Резолютивная часть решения оглашена 17 августа 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 17 августа 2022 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:., Членов Комиссии:.,
Рассмотрение осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя ООО "Техноимпорт" -. по доверенности,
представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная психиатрическая больница N 3" - (по доверенности),
представители Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" на рассмотрении не присутствовали, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Техноимпорт" на действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная психиатрическая больница N 3" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку кроватей медицинских общебольничных (номер извещения N 0853500000322006509),
УСТАНОВИЛА:
11.08.2022 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "Техноимпорт" (далее - Заявитель) на действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная психиатрическая больница N 3" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку кроватей медицинских общебольничных (номер извещения N 0853500000322006509) (далее- Закупка).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Уполномоченному органу выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Представитель Заявителя в ходе заседания доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, пояснив, что 1) "_Заказчиком в техническом задании установлены технические требования к характеристикам поставляемого товара (медицинской кровати), которые ограничивают конкуренцию, а именно, в техническом задании указана характеристика: "Ложе" - сварная сетка, стальной пруток диаметр - не менее 4 мм_". По мнению Заявителя, указанные технические параметры не влияют на эксплуатационные свойства кровати и ее использование сотрудниками учреждения. Заявитель считает, что "заявленные технические характеристики являются избыточными, необоснованными потребностями Заказчика"; 2) По мнению Заявителя, используемый Заказчиком код ОКПД2 "32.50.30.110" - ""Мебель медицинская_" не соответствует его потребностям, поскольку, Заявитель полагает, что заявленным техническим характеристикам Заказчика соответствует код КТРУ "32.50.50.50.190-00002423" - "Кровать больничная", обязательный к применению; 3) В извещении и документации о закупке Заказчиком, во исполнение требований ст. 14 Закона о контрактной системе установлены ограничения согласно Постановлению Правительства РФ N 617 и условия допуска в соответствии с Приказом Минфина РФ N126н. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены ограничения допуска согласно ПП РФ N 617, поскольку Заказчику необходимо установить ограничения допуска в соответствии с требованиями ПП РФ N 102; 4) Также Заявитель просит Комиссию контрольного органа запросить у Заказчика сведения и информацию по формированию Заказчиком НМЦК, а именно: коммерческие предложения с наименованием предлагаемого товара, а также проверить источники поступления данных коммерческих предложений (электронная почта).
Представитель Заказчика с доводами жалобы Заявителя не согласился, уточнив, что при формировании технического задания и установления требований к поставляемому товару Заказчик руководствовался своими потребностями с учетом психо-физических заболевания, а также анатомических особенностей пациентов лечебного учреждения. Относительно неиспользования кода КТРУ, указанного Заявителем, представитель Заказчика уточнил, что обязательные к использованию характеристики кода КТРУ "32.50.50.50.190-00002423" - "Кровать больничная" не удовлетворяют потребности Заказчика ввиду наличия обязательных дополнительных технических функций. Кроме того, Заказчику к поставке требуется кровать медицинская общебольничная, когда как в Постановлении Правительства РФ N 102, указанного Заявителем, в качестве характеристики, обязательной к применению, закупаемая кровать должна быть функциональной. Также уточняет, что требования ст. 33 Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки Заказчиком соблюдены, в описании объекта закупки Заказчиком установлены диапазонные значения, позволяющие нескольким участникам претендовать на подачу заявки на участие в настоящем аукционе. В связи с чем, представитель Заказчика просил признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
02.08.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку кроватей медицинских общебольничных (номер извещения N 0853500000322006509).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 847 500,00 рублей.
Извещение о проведении закупки утверждено и размещено Заказчиком.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 2 ч.2 ст. 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщиков является, в том числе, проведения открытого аукциона в электронной форме.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе).
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов ( в том числе, путем проведения открытого аукциона в электронной форме) заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, предусмотренную пп.1-23 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках.
1-2) Анализируя положения технического задания документации об аукционе Комиссией Оренбургского УФАС установлено, что заказчиком определены следующие функциональные, технические и качественные характеристики требуемого к поставке товара:
|
Наименование товара |
Характеристика товара |
Ед.изм |
Кол-во |
|||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Кровать медицинская общебольничная |
|
шт
|
75 |
Функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара, а также перечень конкретных показателей товара, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям, которые должны быть представлены участником закупки, а также перечень необходимых к оказанию услуг указаны в части 3 документации о проведении аукциона в электронной форме "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)".
В соответствии с Извещением, Техническим заданием - объектом закупки является "Кровать медицинская общебольничная".
Частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статьи 10 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе в праве установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в документацию об аукционе такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведенных норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Так, Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору, по общему правилу, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер и включать в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, исключая случаи отсутствия другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что документация о проведении электронного аукциона не содержит указание на наименование места происхождения товара или наименование конкретного производителя товара, более того в аукционной документации установлены требования к техническим и функциональным характеристикам поставляемого товара "Кровать медицинская общебольничная" в целях реализации потребностей заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в документации отсутствуют.
