Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Рощупкина Ю.В. -заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
- Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
заказчика - АДМИНИСТРАЦИИ ЕСИПОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТЕРНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Сиволапова Е.А. (доверенность от 01.08.2022 N 231);
ООО СК "ГРАНД-СТРОЙ" Гамзатова С.М. (решение от 01.03.2017 года единственного участника ООО СК "ГРАНД-СТРОЙ"), Горко Ю.В. (доверенность от 01.08.2022 года),
рассмотрев обращение заказчика - АДМИНИСТРАЦИИ ЕСИПОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТЕРНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО СК "ГРАНД-СТРОЙ" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона: Выполнение подрядных работ для муниципальных нужд: "Капитальный ремонт кровли с заменой основных строительных конструкций здания дома культуры в пос. Есипово, ул. Юбилейная, 1" (идентификационный код закупки - 213363000133736300100100130014120243),
у с т а н о в и л а:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) поступило обращение заказчика - АДМИНИСТРАЦИИ ЕСИПОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТЕРНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО СК "ГРАНД-СТРОЙ" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона: Выполнение подрядных работ для муниципальных нужд: "Капитальный ремонт кровли с заменой основных строительных конструкций здания дома культуры в пос. Есипово, ул. Юбилейная, 1" (идентификационный код закупки - 213363000133736300100100130014120243) (извещение N0131300026421000052) (далее - аукцион).
Ознакомившись с материалами дела, предоставленными доказательствами, пояснениями заказчика, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
11.11.2021 года в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта - 7941789.60 рублей.
На основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 22.11.2021 N0131300026421000052-2 победителем аукциона признано ООО СК "ГРАНД-СТРОЙ".
03.12.2021 года между АДМИНИСТРАЦИЕЙ ЕСИПОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТЕРНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ и ООО СК "ГРАНД-СТРОЙ" заключен контракт N 01313264210000520001 на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд: "Капитальный ремонт кровли с заменой основных строительных конструкций здания дома культуры в пос. Есипово, ул. Юбилейная, 1" (далее - контракт). Цена контракта 7 902 080, 65 руб.
На основании п.1.1 контракта муниципальный заказчик поручает Подрядчику, выполнение подрядных работ для муниципальных нужд по объекту: "Капитальный ремонт кровли с заменой основных строительных конструкций здания дома культуры в пос. Есипово, ул. Юбилейная, 1".
Согласно п.3.1 контракта подрядчик обязуется выполнить обязательства по Контракту с момента заключения контракта до 20.12.2021.
В соответствии с п. 4.2. Муниципальный Заказчик вправе передать Заказчику-застройщику выполнение следующих обязанностей: 4.2.1. Приемка от Подрядчика выполненных работ и подписание актов по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, актов о приеме-передачи оборудования в монтаж по форме ОС-15, товарных накладных; 4.2.2. Согласование акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств по форме ОС-3; 4.2.3. Подготовка необходимого пакета документов для финансирования выполнения работ по настоящему Контракту и представление его Муниципальному заказчику; и пр.
Согласно п. 12.1 контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
12.07.2021 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с невыполнением подрядчиком в полном объеме обязательств, предусмотренных контрактом, на сумму 4 124 077, 45 руб.
12.07.2022 года данное решение размещено в ЕИС и направлено заказным письмом с уведомлением в адрес подрядчика, указанный в контракте.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу - 23.07.2022 года.
На рассмотрении обращения представители подрядчика пояснили, что возражают в отношении включения сведений об ООО СК "ГРАНД-СТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков, так как невыполнение работ в полном объеме явилось следствием предоставления заказчиком ненадлежащей технической документации. Допустимые к выполнению работы были выполнены, о чем свидетельствуют подписанные сторонами Акты выполненных работ N1 от 28.01.2022 (сумма - 2 782 002,00), Акта выполненных работ N2 от 21.06.2022 (сумма - 996 001,20). Кроме того, 12.07.2022 года заказчику по электронной почте и сервисом экспресс доставки EMS (ED 140138795RU) направлены подписанные подрядчиком в одностороннем порядке соответствующие КС-2, КС-3, счет и счет-фактура о выполнении работ на сумму - 3 425 758, 80 руб., заказчиком данные документы не рассмотрены, денежные средства по ним на счет подрядчика не поступали. На момент принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта техническая документация в соответствие не приведена.
При рассмотрении обращения Комиссией Воронежского УФАС России установлено следующее.
Цена контракта 7 902 080, 65 руб. Заказчиком оплачено подрядчику выполненных работ на сумму - 3 778 003, 20 руб.,
Письмом от 17.05.2022 года исх. N 61/2-11/896 заказчиком направлена претензия в адрес подрядчика об уплате неустойки в связи с неисполнением обязательств на сумму - 5 120 078, 65 руб.
Как следует из материалов дела, сторонами было заключено дополнительное соглашение N 1 от 06.12.2021о новой редакции Приложение N1 Смета Контракта, N2 График выполнения работ по капитальному ремонту, N3 Техническое задание в связи с не соответствием документации об аукционе строительным нормам и фактическому состоянию объекта.
Письмом N 226 от 14.12.2021 подрядчик сообщил заказчику о том, что выданная заказчиком сметная документация не соответствует проектной и просил привести документацию в соответствие.
