рассмотрев материалы дела N 7-3/444 по обращению КГБУЗ "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого министерства здравоохранения Хабаровского края о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Майлед-Рус" (ИНН 7743317635/ КПП 774301001), а также генеральном директоре/учредителе общества Мельнике Павле Васильевиче (ИНН 500710097248) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 20.10.2021 N 463/2021 на поставку термометра инфракрасного для измерения температуры тела пациента, кожного и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участника осуществления закупки ООО "Майлед-Рус",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Контракт от 11.04.2022 N 0322300001722000091 на поставку термометра инфракрасного для измерения температуры тела пациента, кожного между КГБУЗ "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого министерства здравоохранения Хабаровского края и ООО "Майлед-Рус" заключен по результатам проведения запроса котировок в электронной форме N 0322300001722000091 (далее - контракт).
В соответствии с п. 1.1 контракта предмет контракта: Термометринфракрасный для измерения температуры тела пациента, кожный. Заказчик поручает, а Поставщик принимает на себя обязательства по поставке Товара в соответствии со Спецификацией (Приложение 1) (далее - Товар) и Технической частью (Приложение 2).
В соответствии с п. 1.3 контракта поставка Товара должна сопровождаться предоставлением товарной накладной, счета или счета-фактуры, копий документов, выданных уполномоченными органами (организациями), подтверждающих соответствие Товара, если таковые предусмотрены постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982, или Техническими регламентами, а также иных документов, если на данный Товар таковые предусмотрены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Товар должен сопровождаться (при необходимости) технической документацией на русском языке.
Цена контракта составляет 144 000,00 рублей (сто сорок четыре тысячи рублей 00 копеек), НДС не облагается.
Сумма, подлежащая уплате Заказчиком Поставщику - юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Заказчиком.
Заказчик вправе:
- требовать от Поставщика, надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями контракта (п. 4.1.1 контракта);
- требовать от Поставщика представления надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих исполнение обязательств в соответствии с условиями контракта (п. 4.1.2 контракта).
Поставщик обязан:
- своевременно и надлежащим образом поставить Товар в соответствии с условиями настоящего контракта, произвести все виды погрузочно-разгрузочных работ и представить все необходимые документы, предусмотренные разделом 1 настоящего контракта (п. 4.4.1 контракта);
- обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности, иным требованиям, установленным стандартами, техническими регламентами и санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также требованиям, установленным настоящим контрактом (п. 4.4.2 контракта).
Согласно п. 5.1 контракта срок поставки Товара: В течение 30 дней с момента заключения контракта.
В соответствии с п. 6.1 контракта приемка Товара включает в себя проверку Товара на соответствие требованиям настоящего контракта.
В соответствии с п. 6.2 контракта при поставке Товара Поставщик передает Заказчику все документы, предусмотренные разделом 1 настоящего контракта.
В соответствии с п. 6.3 контракта для проверки поставленного Поставщиком Товара, предусмотренного контрактом, в части его соответствия условиям контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза Товара, предусмотренного контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного Товара в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
Заказчик вправе не отказывать в приемке поставленного Товара в случае выявления несоответствия этого Товара условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке Товара и устранено Поставщиком.
В соответствии с п. 6.4 контракта по решению Заказчика для приемки поставленного Товара может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.
В случае привлечения Заказчиком для проведения экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке поставленного Товара Заказчик, приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Согласно п. 6.5 контракта Приемка Товара осуществляется Заказчиком по количеству, ассортименту и комплектности (при необходимости) в соответствии со Спецификацией, по качеству в соответствии с Технической частью.
В соответствии с п. 6.7 контракта Товар, не соответствующий по качеству условиям настоящего контракта, считается не поставленным.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 9.1 контракта).
Согласно п. 13.1 контракта настоящий контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в судебном порядке;
-в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
- в случае просрочки поставки Товара более чем на 30 дней (п. 13.2.1 контракта);
- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством (п. 13.2.2 контракта).
Приложением N 1 к контракту (Спецификация) установлено, что к поставке необходим товар:
N п/п |
Наименование, товарный знак (при наличии), наименование страны происхождения Товара |
Ед. изм. |
Количество |
Цена за ед. товара14 (руб.) |
Сумма (руб.) |
1 |
Бесконтактный инфракрасный термометр BerrcomJXB-178, Китай |
шт |
100 |
1 440,00 |
144 000,00 |
Согласно Приложению N2 к контракту (Техническая часть) Товар должен поставляться в оригинальной заводской упаковке, обеспечивающей ее сохранность, товарный вид, предохраняющей от всякого рода повреждений при транспортировке.
Товар должен быть зарегистрирован в качестве средств измерения. Факт регистрации подтверждается свидетельством о поверке или отметкой о поверке в паспорте.
Маркировка каждой единицы тары (упаковки) Товара должна быть нанесена хорошо читаемым шрифтом, на русском языке и содержать информацию согласно требованиям законодательства РФ.