Комиссия контрольного органа признает правомерной позицию Заказчика о том, что установленные заказчиком характеристики товара, в частности, обжалуемая Заявителем характеристика "Ложе - сварная сетка, стальной пруток диаметр- не менее 4 мм", отвечают потребностям Заказчика прежде всего исходя из того, что пациенты медицинского учреждения ввиду своего заболевания часто находятся в "двигательном возбуждении" и крепость спального ложа необходима для такой категории пациентов, кроме того большое количество пациентов в учреждении с избыточным весом и чтобы указанное ложе "не провисало" Заказчику необходима крепкая сварная сетка. При этом, Заказчик уточняет, что к поставке требуется небольшое количество кроватей с заявленными характеристиками (75 из 500 койко-мест) именно для указанной категории пациентов.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 23 Закона о контрактной системе, наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Согласно п. 1 Правил формирования каталога, они определяют порядок формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе состав включаемой в него информации.
Согласно п. 10 Правил формирования каталога, в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии); информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно п. 2 Правил использования каталога, каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
извещении об осуществлении закупки;
приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом (далее - приглашение);
документации о закупке;
контракте;
реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Согласно п. 4 Правил использования каталога, Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а также обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик.
В силу п. 5. Правил использования каталога, Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением установленных случаев.
Согласно п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (далее- ОКПД2).
Согласно пояснениям Заказчика, каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд содержит такие технические характеристики товара, которые не соответствуют потребностям Заказчика, в частности, Заказчик уточняет, что указанный Заявителем код КТРУ "32.50.50.50.190-00002423" - "Кровать больничная" не удовлетворяет потребности Заказчика ввиду наличия обязательных дополнительных технических функций (характеристик), а именно: "Привод" (Гидравлический, Механический, Электрический), в связи с чем, указанный код не может быть применен Заказчиком, поскольку Заказчику необходима для эксплуатации простая металлическая кровать без каких-либо дополнительных функций. При этом, Заказчик просил уточнить, что не существует и позиции каталога, которая содержала бы какие-либо функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, являющиеся значимыми для Заказчика и отвечающие его потребностям. Исходя из чего, Заказчиком применен код ОКПД2 -32.50.30.110 "Кровать медицинская общебольничная".
Комиссией контрольного органа из сведений извещения об аукционе установлено, что предметом закупки является поставка товара "Кровать медицинская общебольничная", код позиции ОКПД2 "32.50.30.110".
Описание объекта закупки содержится в техническом задании (приложение N3 к извещению о проведении аукциона в электронной форме). Данное описание составлено без учета каталога товаров, работ, услуг. В соответствии с Техническим заданием заказчиком не применены позиции каталога товара, работ, услуг, поскольку потребностью заказчика является приобретение товара "Кровать медицинская общебольничная", в качестве основной функциональной характеристики которого, в том числе, является наличие специально устроенного места - "ложа".
Таким образом, учитывая, что КТРУ не содержит позицию товара, характеристики которого в полном объеме бы соответствовали потребности заказчика, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений требований ст. 33 Закона о контрактной системе, п. 7 утвержденных Правил N145 в части описания объекта закупки не в соответствии с каталогом товаров, работ и услуг.
На основании вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России не находит в действиях Заказчика нарушений требований ст. 42 Закона о контрактной системе. Иное документально Заявителем не подтверждено. Довод Заявителя признается необоснованным.
3) В соответствии с п. 15 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
В силу части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссией контрольного органа из представленных в материалы дела документов установлено, что Заказчиком в Извещении и в "Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" во исполнение требований ст. 14 Закона о контрактной системе установлены условия допуска согласно требованиям приказа Минфина России N 126н от 04.06.2018. Также Заказчиком установлены ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 г. N 617.
30.04.2020 г. в целях реализации указанной нормы Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617).
Пунктом 1 Постановления N 617 утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Пунктом 2 Постановления N 617 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок (окончательных предложений).
Пунктом 7 Постановления N 617 установлено, что для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов);
в) наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (далее - сертификат СТ-1), в случае отсутствия сведений о таком товаре в реестре российской промышленной продукции и евразийском реестре промышленных товаров.
Пунктом 9 Постановления N 617 установлено, что подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии). При отсутствии сведений о таком товаре в реестре российской промышленной продукции и евразийском реестре промышленных товаров указывается регистрационный номер сертификата СТ-1.
Согласно п. 4 Постановления N 617, ограничения, установленные постановлением, распространяются на товары, включенные в перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Из довода жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно не установлены ограничения допуска в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поскольку в данном случае, установление ограничения допуска, согласно Постановлению Правительства РФ N 617 нарушают требования действующего законодательства о контрактной системе.
