Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленные Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области (далее - УМВД России по Омской области, заказчик) сведения об обществе с ограниченной ответственностью Торгово-медицинское предприятие "ИНТЕРМЕДСЕРВИС" (далее - ООО ТМП "ИНТЕРМЕДСЕРВИС", общество, поставщик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 10/20, заключенного 05.07.2021 по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона "Поставка реактивов для лаборатории ДНК-анализа УМВД России по Омской области" (извещение N 0152100006721000043) (далее соответственно - электронный аукцион, государственный контракт, контракт),
в присутствии представителя общества - "_", генерального директора
при участии посредством видео-конференц-связи представителя заказчика - "_" (доверенность от 22.04.2022 N Д-1/63),
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 7656 от 04.08.2022) обращение о включении информации о поставщике в Реестр и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 11.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0152100006721000043 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 1079513,40 руб.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 22.06.2021 заявка ООО Торгово-медицинского предприятия "ИНТЕРМЕДСЕРВИС" признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе. Электронный аукцион признан несостоявшимся.
05.07.2021 заказчиком заключен государственный контракт N 10/20 с ценой 1079513,40 руб. (номер реестровой записи контракта 1550302678021000041).
20.07.2022 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, которое 20.07.2022 было размещено на официальном сайте ЕИС.
Заказчиком 04.08.2022 размещена информация о расторжении контракта с указанием даты расторжения - 02.02.2022.
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что сведения об ООО ТМП "ИНТЕРМЕДСЕРВИС" не подлежат включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу пункта 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Пункт 2 указанной статьи также определяет, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Пунктами 1.2, 1.3, 3.1, 4.1.1, 8.1-8.4 государственного контракта было установлено следующее: "Предметом настоящего контракта является поставка реактивов для лаборатории ДНК-анализа УМВД России по Омской области (далее - Товар).
Заказчик получает товар в объемах и ценах согласно спецификации к настоящему Контракту (приложение).
Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: Россия, 644031, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 203 Г, с 01.03.2022 по 31.03.2022, с 01.07.2022 по 31.07.2022.
Поставщик не менее чем за 3 дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.
Поставщик обязан поставить Заказчику товар надлежащего качества, в сроки и в количестве, предусмотренном настоящим контрактом.
Стороны не несут ответственность за полное или частичное неисполнение предусмотренных Контрактом обязательств, если такое неисполнение связано с обстоятельствами непреодолимой силы.
В случае если надлежащее исполнение Стороной предусмотренных Контрактом обязательств оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, такая Сторона не позднее 10 дней с момента их наступления в письменной форме извещает другую Сторону с приложением документов, удостоверяющих факт наступления указанных обстоятельств.
В случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы Стороны вправе расторгнуть Контракт, и в этом случае ни одна из Сторон не вправе требовать возмещения убытков.
Подтверждением наличия обстоятельств непреодолимой силы и их продолжительности является письменное свидетельство уполномоченных органов или уполномоченных организаций".
Пунктом 4.4.5 контракта было предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Хронология взаимодействия заказчика и поставщика при исполнении контракта свидетельствует о следующем:
15.03.2022 - поставщик уведомил заказчика о том, что им в конце января 2022 года была отправлена заявка в российское представительство компании производителя товара. В связи со сложившейся геополитической обстановкой поставки в Российскую Федерацию остановлены. Учитывая изложенное, общество предложило расторгнуть контракт по соглашения сторон.
21.03.2022 - заказчик отказался расторгнуть контракт по соглашению сторон.
17.05.2022, 27.05.2022 - поставщик предложил изменить условия контракта в части предмета поставки (на товар с улучшенными характеристиками), либо расторгнуть контракт по соглашению сторон. К письму приложены скриншоты с сайта производителя о том, что поставка товара и производство на территории Российской Федерации приостановлены.
31.05.2022 - заказчик отвечает поставщику, что предлагаемый обществом товар не обладает улучшенными характеристиками.
22.06.2022 - заказчик требует исполнить принятые обязательства, либо предоставить подтверждение обстоятельств непреодолимой силы, либо поставить товар, обладающий улучшенными характеристиками.
11.07.2022 - поставщик ссылается на вышеизложенные обстоятельства, просит расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Материалами дела подтверждается, что товар, предусмотренный условиями контракта, обществом поставлен не был.
Учитывая изложенное, 20.07.2022 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 Федерального закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частями 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно информации с официального сайта ЕИС датой уведомления поставщика является 20.07.2022.
