Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Бабаева К.А. -Руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Халилова Р.А. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Багамаева Т.Р. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО НИИ "ЗЕМЛЯ И ГОРОД" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Управление архитектуры и градостроительства" Администрации городского округа "город Махачкала" (далее - Заказчик) при проведении МКУ "ГОРЗАКАЗ" (далее - Уполномоченный орган) открытого конкурса в электронной форме N 0303300064722000188 "Услуги по территориальному планированию и планировке территории городских поселений, округов" (далее - Конкурс),
при участии посредством видео-конференц-связи представителя Заявителя - Бирюковой Е.Ю. (по доверенности), в отсутствии представителей Заказчика, Уполномоченного органа (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
04.08.2022 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
В жалобе указывается на несоответствие извещения о проведении Конкурса требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на электронной площадке - АО "РАД" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителя Заявителя, Комиссия установила следующее.
20.07.2022 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе было размещено извещение по проведению Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 5 000 000 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении закупки неправомерно не установлено требование о наличии у участника лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно Извещению объектом закупки является "Услуги по территориальному планированию и планировке территории городских поселений, округов". Результатом работ является подготовка проекта внесения изменений в генеральный план городского округа с внутригородским делением "город Махачкала".
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительной деятельностью является деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства.
Территориальное планирование направлено, в том числе на определение в генеральном плане (документе территориального планирования) назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (глава 3 ГрК РФ).
Согласно статье 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
1) обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории;
2) обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;
3) обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;
4) осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории;
5) участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;
6) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
7) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;
8) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;
9) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;
10) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;
10.1) единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений, указанных в статье 5 ГрК РФ;
11) ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;
12) возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.
Частью 5 статьи 18 ГрК РФ и частью 2 статьи 23 ГрК РФ устанавливается возможность при подготовке генерального плана установления или изменения границ населенных пунктов.
Частью 5.1 статьи 23 ГрК РФ предусматривается, что "Обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости." "Формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости."
Приложением N 3 приказа Министерства экономического развития РФ от 23 ноября 2018 г. N 650 (с изменениями и дополнениями от 27 декабря 2019 г.) "Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, и о признании утратившими силу приказов Минэкономразвития России от 23 марта 2016 г. N 163 и от 4 мая 2018 г. N 236" (далее - Приказ Минэкономразвития РФ от 23 ноября 2018 N 650) предусматривается, в том числе, что "2. Электронные документы, содержащие сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, направляемые в орган регистрации прав, создаются в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль за содержащимися в них данными".
Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ)
Изменения, внесенные в пункт 42 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ, в части "работ по установлению, изменению границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории" вступили в силу с 01.03.2022.
Пунктом 42 статьи 12 Закона о лицензировании, пунктом 1 Положения о лицензировании, утвержденным Постановлением N 1126, установлено, что "лицензированию подлежит геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории".
Согласно Постановлению N 1126 лицензирование геодезической и картографической деятельности осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами (далее - Росреестр).
На основании изложенного, подготовка проекта генерального плана может включать, в том числе установление и изменение границ населенных пунктов. Описания местоположений границ населенных пунктов должны быть выполнены в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 23 ноября 2018 N 650 Исполнителем, имеющим действующую лицензию на осуществление геодезической и картографической деятельности. При утверждении генерального плана сведения о границах населенных пунктов направляются муниципальным заказчиком в орган регистрации прав для внесения сведений о границах населенных пунктов в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
При этом извещение о проведении Конкурса не содержит обязательного требования к участникам закупки о наличии лицензии Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на осуществление геодезической и картографической деятельности.
Таким образом, действия Заказчика не соответствуют требованиям ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе и нарушают п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя признается Комиссией обоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлена информация о критериях оценки заявок участников закупки.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно пункту 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
2.1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по детализирующему показателю "общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 1) и детализирующему показателю "общее количество исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 2) Критерия "Квалификация участника закупки" (далее - Критерий N 2), поскольку значимость обоих детализирующих показателей составляет 70%, что не соответствует Положению.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 Положения, в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100%.
Согласно порядку оценки заявок участников закупки по Критерию N 2 установлен показатель "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", который содержит Детализирующий показатель N 1, значимость которого составляет 40% и Детализирующий показатель N 2, значимость которого составляет 30%, что в сумме составляет 70%, а не 100%.
При этом вышеуказанное установление значимостей детализирующих показателей является ненадлежащим, поскольку в соответствии с подпунктом "б" пункта 8 Положения в отношении каждого детализирующего показателя критерия устанавливается значимость детализирующих показателей, составляющих в сумме 100%.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Довод жалобы Заявителя признается Комиссией обоснованным.
2.2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю оценки "наличие у участников закупки деловой репутации", в части требования к предоставляемым документам.
Согласно п. 29 Положения показатель, предусмотренный пп. "г" п. 24 настоящего Положения, может применяться исключительно при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, поставщиками (подрядчиками, исполнителями) которых в соответствии с законодательством Российской Федерации могут являться только юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели. В случае применения такого показателя оценки:
а) осуществляется оценка количественного значения индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности в порядке, установленном п. 20 настоящего Положения;
б) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
документ, предусмотренный соответствующим национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности и подтверждающий присвоение участнику закупки значения индекса деловой репутации;
связанные с предметом контракта виды деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в отношении которых участнику закупки присвоен индекс деловой репутации.
В рамках показателя "Наличие у участников закупки деловой репутации" Заказчиком использован детализирующий показатель оценки "Значение индекса деловой репутации участника закупки" и установлен порядок оценки:
"Осуществляется оценка количественного значения индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности в порядке, установленном пунктом 20 Положения. Связанные с предметом контракта виды деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, по ОКВЭД 71.11.2. Документы, подтверждающие наличие опыта работы заявителя по оцениваемому виду деятельности, в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности:
- оригиналы справок по Форме N 2 "Сведения об опыте выполнения работ/оказания услуг/поставки товаров по оцениваемому виду деятельности";
- копии документов, подтверждающих сведения, указанные в справках по Форме N 2 (копии договоров; дополнительных соглашений; документов, подтверждающих факт выполнения работ/части работ);
- копии отзывов от органов государственной и муниципальной власти;
- копии иных документов в соответствии с требованиями системы стандартов.".
В соответствии с п. 29 Положения в случае применения показателя "Наличие у участников закупки деловой репутации" перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки деловой репутации является исчерпывающим, в частности:
документ, предусмотренный соответствующим национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности и подтверждающий присвоение участнику закупки значения индекса деловой репутации;
связанные с предметом контракта виды деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в отношении которых участнику закупки присвоен индекс деловой репутации.
Возможность оценки деловой репутации участника предоставлением иных документов Положением не предусмотрена.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Довод жалобы Заявителя признается Комиссией обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 11 и 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу и его комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии К.А. Бабаев
Члены Комиссии: Р.А. Халилов
К.Г. Магомедов
Т.Р. Багамаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 11 августа 2022 г. N 005/06/106-1496/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.08.2022