Комиссией Оренбургского УФАС России из содержания извещения, документации об аукционе установлено, что Заказчиком при проведении закупки выбран код ОКПД2 "32.50.30.110" - "Кровать медицинская общебольничная".
Действие Постановления Правительства РФ 05.02.2015 N 102 на дату размещения заказчиком извещения о проведении закупки N 0853500000322006509 распространяется на код ОКПД2 "32.50.30.110".
Перечнем отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 102 от 05.02.2015 г. предусмотрен код ОКПД2, используемый Заказчиком, со следующим наименованием:
32.50.30.110 - Кровати медицинские функциональные.
Также Комиссия контрольного органа отмечает, что на используемый Заказчиком код ОКПД2 "32.50.30.110" распространяется и действие Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 г. N 617.
При этом, в содержании Перечня отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного вышеназванным постановлением Правительства РФ, используемый Заказчиком код предусмотрен со следующим наименованием:
32.50.30.110 - Мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части (кроме кроватей медицинских функциональных).
Комиссия Оренбургского УФАС России в рассматриваемом случае соглашается с мнением Заказчика относительно заявленного довода, поскольку закупаемый Заказчиком товар "Кровать медицинская общебольничная", согласно заявленным Заказчиком техническим характеристикам, не является функциональной. Функциональная медицинская кровать, по мнению Заказчика - это кровать особой конструкции, используемая с целью организации качественного ухода за лежачими и (или) нетранспортабельными больными.
В свою очередь, представитель Заявителя на уточняющий вопрос Комиссии контрольного органа пояснений, доказательств, достоверно подтверждающих неправомерность установления ограничений допуска в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 г. N 617 не представил.
Согласно положениям статьи 24, части 1, 2 статьи 33, статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчику предоставлено право самостоятельно принимать решение о способе определения поставщиков, содержании объекта закупки, установления функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, соответствующих потребностям Заказчика.
Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика.
Заказчик установил те требования и характеристики к закупаемому товару, которые могут в полной мере удовлетворить его потребности, исходя из опыта поставки, анатомических, психо-физических индивидуальностей пациентов и необходимости достижения конкретной цели медицинской манипуляции (при ее необходимости).
Таким образом, указание Заказчиком в извещении об аукционе особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Из вышеизложенного следует, что Заказчиком установлены требования к характеристикам с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности (лечения пациентов и проведения наилучшей медицинской манипуляции), кроме того, с учетом функциональных и эксплуатационных характеристик товара, Заказчиком установлены соответствующие ограничения допуска с учетом требований ст. 14 Закона о контрактной системе.
Из статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы. Вместе с тем, доводы и сведения, изложенные в жалобе, сводятся лишь к несогласию с решением Заказчика о проведении настоящей закупки, что, в свою очередь, не свидетельствует о нарушении настоящим Заказчиком требований законодательства о контрактной системе.
С учетом вышеизложенного, установленные Заказчиком ограничения допуска товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 г. N 617 требованиям законодательства о контрактной системе не противоречат, оснований для выдачи предписания о внесении изменений в извещение и документацию об аукционе в адрес Заказчика Комиссией Оренбургского УФАС России не установлено. Довод Заявителя признается необоснованным.
4) Также Заявитель в своей жалобе просит Комиссию контрольного органа запросить у Заказчика сведения и информацию по формированию Заказчиком НМЦК, а именно: коммерческие предложения с наименованием предлагаемого товара, а также проверить источники поступления данных коммерческих предложений (электронная почта). При этом, в ходе заседания Комиссии контрольного органа по рассмотрению, заявленной ООО "Техноимпорт" жалобы, данный довод представитель Заявителя устно не поддержал.
В соответствии с частью 1 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Контроль за определением, обоснованием начальной (максимальной) цены контракта осуществляет органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (пункт 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе).
На основании изложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России в силу п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" не обладает полномочиями по осуществлению финансового контроля при определении, обосновании Заказчиком начальной (максимальной) цены контракта.
С учетом вышеизложенного, довод Заявителя о нарушении Заказчиком определения, обоснования начальной (максимальной) цены контракта оценке Комиссией Оренбургского УФАС России не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Техноимпорт" на действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная психиатрическая больница N 3" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку кроватей медицинских общебольничных (номер извещения N 0853500000322006509) необоснованной.
2. Передать жалобу ООО "Техноимпорт" на действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная психиатрическая больница N 3" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку кроватей медицинских общебольничных (номер извещения N 0853500000322006509) в Комитет внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области для решения вопроса о наличии/отсутствии в действиях должностных лиц Заказчика нарушений Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части определения начальной (максимальной) цены контракта.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 17 августа 2022 г. N 056/06/33-617/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2022