Резолютивная часть решения оглашена 04.08.2022
В полном объеме решение изготовлено 09.08.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая поликлиника N5 г. Челябинск" (далее -заказчик) о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе Зуйкове Алексее Николаевиче далее - ИП Зуйков А.Н., поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных (извещение N 0869200000222000564) (далее - аукцион, закупка),
- при участии посредством видеоконференц-связи представителя Заказчика: Долгушиной Л.Г., действующей на основании доверенности от 18.04.2022 N 476;
- в отсутствие представителей ИП Зуйкова А.Н., уведомленного о времени и месте заседания Комиссии, в том числе, посредством направления телеграммы, заявлений, ходатайств не представлено,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) 28.07.2022 поступило обращение Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Зуйкове А.Н.
Согласно представленным документам 07.04.2022 заказчик и ИП Зуйков А.Н. заключили контракт N 76-22 по итогам электронного аукциона на поставку перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных (извещение N 0869200000222000564) по цене 2 937 060,00 рублей.
Как следует из заявления заказчика, обязательство по поставке ИП Зуйковым А.Н. не исполнено, в связи с чем, 15.07.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 28.07.2022.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктами 11.3 и 11.4 контракта N 76-22 контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о Контрактной системе.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с положениями частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Так, Заказчиком 15.07.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 15.07.2022 указанное решение размещено в ЕИС во вкладке "Дополнительная информация о закупках, контрактах".
В этой связи, датой надлежащего уведомления исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик считает 15.07.2022, а контракт расторгнутым - 26.07.2022, информация о расторжении контракта размещена заказчиком в ЕИС -28.07.2022 в разделе "Информация об исполнении (о расторжении) контракта".
При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ИП Зуйковым А.Н. 07.04.2022 посредством электронного документооборота заключен контракт N 76-22 по итогам электронного аукциона на поставку перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных (реестровый номер в ЕИС N 3744800892922000050) (далее - контракт).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 и 1.3 контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных (далее Товар) со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар. Номенклатура Товара и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), технические показатели - Техническими требованиями (приложение N 2 к Контракту). Поставка Товара осуществляется Поставщиком с разгрузкой с транспортного средства по адресу: г. Челябинск Комсомольский пр., 36А, каб 109 Получателю ГБУЗ "ГКП N5 г. Челябинск", с момента заключения контракта до 03.03.2023, в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения (приложение N 3 к Контракту).
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из абзаца второго пункта 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно пункту 1.3 контракта срок поставки товара: с момента заключения контракта до 03 марта 2023 года.
Из пояснений представителя заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 15.07.2022 следует, что, в нарушение условий контракта, обязательства по нему поставщиком не выполнены.
Как следует из документов, представленных в материалы дела заказчиком, письмом N 13/0522 от 13.05.2022, в связи с тем, что Регистрационное удостоверение N РЗН 2022/1468 от 01.07.2021т на товар, согласованный к поставке по условиям контракта, отозвано, Индивидуальный предприниматель предложил осуществить замену данного товара на перчатки другого производителя - ООО "АСВ Фармация" РУ N РЗН 2022/126431 от 26.01.2022.
В ответ на данное предложение поставщика Заказчик письмом N 1946 от 25.05.2022 сообщил о необходимости предоставления документов на предлагаемый товар в соответствии с условиями допуска, установленными Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617, предусмотренными извещением о проведении закупки.
В ответ поставщик письмом N 24/0522 от 24.05.2022 предложил к поставке товар иного производителя - ООО "Спец-И-АЛ", РУ N РЗН 2022/16511 от 02.02.2022, и предоставил Заказчику выписку из реестра российской промышленной продукции, реестровая запись N396\1\2022 от 05.03.2022.
Дополнительным соглашением N 1 от 16.06.2022 стороны согласовали замену поставляемого товара, а также пунктом 2 данного соглашения подтвердили свои обязательства по контракту без изменений иных существенных условий.
Вместе с тем, обязательства по поставке товара по периодам, определенным приложением N 3 к контракту, ИП Зуйковым А.Н. не исполнены.
В связи с неисполнением обязательств по поставке Заказчиком индивидуальному предпринимателю направлены претензии: N 1433 от 18.05.2022, с требованием осуществить поставку в срок до 01.06.2022; N 2519 от 15.07.2022, с требованием осуществить поставку в срок до 25.07.2022.
Заказчик пояснил на заседании Комиссии, что срок исполнения по претензии от 15.07.2022 установлен до 25.07.2022, с учетом соблюдения прав поставщика, предусмотренных частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Претензии оставлены Поставщиком без ответа, поставка товара по контракту не осуществлена.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, поставщиком неоднократно нарушены сроки поставки товара. Указанные обстоятельства являются основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта заказчиком.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются действия общества, предполагающие его недобросовестное поведение, совершение им действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта этим лицом, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Так, заключая контракт по результатам проведения электронного аукциона, направленного на удовлетворение государственных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта. Действуя в рамках исполнения государственного или муниципального контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на социально-значимые, экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
При этом в случае привлечения лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Вместе с тем, принимая во внимание представленные документы в материалы дела и учитывая выявленные обстоятельства на заседании Комиссии, антимонопольный орган отмечает, что ИП Зуйков А.Н. не предпринял действий, направленных на исполнение обязательств по контракту как в сроки, предусмотренные контрактом, так и в сроки, предусмотренные законодательством о контрактной системе для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком.
Из материалов, представленных в материалы дела, не следует доказательств осуществления поставки товара заказчику, что свидетельствует об отсутствии намерения и воли поставщика в части добросовестного исполнения контракта, его безответственном отношении к исполнению муниципального контракта.
Комиссия отмечает, что в связи с неисполнением обязательств по контракту ИП Зуйковым А.Н. потребность Заказчика не может быть реализована.
Учитывая изложенное, антимонопольный орган приходит к выводу о необходимости включения сведений об ИП Зуйкове А.Н. в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078,
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные Зуйковым А.Н. о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе Зуйкове Алексее Николаевиче (ИНН 740417387901) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных (извещение N 0869200000222000564), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.