Поставка товара, соответствующего условиям контракта ООО "Майлед-Рус" не осуществлена, что явилось основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 11.04.2022 N 0322300001722000091 (решение от 23.06.2022 N01.01-71-3597).
В результате изучения материалов дела 7-3/444, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона N44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Закон N360-ФЗ) в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона N44-ФЗ решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (в редакции настоящего Закона N 360-ФЗ) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 360-ФЗ);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Закона N 360-ФЗ;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
4) в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет такое решение заказчику в порядке, установленном ч. 20.2 ст. 95 указанного Федерального закона (в редакции настоящего Закона N 360-ФЗ).
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона N44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: 1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте; 2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель); 3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.2 ст. 95 Закона N44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается: 1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку); 2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона N44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона N44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
25.04.2022 Заказчиком составлено заключение экспертизы результатов исполнения государственного контракта, согласно которому члены комиссии пришли к выводу, что поставщиком не соблюдены условия государственного контракта, а именно:
По Технической части Контракта |
Фактическое |
Точность измерения температуры, °С 0,1000 |
0,3 °С (по Паспорту изделия) |
Факт регистрации в качестве средства измерения подтверждается свидетельством о поверке или отметкой о поверке в паспорте. |
Отсутствует |
28.04.2022 Заказчиком в адрес Общества направлен мотивированный отказ от подписания документа о приемке, согласно которому в соответствии с результатами экспертизы выявлено, что Термометр инфракрасный для измерения температуры тела пациента, кожный по паспорту имеет Точность измерения температуры 0,3 °С, в Технической части Контракта 0,1 °С. Также отсутствует свидетельство о поверке или отметка о поверке в паспорте. Указанные недостатки свидетельствуют о несоответствии товара требованиям Контракта.
Аналогичный мотивированный отказ направлен 19.05.2022.
23.05.2022 Обществом в адрес Заказчика направлена претензия, согласно которой считают, что товар передан соответствующего качества, также указывают на то, что требование к маркировке выполнено, также подтверждение регистрации поставленного товара как средства измерения - подтверждено копией действующего регистрационного удостоверения NРЗН 2013/737.
26.07.2022 Обществом в адрес Заказчика направлена претензия, согласно которой считают, что шкала измерения температуры 0,1 допустимая погрешность 0,2, то есть данные показатели не противоречат техническому заданию, погрешность 0.3 является лишь возможной при наличии у объекта воздействия температуры до 35 градусов, инфракрасные термометры не подлежат обязательной метродологии, из чего следует, что Заказчиком необоснованно предъявляются дополнительные требования к качеству товара, и таким образом нарушаются требования антимонопольного законодательства.
31.05.2022 Заказчиком направлен ответ на претензию о том, что поставленный Товар не отвечает требованиям контракта.
13.06.2022 Обществом направлена повторная претензия в адрес Заказчика.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком 23.06.2022, в связи с тем, что исполнителем контракта допущено существенное нарушение условий контракта, выразившимся в поставке товара несоответствующего условиям контракта.
23.06.2022 решение направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика, указанному в контракте.
23.06.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
Данное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено ООО "Майлед-Рус" 30.06.2022.
Дата по истечению десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта - 11.07.2022.
12.07.2022 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
Статья 7 Закона о контрактной системе, закрепляя принцип открытости и прозрачности, устанавливает, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 указанной статьи).
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов). В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), пунктами 23, 42, 44 и пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 11 ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
Согласно ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. В порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в указанный орган направляется информация, указанная в пунктах 10 и 11 части 2 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, а информация, предусмотренная пунктом 13 части 2 настоящей статьи, не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем подписания документа о приемке. При этом, если в соответствии с настоящим Федеральным законом контракт, документ о приемке, соглашение об изменении контракта, соглашение о расторжении контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписаны с использованием единой информационной системы, такие документы, а также информация, содержащаяся в них и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания таких контракта, соглашений и решения, в день подписания документа о приемке.
Из приведенных положений статьи 103 Закона о контрактной системе, действующих во взаимосвязи с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, следует, что информация, направляемая заказчиком для включения в реестр контрактов, размещенный в единой информационной системе в сфере закупок, должна быть полной и достоверной.
Согласно сведений единой информационной системы в сфере закупок, заказчиком в реестре контрактов (реестровая запись 2272500647622000201) указана дата расторжения контракта "25.06.2021". Аналогичная дата расторжения указана в обращении заказчика в Хабаровское УФАС России. При этом исходя из обстоятельств дела, с учетом положений ст. 194 ГК РФ, ч. 13 ст. 195 Закона о контрактной системе, датой расторжения государственного контракта является 12.07.2022.
