, 8.2 статьи 45 Закона N44-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1005).
Так, обязательные условия независимой гарантии определены частями 2, 3 статьи 45 Закона N 44-ФЗ. Дополнительные требования к независимой гарантии утверждены Постановлением N 1005.
В соответствии с абзацем 5 пункта "а" Дополнительных требований к независимой гарантии, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных Постановлением N 1005, обязательно к закреплению в независимой гарантии право заказчика по передаче права требования по независимой гарантии при перемене заказчика в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с предварительным извещением об этом гаранта.
Однако, представленная заявителем независимая гарантия от 19.07.2022 N 733916 не содержит существенного условия, предусмотренного абзацем 5 пункта "а" Дополнительных требований к независимой гарантии, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных Постановлением N 1005.
Вместе с этим, в независимой гарантии от 19.07.2022 N 733916 закреплено, что принадлежащее бенефициару по гарантии право требования к гаранту может быть передано правопреемнику бенефициара с предварительным письменным извещением об этом гаранта.
Такое условие, а именно изменение в независимой гарантии слов "при перемене заказчика" на слова "правопреемнику бенефициара" ограничивает круг лиц, которым право требование по независимой гарантии может быть передано в соответствии с законодательством Российской Федерации, ввиду следующего.
В силу положений статей 58 и 59 Гражданского кодекса Российской Федерации правопреемство юридических лиц осуществляется при их реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) с составлением передаточного акта, содержащего положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников.
В свою очередь, перемена заказчика в обязательственных отношениях объективно может быть обусловлена различными причинами, не только исключительно связанными с правопреемством, например, одним из многочисленных вариантов, возможен отзыв полномочий Дирекции на исполнение функций государственного заказчика в отношении отдельных объектов, предоставленных Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (далее - Комитет), в целях осуществления таких полномочий самостоятельно органом исполнительной власти Санкт-Петербурга или для закрепления таких полномочий за иным подведомственным Комитету учреждением. В этом случае юридическое лицо, которому вменены новые полномочия по объектам, не будет являться правопреемником заказчика и, как следствие, создается ситуация, в которой такое лицо в нарушение императивной нормы Постановления N 1005 лишено права требования по независимой гарантии."
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях комиссии Заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе, в указанной части, а жалоба признается необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "НордВестСтрой" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.