В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч.13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 224-п от 11.08.2022 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:., Членов Инспекции:
рассмотрение обращения осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
врио главы администрации муниципального образования Сергиевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области -. (на основании распоряжения),
представителя крестьянского (фермерского) хозяйства -. (на основании доверенности),
рассмотрев обращение администрации муниципального образования Сергиевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (вх. Оренбургского УФАС России N 7530 от 10.08.2022 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства Перепелкина Виктора Александровича (ИНН: 563802408271) в связи с односторонним расторжением контракта на выполнение работ по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Сергиевский сельсовет с. Сергиевка Оренбургского района Оренбургской области (номер извещения N 0153300004422000003),
УСТАНОВИЛА:
10.08.2022 г. в Оренбургское УФАС России поступило обращение администрации муниципального образования Сергиевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (далее - Заказчик, Администрация) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства Перепелкина Виктора Александровича (далее - КФХ Перепелкина В.А., Подрядчик) в связи с односторонним расторжением контракта на выполнение работ по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Сергиевский сельсовет с. Сергиевка Оренбургского района Оренбургской области (номер извещения N 0153300004422000003) (далее - Закупка, Аукцион).
Из обращения Заказчика установлено, что работы по контракту не были приняты заказчиком, поскольку в ходе проверки выполненных работ выявлены несоответствия требованиям контракта и проектно-сметной документации. Представитель Заказчика просил сведения в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства Перепелкина Виктора Александровича не включать, поскольку работы фактически Подрядчиком были выполнены.
Представитель КФХ Перепелкина В.А. в ходе заседания просил сведения в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства Перепелкина Виктора Александровича в Реестр недобросовестных поставщиков не включать. Подробно позиция Подрядчика изложена в письменных пояснениях.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав пояснения сторон, установила следующее:
25.03.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Сергиевский сельсовет с. Сергиевка Оренбургского района Оренбургской области (номер извещения N 0153300004422000003).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 366 672,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона 0153300004422000003-2 от 04.04.2022 г. электронный аукцион признан несостоявшимся в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке - крестьянского (фермерского) хозяйства Перепелкина Виктора Александровича, данная заявка признана соответствующей требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе.
15.04.2022 г. между администрацией муниципального образования Сергиевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области и крестьянским (фермерским) хозяйством Перепелкина Виктора Александровича заключен муниципальный контракт N 0153300004422000003 на выполнение работ по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Сергиевский сельсовет с. Сергиевка Оренбургского района Оренбургской области (далее - Контракт).
Разделом 1 Контракта "Предмет Договора" установлено следующее:
"1.1. По настоящему Контракту Подрядчик обязуется выполнить работы: "Обустройство мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Сергиевский сельсовет с. Сергиевка Оренбургского района Оренбургской области" в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Количество - 1 условная единица.
1.2. Заказчик обязуется обеспечить приемку работ в установленные настоящим Контрактом сроки и оплатить выполненные Подрядчиком работы в соответствии с условиями Контракта.
1.3. Подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с локально-сметным расчетом, ведомостью объемов работ, описанием объекта закупки.
1.4. Место выполнения работ: Оренбургская область, Оренбургский район, с. Сергиевка.
1.5. Срок выполнения работ: начало работ - 01.05.2022 г., окончание работ - 30.05.2022 г.
1.6. Источник финансирования: Бюджет МО Сергиевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области".
Пунктами 2.3.1-2.3.2 Контракта установлены следующие обязанности Подрядчика:
"2.3.1. Выполнить работы в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом и графиком производства работ, и сдать законченные работы Заказчику в порядке, установленном настоящим Контрактом.
2.3.2. Выполнить все работы по настоящему Контракту в соответствии с Описанием объекта и сметной документацией".
Согласно обращению Заказчика, 30.06.2022 г. Подрядчик сообщил Заказчику об окончании выполнения работ. Акт выполненных работ был представлен только на бумажном носителе. Документ о приемке по настоящее время не был сформирован с использованием единой информационной системы и не размещен Подрядчиком в единой информационной системе в порядке, предусмотренном разделом 3 Контракта.
