Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Дедова В.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заказчика - ГУ- Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Нечаева Н.А., Такмакова О.А.;
от ООО "МСК ТРЕЙД +" - Русин С.А.,
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - ГУ- Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о включении сведений об ООО "МСК ТРЕЙД +", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 02171000001220001220001 от 23.06.2022 г., заключенного по итогам закупки N 0217100000122000122 "Поставка подгузников для обеспечения детей", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - ГУ- Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о включении сведений об ООО "МСК ТРЕЙД +", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 02171000001220001220001 от 23.06.2022 г., заключенного по итогам закупки N 0217100000122000122 "Поставка подгузников для обеспечения детей".
Согласно обращению Заказчика и приложенным к ним материалам 23.06.2022 г. между Заказчиком и ООО "МСК ТРЕЙД +" был заключен контракт на поставку подгузников для обеспечения детей. В ходе исполнения контракта поставка товара не осуществлена.
Неоднократные требования Заказчика о поставке товара Поставщиком не были исполнены, в связи с чем Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Поскольку решение вступило в силу и контракт считается расторгнутым, Заказчик просит включить сведения об ООО "МСК ТРЕЙД +" в реестр недобросовестных поставщиков.
Ко дню рассмотрения обращения заказчика в УФАС по Алтайскому краю проступили письменные пояснения от ООО "МСК ТРЕЙД +" по факту ненадлежащего исполнения контракта, в которых он указывает, что производитель подгузников "iD kids" ООО "Онтекс РУ" отказал поставщику в предоставлении продукции, так как выпуск приостановлен по техническим причинам - фактически из-за введенных в отношении Российской Федерации санкций, отсутствием необходимого для производства сырья.
Просит не включать его в реестр недобросовестных поставщиков.
Изучив представленные в материалах дела документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
31 мая 2022 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0217100000122000122 "Поставка подгузников для обеспечения детей".
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 243 719,50 руб.
На участие в закупке было подано 2 заявки.
В соответствии с протоколом подведения итого определения поставщика N0217100000122000122 от 10.06.2022 года наименьшая цена в размере 5118495,18 руб. была предложена ООО "МСК ТРЕЙД +".
23.06.2022 года по итогам закупки между ГУ- Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и ООО "МСК ТРЕЙД +" был заключен контракт N 02171000001220001220001 по условиям которого поставщик обязуется, осуществить поставку технических средств реабилитации - подгузников для обеспечения детей (далее - Товар) предусмотренных техническим заданием (приложение Ns 1 к Контракту) и спецификацией (приложение N 2 к Контракту), в Алтайский край в соответствии с календарным планом (приложение N 3 к Контракту), а Заказчик обязуется оплатить Товар.
Срок поставки Товара: с даты получения от Заказчика реестра получателей Товара (приложение N 4 к Контракту) до 30 сентября 2022 года. Контракт вступает в силу со дня подписания его Сторонами и действует до 30 октября 2022 года. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту (раздел 2 Контракта).
В установленные Контрактом сроки (до 28.06.2022 - первая часть товара,) данная обязанность Поставщиком не выполнена.
30.06.2022 в адрес Поставщика Заказчик направил письмо о необходимости неукоснительного исполнения условий Контракта, в котором определен срок для устранения допущенных нарушений поставить первую часть товара - не позднее 04.07.2022.
04.07.2022 Заказчиком получено письмо от Поставщика о задержке поставки товара и планируемой дате прибытия товара - 11.07.2022.
В соответствии с Календарным планом (Приложение N3 к Контракту) и Соглашением о внесении изменений и дополнений в Государственный контракт от 07.07.2022. Поставщик обязан обеспечить поставку товара в Алтайский край: в срок до 28.06.2022 - первая часть товара, до 20.07.2022 - вторая часть товара.
11.07.2022 ООО "МСК ТРЕЙД+" проинформировало Заказчика об отсутствии товара на складе Поставщика и о новой планируемой дате прибытия груза - 17.07.2022 и возможности проведения выборочной проверки товара - 18.07.2022.
Письмом N2707 от 27 июля 2022 года Поставщиком были предложены к поставке подгузники для детей производства PAKSEL KIMYA SAN VE TIC. A.S. (страна происхождения - Турция), так как имелась возможность поставки требуемого по условиям Контракта количества.
Также было предложено рассмотреть возможность поставки в рамках Контракта подгузников не одного, а нескольких производителей: "iD kids" производства ООО "Онитекс РУ" Российская Федерация, "Magics" производства ООО "Драйлок Текнолоджиз" Российская Федерация, "BABY MOM", "SENSO BABY" производства ООО "БэлЭмса" Республика Беларусь, что позволило бы закупить необходимое по условиям Контракта количество товара.
В ответ на данное письмо Заказчик сообщил, что в закупке установлены ограничения и условия допуска товаров в соответствии Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N126н).
На основании изложенного, замена товара по Контракту на товар страной происхождения которого является Турция, не представляется возможным ввиду прямого указания о запрете.
В соответствии с п. 3.4.4. Контракта при исполнении Контракта по согласованию с Заказчиком Поставщик вправе осуществить поставку Товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Контракте с учетом условий и ограничений, установленных в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ.
В установленные сроки Поставщиком не выполнены обязанности по обеспечению поступления товара Заказчиком и получателям.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктам 13.1 контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 8 - 23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно частям 1 и 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Поскольку поставщик не поставил товар в соответствии с (Приложение N3 к Контракту) и Соглашением о внесении изменений и дополнений в Государственный контракт от 07.07.2022 года, 21 июля 2022 года заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 02171000001220001220001 от 23.06.2022 г.
В соответствии с частью 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 21.07.2022.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
С учетом изложенного уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Заслушав доводы представителя Поставщика, изучив представленные материалы, проведя оценку действий ООО "МСК ТРЕЙД +", Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к выводу о совершении Поставщиком необходимых действий, направленных на исполнение обязательств по Контракту: направление информации Заказчику о приостановлении выпуска товара и его причины; предложение о замене товара обладающего улучшенными техническими и функциональными характеристиками (потребительскими свойствами); предложение поставки товара не одного, а нескольких производителей.
В связи с вышеизложенным, сведения в отношении ООО "МСК ТРЕЙД +" включению в реестр недобросовестных поставщиков не подлежат.
При проведении внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.
Руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "МСК ТРЕЙД +" (ИНН 2264013253).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________________ А.В. Кочетков
Члены комиссии: _____________________________ О.В. Тетерина
_____________________________ В.Г. Дедов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.