Таким образом, Заказчиком в нарушение требований ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе направлена недостоверная информация в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для целей размещения в реестре контрактов, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение не влияет на возможность включения сведений о ООО "Майлед-Рус" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поскольку Обществом не представлено доказательств намерения, предпринимаемых попыток поставки товара в предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе срок. При этом реестровая запись государственного контракта переведена на этап "Исполнение прекращено" с размещением сведений о расторжении лишь 25.07.2022.
Довод ООО "Майлед-Рус" о том, что в паспорте товара имеется отметка о поверке отклоняется Комиссией Хабаровского УФАС России в силу следующего.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.08.2012 N 89н утвержден Порядок проведения испытаний в целях утверждения типа средств измерений, а также перечень медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в отношении которых проводятся испытания в целях утверждения типа средств измерений.
Согласно указанному перечню термометры медицинские относятся к медицинскому изделию, относящемуся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ) средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели (ч. 2 ст. 13 Закона N 102-ФЗ).
Результаты поверки средств измерений подтверждаются сведениями о результатах поверки средств измерений, включенными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. По заявлению владельца средства измерений или лица, представившего его на поверку, на средство измерений наносится знак поверки, и (или) выдается свидетельство о поверке средства измерений, и (или) в паспорт (формуляр) средства измерений вносится запись о проведенной поверке, заверяемая подписью поверителя и знаком поверки, с указанием даты поверки, или выдается извещение о непригодности к применению средства измерений (ч. 4 ст. 13 Закона 102-ФЗ).
Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений (ч. 5 ст. 13 Закона 102-ФЗ).
Также Приказом Минпромторга России от 31.07.2020 N 2510 утвержден порядок проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке (далее - Порядок).
В соответствии с п. 1 Приложения N2 к Порядку (Требования к знаку поверки) Настоящие требования устанавливают состав информации, размещаемой на знаке поверки, способ ее представления и отражения и распространяются на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, владеющих средствами измерений на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования средствами измерений, и эксплуатирующих данные средства измерений и использующие знаки поверки в процессе эксплуатации средств измерений, на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитованных на проведение поверки в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и на государственные региональные центры метрологии в соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ), которые проводят поверку и наносят знаки поверки по ее результатам (далее - аккредитованное на поверку лицо).
Согласно п. 3 Требований к знаку поверки знак поверки представляет собой оттиск, наклейку или иным способом изготовленное условное изображение, изображение в электронном документе, содержащее:
- условный шифр, присвоенный в соответствии с порядком создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, передачи сведений в него и внесения изменений в данные сведения, предоставления содержащихся в нем документов и сведений, предусмотренным частью 3 статьи 20 Федерального закона N102-ФЗ;
- две последние цифры года нанесения знака поверки.
В целях автоматизации идентификации средств измерений, передачи сведений в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений информация, включаемая в знак поверки в виде наклейки, дополняется штрих-кодом (п. 5 Требований к знаку поверки).
Из вышеприведенных положений Приказа Минздрава России N89н, Закона N 102-ФЗ, Приказа Минпромторга России N2510 в их системной взаимосвязи следует, что в случае оборота медицинского изделия (термометра), относящегося к средствам измерения в сфере государственного регулирования, такое медицинское изделие подлежит обязательной поверке в соответствии с требованиями ст. 13 Закона N 102-ФЗ. Доказательством проведения такой поверки является знак поверки, требования к которому установлены Приказом Минпромторга России.
Вышеуказанные требования законодательства Российской Федерации нашли отражение в Техническом задании, выступающем неотъемлемой частью государственного контракта, согласно которому товар должен быть зарегистрирован в качестве средств измерения, факт регистрации подтверждается свидетельством о поверке или отметкой о поверке в паспорте.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае участником закупки осуществлена поставка товара с нарушением требования Закона N 102-ФЗ, Технического задания в части отсутствия сведений о поверке средства измерения. Указанное подтверждается материалами дела, доказательств иного участником закупки не представлены.
Доводы участника закупки о фактическом наличии такой поверки отклоняются как необоснованные и опровергаемые представленными материалами дела.
Равным образом отклоняются доводы ООО "Майлед-Рус" о наличии регистрационного удостоверения в отношении поставляемых термометров, поскольку исходя из требований Закона N 102-ФЗ получение регистрационного удостоверения не освобождает от необходимости проведения соответствующих мероприятий по поверке.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ООО "Майлед-Рус" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Принимая участие в закупке, ООО "Майлед-Рус" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ООО "Майлед-Рус", обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Включить сведения, представленные КГБУЗ "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого министерства здравоохранения Хабаровского края об ООО "Майлед-Рус" (ИНН 7743317635/ КПП 774301001), а также генеральном директоре/учредителе общества Мельнике Павле Васильевиче (ИНН 500710097248) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 20.10.2021 N 463/2021 на поставку термометра инфракрасного для измерения температуры тела пациента, кожного на два года.
2. Признать заказчика - КГБУЗ "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого министерства здравоохранения Хабаровского края нарушившим ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела N 7-3/444 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 1 августа 2022 г. N РНП-27-338
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2022