Следовательно, в период с 21.07.2022 по 01.08.2022 поставщик имел возможность устранить нарушения, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
02.08.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт считается расторгнутым.
На ЕИС информация о расторжении контракта размещена 04.08.2022 с указанием даты расторжения 02.08.2022. В обращении заказчика также указана дата расторжения 02.08.2022.
Таким образом, заказчиком полностью исполнены требования Федерального закона о контрактной системе относительно порядка расторжения контракта.
3. Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с пунктом 15 Правил Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В разъяснениях Минфина России, изложенные в информационном письме от 08.04.2022 N 24-01-09/29768 указано следующее: "Невозможность исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, возникшая вследствие введения вышеуказанных санкций и мер ограничительного характера (далее - санкции) (например, в отношении закупаемого товара, работы, услуги, являющихся объектом закупки, материалов и оборудования, необходимых для поставки и (или) производства таких товаров, выполнения таких работ, оказания таких услуг), является обстоятельством для отказа во включении информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр.
Учитывая изложенное, если введение санкций повлекло невозможность исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта и, как следствие, расторжение с ним контракта и направление заказчиком в уполномоченный орган обращения о включении информации в Реестр, представляется целесообразным такому поставщику (подрядчику, исполнителю) с целью обеспечения защиты своих прав и законных интересов принять участие в заседании комиссии уполномоченного органа с представлением информации и документов, подтверждающих, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением санкций.
К таким информации и документам могут быть отнесены любые информация и документы, содержание которых позволяет определить причинно-следственную связь между санкциями и невозможностью надлежащего исполнения контракта (то есть, последовательно развивающиеся события между введением таких санкций до невозможности надлежащего исполнения контракта)".
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия констатирует, что ООО ТМП "ИНТЕРМЕДСЕРВИС" в рамках исполнения контракта, при взаимодействии с заказчиком не было представлено достаточных доказательств (в том числе в понимании раздела 8 государственного контракта), свидетельствующих о наступлении для общества обстоятельств непреодолимой силы. В этой связи действия заказчика при исполнении контракта, а равно при его расторжении видятся разумными и обоснованными, нарушений требований законодательства о контрактной системе не установлено.
Омским УФАС России 05.08.2022 в адрес общества направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 10.08.2022 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 11.08.2022 в 11:20 час. настоящего обращения заказчика.
ООО ТМП "ИНТЕРМЕДСЕРВИС" были представлены пояснения (вх. N 7891э от 10.08.2022), суть которых сводится к тому, что невозможность исполнения контракта была вызвана обстоятельствами непреодолимой силы, возникшими вследствие введения санкций и мер ограничительного характера.
К пояснениям также были приложены документальные доказательства приведенного обстоятельства, в частности скриншоты с официального сайта производителя товара, письма официального представителя производителя на территории Российской Федерации (исх. от 03.03.2022, 27.06.2022), акт Бюро промышленности и безопасности Департамента торговли США, протокол осмотра официального сайта производителя от 08.04.2022 заверенный нотариально, письма ООО "ИнтерЛабСервис" (исх. N 382/2022 от 04.07.2022, N 405/2022 от 13.07.2022).
Из представленных материалов Комиссией установлено, что из-за введения санкций и мер ограничительного характера на территории Российской Федерации была нарушена цепочка поставок и хозяйственная деятельность производителя закупаемого оборудования (Thermo Fisher Scientific Inc.).
Скриншоты с официального сайта подтверждают приостановку поставок и производства товара. Из письма официального представителя производителя на территории Российской Федерации от 27.06.2022 однозначно следует, что Thermo Fisher Scientific Inc. отказывается от выполнения заказов.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что невозможность исполнения контракта была вызвана обстоятельствами непреодолимой силы, возникшими вследствие введения санкций и мер ограничительного характера.
Комиссия также считает необходимым отметить, что обществом предпринимались попытки предложения иного товара, по его мнению, с улучшенными характеристиками, что косвенно свидетельствует о добросовестности поставщика.
Установленные Комиссией обстоятельства в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются основанием для отказа во включении сведений об ООО ТМП "ИНТЕРМЕДСЕРВИС" в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения:
- об обществе с ограниченной ответственностью Торгово-медицинское предприятие "ИНТЕРМЕДСЕРВИС" ИНН 5505210087 (644110, ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ, ОМСК ГОРОД, БАРХАТОВОЙ УЛИЦА, ДОМ 6В, ОФИС 10);
- генеральном директоре "_" ИНН "_";
- единственном участнике общества "_" ИНН "_".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
"_" "_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 11 августа 2022 г. N РНП-55-122/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2022