Работы по Контракту не были приняты заказчиком, поскольку в ходе проверки выполненных работ выявлены следующие несоответствия требованиям Контракта:
1) вместо плит железобетонных для покрытия автомобильных дорог ПАГ-14А800.1- 1 и ПД2*3 выполнена заливка бетона в опалубку;
2) вместо уголков горячекатанных 63x63 и 60x60 применена профильная труба 40x20;
3) вместо окрашенного (зеленый) оцинкованного профилированного листа Н60-845-0,7 применен профилированный лист С-10 с толщиной листа 0,4-0,5 мм.
Также в обращении указано, что Подрядчиком не предпринимаются действия по устранению выявленных замечаний.
Пунктом 7.2 Контракта установлено следующее:
"7.2. Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также в случае неисполнения, просрочки исполнения, либо ненадлежащего исполнения Подрядчиком условий Контракта, в том числе:
- в случае нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ более чем на 5 (пять) рабочих дней,
- в случае выполнения Подрядчиком работ ненадлежащего качества,
- в случае установления факта проведения ликвидации Подрядчика - юридического лица или наличия решения арбитражного суда о признании Подрядчика банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства,
- в случае неустранения Подрядчиком недостатков, выявленных в ходе исполнения контракта или невозможность их устранить из-за существенности,
- по основаниям, предусмотренным ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации,
- по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации".
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе).
26.07.2022 г. на основании п. п. 1,2 ст. 523 Гражданского кодекса РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 7.2 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 0153300004422000003 от 15.04.2022 г. (исх. N 566 от 26.07.2022 г.) на выполнение работ по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Сергиевский сельсовет с. Сергиевка Оренбургского района Оренбургской области.
26.07.2022 г. 15:41 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе (Решение об одностороннем отказе N566 от 26.07.2022 г. Поставщик Получено 26.07.2022 15:41 (МСК) Заказчик Подписано 26.07.2022 15:41 (МСК).
При расторжении контракта заказчиком соблюдена процедура, предусмотренная положениями ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, учитывая положения ч. 12.1, ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Договора вступил в силу 06.08.2022 г.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п.13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
Инспекцией Оренбургского УФАС России приняты во внимание следующие обстоятельства.
Заказчиком не отрицается тот факт, что работы по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Сергиевский сельсовет с. Сергиевка Оренбургского района Оренбургской области Подрядчиком проводились - 5 площадок ТКО были обустроены.
В этой связи, КФХ Перепелкина В.А. в адрес Заказчика был направлен акт выполненных работ N 48 от 30.06.2022 г.
Вместе с тем, поскольку в соответствии с письмом N 151 от 21.07.2022 г. МБУ "УКС" муниципального образования Оренбургский район были выявлены несоответствия требованиям проектно-сметной документации, работы по контракту не были приняты Заказчиком, акт выполненных работ N 48 от 30.06.2022 г. администрацией муниципального образования Сергиевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области не подписан.
Дополнительно следует отметить, что администрация муниципального образования Сергиевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области не настаивает на включении КФХ Перепелкина В.А. в Реестр недобросовестных поставщиков.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Как следует из документов, представленных на заседание Инспекции, КФХ Перепелкина В.А. предпринимало меры, направленные на исполнение контракта, что подтверждается представленными документами.
При рассмотрении вопроса о наличии оснований для включения КФХ Перепелкина В.А. в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения заключить и исполнить контракт надлежащим образом и в согласованные сроки.
Отказ заказчика от договора, в том числе по мотиву существенного нарушения подрядчиком условия договора, может являться как следствием недобросовестного поведения поставщика, принимавшего участие в торгах номинально и не имеющего намерения реально выполнять работы по контракту, так и не являться таковым (в том случае, если нарушение условий договора не вызвано злонамеренными действиями поставщика, а связано с обстоятельствами, находящимися вне его сферы контроля).
Таким образом, из имеющихся материалов дела следует, что в действиях Подрядчика - КФХ Перепелкина В.А. - не усматриваются признаки недобросовестного поведения, направленного на уклонение от исполнения условий контракта и на срыв вышеуказанной закупки.
При таких обстоятельствах, на основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, а также в связи с тем, что Инспекция Оренбургского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий Исполнителя не выявила, сведения в отношении КФХ Перепелкина В.А. не подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства Перепелкина Виктора Александровича (ИНН: 563802408271) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции |
|
Члены Инспекции |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 17 августа 2022 г. N РНП-56-08-06-154/2022 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - фермерское хозяйство - твердые коммунальные отходы - подрядчик)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2022