Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя Кремешковой Александры Алексеевны (далее - Заявитель) (вх. N 5036 от 12.08.2022) на действия Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания "столовая, клуб" (закупка N 0166100000922000040) (далее - Электронный аукцион, Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии:
- - представителя Заказчика на основании доверенности;
в отсутствие представителей Заявителя, уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.
Заявитель указывает, что извещение о Закупке не соответствует требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, поскольку в извещении о Закупке неправомерно установлено требование о том, что участник закупки в составе заявки на участие в Электронном аукционе должен предоставить копию лицензии, либо копию выписки из реестра лицензий (в случае, если лицензия выдана до 01.01.2021), либо сведения о записи в реестре лицензий (регистрационный номер лицензии и дата ее предоставления) на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включающую в себя выполнение работ: выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций, выданную в порядке, предусмотренном частью 9 статьи 21 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Указанное податель жалобы обосновывает тем, что согласно локальным сметным расчетам работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий, которые подлежат выполнению лицами, имеющими лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав подрядных работ по капитальному ремонту.
Как отмечает Заявитель, при исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
Заявитель считает, что неправомерное установление требований к участникам закупки о наличии иной разрешительной документации, в частности, лицензии на осуществление деятельности по производству работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту автоматических систем (элементов автоматических систем) является неправомерным и направлено на ограничение количества участников закупки.
Представитель Заказчика не согласился с доводами жалобы Заявителя, представил письменные возражения на рассматриваемую жалобу; просил оставить жалобу без удовлетворения.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке и электронные документы к нему 02.08.2022 размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система). 03.08.2022 в единой информационной системе в сфере закупок размещены изменения в извещение о Закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 375 300,00 рублей.
Контракт по итогам Электронного аукциона на момент рассмотрения данной жалобы Заказчиком не заключен.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании части 5 статьи 31 Закона информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 31 Закона указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.
Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в документации о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 271-ПЭК18 от 12 ноября 2018 г. в котором указано, что последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника требованиям аукционной документации и возможность его участия в аукционе, поскольку частью 1 статьи 31 Закона установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
Пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение).
Согласно пунктам 1 - 3 Положения настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - лицензируемый вид деятельности) и федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - лицензионный контроль) осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включая его территориальные органы - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к настоящему Положению.
В соответствии с абзацем 9 Перечня к таким видам работ и услуг относится выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
Предметом Закупки является выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания "столовая, клуб", расположенного по адресу, Тульская область, г. Тула, р-н Привокзальный, п. Косая Гора, ш. Орловское, д. 97.
Установлено, что в пункте 2 электронного документа Описание объекта закупки извещения о Закупке приведен Перечень и объём выполняемых работ, в соответствии с которым, в рамках Закупки подлежат выполнению работы по огнезащитному покрытию деревянных конструкций составами из сухих смесей для обеспечения первой группы огнезащитной эффективности по НПБ 251.
В разделе 3 "Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ" Извещения о Закупке установлено требование о предоставлении копии лицензии, либо копии выписки из реестра лицензий (в случае, если лицензия выдана до 01.01.2021), либо сведений о записи в реестре лицензий (регистрационный номер лицензии и дата ее предоставления) на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включающей в себя выполнение работ: выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций, выданная в порядке, предусмотренном ч.9 ст.21 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Исходя из вышеприведенных норм, в электронный документ "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" извещения о Закупке включены условия следующего содержания:
"Заявка на участие в электронном аукционе должна содержать:
_
документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ):
копия лицензии, либо копию выписки из реестра лицензий (в случае, если лицензия выдана до 01.01.2021), либо сведения о записи в реестре лицензий (регистрационный номер лицензии и дата ее предоставления) на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включающую в себя выполнение работ:
выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций, выданная в порядке, предусмотренном ч.9 ст.21 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Включение таких требований в Извещение о Закупке Заказчик обосновал в своих возражениях, представленных в материалы дела, согласно которым работы по капитальному ремонту кровли составляют комплекс работ, каждый из элементов которого обуславливает последующие работы и является продолжением предыдущего, что в совокупности направлено на единый результат, который достигается заказчиком привлечением исполнителя, отвечающего за все этапы и виды работ, производимых в названном комплексе. Таким образом, установление заказчиком указанных требований обусловлено, прежде всего предметом закупки и необходимостью достижения необходимых результатов, а также не противоречит сложившейся деловой практике на рынке строительно-монтажных работ.
Анализ представленных документов и сведений позволил Комиссии прийти к следующим выводам.
Как следует из пункта 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, лица, осуществляющие поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному (муниципальному) контракту, должны соответствовать обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Учитывая вышеизложенное, в целях обеспечения соблюдения требований законодательства о лицензировании и обеспечения надлежащего исполнения контракта, Заказчиком в извещении о Закупке установлены оспариваемые требования. Соответственно, указанные требования основаны на действующих положениях законодательства.
Более того, возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта не исключает необходимость наличия действующей лицензии у участников закупки.
Таким образом, представление лицензии, выданной третьему лицу, не является надлежащим подтверждением соответствия требованиям документации.
Кроме изложенного, Комиссия считает необходимым отметить, что требование о предоставлении в составе заявки "лицензии на осуществление деятельности по производству работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту автоматических систем (элементов автоматических систем)", упоминание о котором содержится в жалобе, в извещении о Закупке и электронных документах к нему отсутствует.
Согласно части 2 статьи 106 Закона лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
В силу части 4 статьи 106 Закона участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона.
На основании изложенного, а также учитывая, что Заявитель явку представителей на рассмотрение жалобы не обеспечил, в составе жалобы доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, не представил, Комиссия приходит к выводу, что доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.
Равно как податель жалобы не обосновал и не представил доказательств, каким образом рассматриваемое обстоятельство нарушает права и законные интересы, как самого Заявителя, так и иных участников закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Кремешковой Александры Алексеевны (вх. N 5036 от 12.08.2022) на действия Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания "столовая, клуб" (закупка N 0166100000922000040) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 17 августа 2022 г. N 071/06/106-811/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2022