В соответствии с приказом Омского УФАС России от 22.07.2022 N 144 и подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее также Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576), Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_"- заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
по результатам проведения внеплановой проверки (без заседания комиссии) соблюдения Департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска (далее - уполномоченный орган), бюджетным учреждением города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (далее - заказчик) требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка шин, камер и ободной ленты (Реестровый номер 51.0546.22)" (извещение N 0152300011922000602) (далее также аукцион, электронный аукцион)
У С Т А Н О В И Л А:
1. 20.05.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение N 0152300011922000602 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 2 759 062,92 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 01.06.2022 заявка единственного участника признана не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки. Электронный аукцион признан несостоявшимся.
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
20.07.2022 из ФАС России в Омское УФАС России поступило (вх. N 7107э) обращение ООО "Стройторг", содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Суть обращения сводится к тому, что позициям N 2, 3, 5, 6 и 8 электронного документа "Описание объекта закупки" в реестре российской промышленной продукции отсутствуют соответствующие товары.
Указанное, по мнению заявителя, ведет к невозможности предложить к поставке товар, полностью соответствующий требованиям извещения об осуществлении закупки с учетом запрета, установленного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616. Как следствие, подобные закупки признаются несостоявшимся, потребность заказчика нереализованной.
Уполномоченным органом (вх. N 7381э от 28.07.2022) и заказчиком (вх. N 7340 от 27.07.2022) представлены пояснения, содержание которых сводятся к отсутствию в действиях субъектов контроля нарушений законодательства о контрактной системе.
В силу статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частями 1 и 3 стать 14 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе).
На основании пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
Под указанный запрет подпадают товары с кодом ОКПД2 22.11.1 "Шины, покрышки и камеры резиновые новые" (позиция 14 Перечня).
Материалами электронного аукциона установлено, что заказчиком закупаются следующие товары:
- 22.11.15.110 "Автомобильная камера";
- 22.11.15.140 "Ободная лента";
- 22.11.13.110-0000020 "Шина пневматическая для грузовых автомобилей";
- 22.11.14.191-00000008 "Шина пневматическая для строительно-дорожной техники";
- 22.11.13.110 "Автомобильная шина".
В связи с указанным заказчиком в извещении об осуществлении закупки установлен соответствующий запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств.
Омским УФАС России в адрес заказчика был направлен запрос (исх. N 03-5912 от 22.07.2022) о представлении документальных доказательств наличия на рынке товара, соответствующего всем требованиям извещения об осуществлении закупки, в том числе с учетом запрета, установленного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616, а также сведения о наличии в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, и (или) в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, и (или) в реестре промышленной продукции, произведенной на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, товара соответствующего потребности заказчика.
В ответ на указанный запрос заказчиком представлены документальные подтверждения соответствия установленным требованиям исключительно закупаемых шин.
В силу положений статьи 14 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 25.07.2015 N 757 "О порядке создания, эксплуатации и совершенствования государственной информационной системы промышленности", постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Министерством промышленности и торговли Российской Федерации ведется Государственная информационная система промышленности (https://gisp.gov.ru).
Данная информационная система включает в себя, в том числе Реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
Комиссией установлено, что в указанном реестре отсутствуют сведения о товарах "Автомобильная камера", "Ободная лента". Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, данные товары заведомо не представляется возможным предложить к поставке в рамках данной закупки в связи с установленным запретом и порядком подтверждения страны происхождения товара.
Сведения о товарах по каждой позиции описания объекта закупки, полностью соответствующих требованиям извещения об осуществлении закупки, в том числе с учетом установленного запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в материалы дела заказчиком не представлены.
Указанное свидетельствует о ненадлежащем изучении заказчиком рынка при подготовке к осуществлению закупки, а также о невозможности подачи соответствующего предложения потенциальными участниками закупки, что косвенно подтверждается итогами рассматриваемой закупки.
Комиссия отмечает, что заказчик был не лишен возможности иного формирования лота, например, путем разделения лота (выделения шин в отдельный лот), что позволило бы закупать товары "Автомобильная камера" и "Ободная лента" без установления соответствующего запрета в силу подпункта "б" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616, либо получить разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Комиссия также учитывает, что заказчиком данная закупка была проведена повторно (извещение N 0152300011922000894). При этом лот был сформирован иначе, в частности "наличие камеры" было предусмотрено в качестве характеристики шины, а не отдельного товара.
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение части 2 статьи 8, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" нарушение части 2 статьи 8, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с признанием определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся.
2. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии: |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.