Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Члены Комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок
Э.З. Гугава,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
ГКУ АЗ (КС) ДЗМ: Л.Г. Ефтени (по дов.N13 от 12.01.2022),
ООО "Октава ДМ": в лице генерального директора Л.В. Стального, а также А.А. Хотеновой (по дов.N30/2022 от 15.08.2022), Н.В. Титовой (по дов.N29/2022 от 15.08.2022),
рассмотрев жалобу ООО "Октава ДМ" (далее - Заявитель) на действия
ГКУ АЗ (КС) ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку слуховых аппаратов для взрослых (ПРМ2022-3) (Закупка N 0873200009822008929) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным
регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение норм Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 11.08.2022 NЕИ/42029/22.
На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком в Техническом задании имеются ссылки на ГОСТ 20790-93/ГОСТ Р 50444-92 "Межгосударственный стандарт. Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия", ГОСТ Р МЭК 60118-14-2003 "Государственный стандарт Российской Федерации. Аппараты слуховые программируемые. Технические требования к устройствам цифрового интерфейса. Размеры электрических соединителей", ГОСТ Р МЭК 60118-7-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. ЭЛЕКТРОАКУСТИКА. Аппараты слуховые. Часть 7. Измерение рабочих характеристик слуховых аппаратов для обеспечения качества при производстве и поставке", которые не регламентируют параметры и характеристики слуховых аппаратах, указанные в перечне объектов закупки.
Кроме того, в разделе 6, п. 6.7 Технического задания имеется ссылка на
ГОСТ Р 51024-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний", который не может быть применим к закупаемым слуховым аппаратам, так как согласно п. 1 "Область применения", указанный государственный стандарт распространяется на слуховые аппараты, в которых предусмотрено преобразование частот входного сигнала и программирование параметров.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что единственным государственным стандартом регламентирующим требования к аппаратам слуховым является ГОСТ Р 51024-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний".
Кроме того согласно пункту 4.6 ГОСТ Р 51024-2012 в технических условиях на слуховые аппараты конкретных типов дополнительно к перечисленным должны быть приведены другие параметры в соответствии с функциональными особенностями и назначением слуховых аппаратов. Таким образом, производители обязаны внедрять иные функции в свою продукцию, помимо тех, которые установлены государственным стандартом. Именно эти "иные" функции и создают отличия устаревших медицинских изделий от современных.
Комиссией Управления установлено, что согласно положениям ГОСТ Р 51024-2012 настоящий стандарт не распространяется на слуховые аппараты:
-в которых предусмотрено преобразование частот входного сигнала и программирование параметров;
-снабженные выносным микрофоном или головными телефонами воздушного звукопроведения, с оголовьем;
-имеющие имплантируемые или жестко соединяемые с телом человека части;
-для которых входными сигналами являются ультразвуковые, радиочастотные или инфракрасные колебания;
-специального назначения.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить на основании каких положений технического задания был сделан вывод о том, что Заказчиком закупается слуховой аппарат в котором предусмотрено преобразование частот входного сигнала и программирование параметров, поскольку напрямую из положений технического задания указанный факт не следует.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. На заседании Комиссии Управления рассмотрен довод Заявителя жалобы на предмет установления в техническом задании неправомерных и избыточных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, поскольку такие параметры не установлены регламентирующими государственными стандартами, а также отсутствуют у поставщиков.
При этом, по мнению Заявителя, значительное количество дополнительных характеристик, изложенных в Перечне объектов закупки, не являются необходимыми и объяснимыми для целей эффективного использования слухового аппарата, кроме того потребность в наличии таких характеристик, по мнению Заявителя, Заказчиком не обоснована.
Так, согласно положениям технического задания Заказчиком установлены, так, например, следующие характеристики:
- Наличие Аудиовхода,
- Бинауральная связь (координация или синхронизация),
- Частотная компрессия,
- Тип настройки. С поддержкой беспроводной настройки,
- Возможности программы: дополнительное усиление в области низких частот,
- Максимальное акустическое усиление ( 75 80 дБ),
- Максимальный выходной уровень звукового давления (при входном уровне звукового давления 90 дБ: 135 140 дБ).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчик при формировании объекта закупки использовал показатели, условные обозначения, терминологию, касающихся технических и функциональных характеристик слуховых аппаратов, предусмотренных ГОСТ Р 51024-2012. Вместе с тем ГОСТ Р 51024-2012 определены основные характеристики слуховых аппаратов, которые не содержат конкретных значений вышеназванных параметров, поскольку их значения устанавливаются производителями индивидуально для каждой модели. Вместе с тем в соответствии с п.4.6 ГОСТ Р 51024-2012 в технических условиях на слуховые аппараты конкретных типов дополнительно к перечисленным должны быть приведены другие параметры в соответствии функциональными особенностями и назначением слуховых аппаратов.
Таким образом, дополнительно к требованиям, установленным в соответствии с ГОСТ, Заказчик при описании объекта закупки указал дополнительные требования к поставляемым товарам, поскольку Заказчик имеет потребность в слуховых аппаратах именно с указанными в Технических заданиях характеристиками.
