Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
члены комиссии:
в присутствии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "АРТВЕТ-НН" - , действующего на основании доверенности б/н от 28.06.2022 года со сроком действия до 31.12.2022 года;
государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" -, действующей на основании доверенности N 2117 от 11.07.2022 года со сроком действия 1 (один) год;
государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" -_, действующей на основании доверенности б/н от 27.06.2022 года со сроком действия 1 (один) год;
рассмотрев 10 августа 2022 года обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "АРТВЕТ-НН", управляющей ООО "АРТВЕТ-НН" _ в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1078 от 30.06.2021 г. "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 04 августа 2022 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru поступило обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "АРТВЕТ-НН" (далее - ООО "АРТВЕТ-НН", Общество, Поставщик) (ИНН: 5262337265; ОГРН: 1165275013860; КПП: 526201001; адрес (место нахождения юридического лица): 603105, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 127, п.3А, управляющей ООО "АРТВЕТ-НН" _ (ИНН: 525816738302) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0809500000321003233 от 02 февраля 2022 года, заключенного по результатам проведения электронного аукциона N 0809500000321003233 на закупку реактивов для клинико-диагностической лаборатории (далее - Аукцион).
Мордовское УФАС России, изучив обращение от 04 августа 2022 г. (вх.N 797-ЭП/22 от 04.08.2022 года) о включении сведений в отношении ООО "АРТВЕТ-НН", управляющей ООО "АРТВЕТ-НН" _ в реестр недобросовестных поставщиков, приняло его для дальнейшего рассмотрения.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно пункту 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Заседание Комиссии Мордовского УФАС России по вопросу включения в Реестр ООО "АРТВЕТ-НН", управляющей ООО "АРТВЕТ-НН" _ письмом от 05 августа 2022 года N 690/22 назначено на 09 августа 2022 на 16 часов 20 минут.
09 августа 2022 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 17 часов 20 минут 10 августа 2022 года заседание Комиссии Мордовского УФАС России продолжилось.
В результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения Аукциона Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
29.12.2021 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) государственным казенным учреждением Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" по заявке Заказчика размещено извещение N 0809500000321003233 о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 1 458 399,00 рублей.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 18.01.2022 года.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 19.01.2022 года.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 18.01.2022 года по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 09:00 17.01.2022 года (время московское) поступила единственная заявка на участие в электронном аукционе под идентификационным номером: 1 (443429). На основании результатов рассмотрения первой и второй части единственной заявки на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение о соответствии единственной заявки требованиям документации об аукционе (протокол размещен в единой информационной системе 18.01.2022 года в 16:51).
02.02.2022 года между Заказчиком и ООО "АРТВЕТ-НН" заключен контракт N 0809500000321003233 на поставку реактивов для клинико-диагностической лаборатории на сумму 1 458 339 (один миллион четыреста пятьдесят восемь тысяч триста тридцать девять) рублей 00 коп., (реестровый номер контракта: 2132703308422000092) (далее - Контракт).
Согласно пункту 3.1. Контракта поставка Товара осуществляется силами и средствами Поставщика по адресу: ГБУЗ РМ "Мордовская республиканская центральная клиническая больница", 430013, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Победы, 14/5 корпус 1, склад.
Период поставки: с даты заключения контракта до 31.12.2022 г.
Поставка осуществляется отдельными партиями по предварительной заявке Заказчика. Поставка осуществляется Поставщиком в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения заявки от Заказчика. Заявка может передаваться посредством телефонограмм, факсимильных сообщений, письменной и электронной корреспонденции. Заявка может быть передана Заказчиком в письменной форме. Заявка может быть передана поставщику со следующих адресов электронной почты: ludmila.mysina@yandex.ru, mrkb@moris.ru, perinatrm@mail.ru, medsk-mrckb@yandex.ru. Не позднее, чем за 2(два) рабочих дня до дня доставки Товара Поставщик обязан согласовать с представителем Заказчика дату и время доставки Товара. Поставщик осуществляет поставку только после согласования заявки от Заказчика (пункт 3.4. Контракта).
В силу пункта 5.1.1. Контракта Заказчик вправе требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с Контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.
Поставщик обязан своевременно и надлежащим образом исполнять обязательства в соответствии с условиями Контракта и представить Заказчику документы, указанные в контракте (пункт 5.4.1. Контракта).
Согласно пункту 10.3. Контракта государственный контракт, может быть, расторгнут по согласованию сторон, решению суда, в одностороннем порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Гражданским кодексом РФ.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Частью 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Из обращения ГБУЗ РМ "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" и представленных Заказчиком документов следует, что в ходе исполнения заключенного Контракта ООО "АРТВЕТ-НН" существенно нарушены его условия, а именно Обществом неоднократно нарушены сроки поставки товара (реактивов для клинико-диагностической лаборатории). Так Заказчиком 25 мая 2022 года (исх.N1599), 07 июня 2022 года (исх.N1752), 15 июня 2022 года (исх.N1869) в письменной форме на электронную почту Поставщика направлялись заявки на поставку Товара, однако в нарушение условий Контракта Поставщик в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения заявки поставку товара не осуществил. Далее 17 июня 2022 года ГБУЗ РМ "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" направило в адрес Общества претензию (исх. N1898) с требованием передать Заказчику товар в течение 5(пяти) рабочих дней с момента получения претензии, согласно ранее направленным заявкам Заказчика на поставку товара. Претензионные требования Заказчика Поставщиком по настоящее время не удовлетворены.