Письмом от 28.12.2021 N 230 в адрес заказчика подрядчик повторно указал на необходимость приведения в соответствие сметной и проектной документаций и сообщил о приостановлении работ на объекте.
10.01.2022 года подрядчиком заключен договор с АО "Центр нормативов и качества строительства" на проведение независимой экспертизы по оценке и обоснованию фактического технического состояния строительных конструкций крыши, объёмов и качества работ по объекту здание дома культуры по адресу: Воронежская область, Терновский район, пос. Есипово, ул. Юбилейная, 1.
В заключении независимой экспертизы от 07.02.2022 г. указано, что документация не разработана (нарушены требования статьи 48, п.п. 1,2, 2.1, 11, 12, 12.1, 12.2, 13 и 15 Градостроительного Кодекса РФ), она не учитывает требований государственных стандартов систем ЕСКД, СПДС, ГОСТ Р 21.101.2020, материалы по объекту обладают недостаточной полнотой сведений о конструктивном и объемно- планировочном решении задания, отсутствуют сведения о конструктивном решении, пространственном положении и армировании армопояса, размеры поперечных сечений армопояса, нет спецификации материалов на армопояс, отсутствуют сведения о ремонте кровли над одноэтажной пристройкой по правому торцевому фасаду здания, имеется ряд непроработанных узлов, нет сведений об утеплении чердачного перекрытия, не указан уклон кровли. Общий вывод экспертизы - требуется полная переработка проектной и рабочей документации.
Письмом от 10.06.2022 исх. N 130 в ответ на претензию от 17.05.2022 N 61/2-11/896 заказчика о выплате неустойки за просрочку выполнения работ на объекте ООО СК "Гранд-Строй" сообщило, что согласно ранее направленного письма N 230 от 28.12.2021 года подрядчик приостановил работы на объекте до приведения в соответствие сметной и проектной документаций. До настоящего времени изменения в техническую документацию не внесены. В соответствии с Локальным сметным расчетом (смета) N 02-01-01 работы, которые невозможно выполнить из-за ошибок в проектной документации, составляет - 4 983 330,00 руб.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В силу статьи 708 ГК РФ существенным условием договора подряда является условие о сроке выполнения работы.
На основании ч. 1 ст. 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
В соответствии с ч. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В силу ч. 3 ст. 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства, не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
Согласно ч. 1 ст. 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
По смыслу ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является нарушение условий контракта поставщиком, которое предполагает недобросовестное поведение такого поставщика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта и нарушающих права заказчика относительно его условий.
Включение информации в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией, которая должна применяться уполномоченным на это органом по результатам всесторонней оценки поведения как заказчика, так и исполнителя.
Из материалов дела следует, что подрядчик уведомил заказчика о приостановлении работ в связи с не зависящими от подрядчика обстоятельствами, которые создают невозможность выполнения работы на сумму - 4 983 330,00 руб., а именно: предоставление заказчиком ненадлежащей технической документации.
Тот факт, что работы, предусмотренные контрактом, подрядчиком не выполнены в полном объеме, при установленных обстоятельствах не может свидетельствовать о недобросовестности подрядчика, либо пренебрежительном отношении к принятым обязательствам.
Комиссией Воронежского УФАС России принято во внимание, что 12.07.2022 года заказчику по электронной почте и сервисом экспресс доставки EMS (ED 140138795RU) направлены подписанные подрядчиком в одностороннем порядке документы: КС-2, КС-3, счет и счет-фактура о выполнении работ на сумму - 3 425 758, 80 руб., заказчиком данные документы не рассмотрены.
Положения статьи 753 ГК РФ предусматривают возможность составления одностороннего акта сдачи-приемки результата работ, защищая интересы подрядчика, если заказчик необоснованно отказался от надлежащего оформления документов, удостоверяющих приемку.
Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными (абзац 2 пункта 4 статьи 753 ГК РФ).
При этом в силу правовой позиции, отраженной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.07.2015 N305-ЭС15-3990, акты выполненных работ, хотя и являются наиболее распространенными в гражданском обороте документами, фиксирующими выполнение подрядчиком работ, в то же время не являются единственным средством доказывания соответствующих обстоятельств.
Из фактических обстоятельств дела следует, что действия подрядчика были направлены на исполнение контракта, выполненные подрядчиком работы имеют потребительскую ценность для заказчика.
Ознакомившись с материалами дела, пояснениями сторон, принимая во внимание действия подрядчика, направленные на исполнение контракта, Комиссия Воронежского УФАС России не находит оснований для признания действий подрядчика недобросовестными, что применительно к ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ является необходимым условием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" и статьей 104 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России,
р е ш и л а:
отказать во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО СК "ГРАНД-СТРОЙ" (394028, Воронеж, ул. Базовая, д. 8, офис 6; ИНН 3662245914, КПП: 366301001, генеральный директор: Гамзатов Сайид-Хусен Магомедович, ИНН: 053700802328).
Резолютивная часть решения объявлена: 02.08.2022 года.
В полном объеме решение изготовлено: 05.08.2022 года.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии Е.Л. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 2 августа 2022 г. N 036/06/104-743/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2022