Принимая во внимание изложенное следует, что неисполнение обязательств со стороны Поставщика явилось основанием для принятия Заказчиком 22.07.2022 года решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (пункты 5.1.7, 5.3.7, 10.6 Контракта, части 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, абзац 4 пункта 2 статьи 450, пункты 1, 2 статьи 523 ГК РФ).
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе информация о включении сведений в отношении ООО "АРТВЕТ-НН" и его управляющей _ в Реестр направлена Заказчиком в адрес Мордовского УФАС России для рассмотрения по существу.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Во исполнение приведенных требований закона Заказчиком 22.07.2022 года (исх. N 2185) с использованием функционала ЕИС сформировано, подписано электронной подписью главного врача ГБУЗ РМ "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" и размещено на Официальном сайте решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0809500000321003233 от 02 февраля 2022 года.
Согласно сведений, представленных Заказчиком, "Решение об одностороннем отказе N2185 от 22.07.2022" успешно доставлено в личный кабинет Поставщика 22.07.2022 16:25:19 (МСК).
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Учитывая положения части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления Поставщика признается - 22.07.2022 года, следовательно, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым с 02.08.2022 года.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Мордовского УФАС России в установленный законом срок -04.08.2022 года.
Исходя из изложенного, Комиссия Мордовского УФАС приходит к выводу о соблюдении Заказчиком процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке.
Часть 1 статьи 103 Закона о контрактной системе определяет, что Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что информация о расторжении контракта размещена Заказчиком на официальном сайте в реестре контрактов 04.08.2022 года.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель ООО "АРТВЕТ-НН" пояснил, что письмом N 177/3 от 30.06.2022 года Поставщик уведомил Заказчика о невозможности поставить товар по Контракту в надлежащем объеме, в предусмотренные сроки, так как подлежащий поставке товар является товаром импортного происхождения, либо производится с использованием импортных составляющих и не может быть поставлен в силу приостановки отгрузок производителем на территории Российской Федерации, отсутствием товара на складах производителя в Российской Федерации. Поставщик просил Заказчика рассмотреть возможность расторжения Контракта по соглашению сторон в связи с вышеуказанными обстоятельствами. Представитель ООО "АРТВЕТ-НН" также указал, что Поставщиком в 2017 году был заключен долгосрочный договор поставки расходных материалов медицинского назначения с обществом с ограниченной ответственностью "МедСтом" (далее - ООО "МедСтом"), официальным дистрибьютером продукции ведущих заводов-изготовителей лабораторного оборудования и расходных материалов для лаборатории. Однако в связи со смертью в марте 2022 года единственного учредителя и руководителя ООО "МедСтом", деятельность компании была приостановлена, отгрузка товаров в адрес ООО "АРТВЕТ-НН" не производилась.
Также представитель ООО "АРТВЕТ-НН" ходатайствовал о невключении сведений в отношении юридического лица в Реестр, отметив тот факт, что Общество обладает большим опытом поставки аналогичных объекту закупки товаров, является добросовестным участником торгов, исполнителем государственных и муниципальных контрактов по иным электронным процедурам, соответственно, включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может негативно сказаться на его деятельности.
Присутствующий на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика, подержав позицию, изложенную в обращении о включении в Реестр, оставил вопрос включения сведений в отношении ООО "АРТВЕТ-НН" в реестр недобросовестных поставщиков на усмотрение Комиссии.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного и муниципального заказа обязательств.
Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение сведений о лице в Реестр по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном подрядчике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О).
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В рассматриваемом случае Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что у Заказчика имелись правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Нарушение исполнения обязательств ООО "АРТВЕТ-НН" явилось следствием отсутствия товара, необходимого к поставке по условиям Контракта, на складах производителя в Российской Федерации, так как производителем была приостановлена отгрузка товара, а также его составляющих импортного происхождения. Обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами однозначно не свидетельствуют о недобросовестном поведении Поставщика.
Принимая во внимание совокупность обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, Комиссия Мордовского УФАС России считает в данной ситуации объективным не принимать решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об Обществе, его управляющей.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами
РЕШИЛА:
1. Сведения, предоставленные ГБУЗ РМ "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" в отношении ООО "АРТВЕТ-НН" (ИНН: 5262337265; ОГРН: 1165275013860; КПП: 526201001; адрес (место нахождения юридического лица): 603105, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 127, п.3А, управляющей ООО "АРТВЕТ-НН" _ (ИНН: 525816738302) в связи с принятием 22.07.2022 г. Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0809500000321003233 от 02 февраля 2022 года, заключенного по результатам проведения электронного аукциона N 0809500000321003233 на закупку реактивов для клинико-диагностический лаборатории в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 10 августа 2022 г. N 013/06/104-505/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2022