На основании вышеизложенного, в техническом задании указаны максимальные и минимальные значения оспариваемых характеристик, позволяющие поставить слуховые аппараты различных производителей, отвечающие требованиям извещения об осуществлении закупки.
Кроме того представитель Заказчика отметил, что требования к техническим характеристикам закупаемых слуховых аппаратов, обусловлены индивидуальным подбором слуховых аппаратов для каждого больного с применением демонстрационных моделей. При этом характеристики определяются степенью нарушения слуха (тугоухость), типом нарушения слуха (сенсоневральное, кондуктивное, смешанное), типом аудиограммы (восходящая, нисходящая и т.д), объемом компенсаторных функций, связанных языковой активностью пациента (вид системы обучения (инклюзивное, общеобразовательное, комбинированное) общение повседневное, социальное - вид деятельности - переводчик, музыкант, артист, изучение ребенком иностранных языков, обучение игре на муз. инструментах) и т.д.. Учет всех индивидуальных показателей в характеристиках и далее в индивидуальной настройке каждого слухового аппарата позволяет более полно использовать остаточный слух каждого пациента с учетом межполушарных связей его мозга, получать максимальный эффект по качеству передачи звука каждым слуховым аппаратом.
Индивидуальный подбор слуховых аппаратов для каждого больного осуществляется путем проведения медико-педагогического тестирования на врачебной комиссии филиала N 1 (взрослые) и ГДКДСЦ ГБУЗ НИКИО им. Л.И, Свержевского ДЗМ (дети), результаты которой фиксируются в медицинской документации на каждого пациента. Формируется лист ожидания на различные модификации слуховых аппаратов с разными характеристиками.
Таким образом, требования, устанавливаемые Заказчиком к характеристикам закупаемого товара (слуховых аппаратов), не являются произвольными и обусловлены наличием соответствующей, доказанной потребности пациента.
Кроме того при формировании описания объекта закупки Заказчиком был проведен анализ слуховых аппаратов, представленных на рынке в настоящее время. Характеристики, используемые в техническом задании подтверждены как минимум двумя производителями:
1. Аппараты слуховые электронные реабилитационные воздушного звукопроведения цифровые программируемые "Аурика "Атом" по ТУ 26.60.14.120-014-81271212-2017 с принадлежностями, вариант исполнения Атом z16DSPw В13, производства ООО "Аурика", Россия, регистрационное удостоверение N РЗН 2018/7369 от 21.12.2020.
2. Аппараты слуховые Quantum на платформе "ERA" серий Quantum, Max и Moxi, с принадлежностями, модель Max 20 SPm, производства "Юнитрон Хеаринг, подразделение Нэшнл Хеаринг Сервисез Инк.", регистрационное удостоверение N РЗН 2014/1466 от 18.02.2020.
На заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки в соответствии с требованиями технического задания, а также о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении требований к поставляемым товарам.
Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в техническом задании требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупок.
Также, Заявителем не представлено доказательств того, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно тех товаров, с теми качественными, функциональными и техническими характеристиками и именно в той комплектации, которая указана в техническом задании. В свою очередь, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных товаров вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников закупок не приходится. Доказательств обратного Заявителем Комиссии Управления не представлено.
Кроме того, Комиссия также отмечает, что предъявленные Заказчиком требования к поставляемому товару в равной степени распространялись на всех участников аукциона, ввиду чего любое лицо обладало возможностью закупить и поставить требуемый товар. Каких-либо доказательств невозможности совершения данных действий Заявителем не представлено, ввиду чего у Комиссии отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, а также с учетом представленных Заказчиком возражений, Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы в части установления избыточных и детализированных требований к товарам не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Также, по мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к участникам закупки.
В обоснование своей позиции Заявитель указывает, что в подп. 7 пункта 14 Информационной карты содержится о требование к участнику закупки о предоставлении сертификата по форме СТ-1 в целях подтверждения страны происхождения товара по Постановлению Правительства Российской Федерации
N 102 от 05.02.2015 г. "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102).
Однако, Заказчиком не учтено, что в слуховые аппараты включены в Перечень промышленной продукции в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 719 от 17.07.2015 г. "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации", предусматривающим подтверждение производства товара на территории Российской Федерации актом экспертизы торгово-промышленной палаты и заключением Министерства промышленности и торговли Российской Федерации" (далее - Постановление N719).
Согласно п. 3.2 Положения о порядке выдачи документов для целей подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом ТПП РФ N 52 от 30.05.2018 сертификаты
СТ-1 выдаются заявителям уполномоченными ТПП при соблюдении в совокупности следующих условий:
- промышленная продукция не включена в приложение к Постановлению
N 719;
- промышленная продукция соответствует критериям определения страны происхождения согласно Правил утвержденных Соглашением стран СНГ от 20.11.2009 г.
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчик необоснованно включил в требования к участникам закупки предоставление исключительно сертификата по форме СТ-1, учитывая, что Постановление N 102 действует одновременно с Постановлением N 719, Заказчик должен допустить предоставление участниками либо сертификата по форме СТ-1 либо заключения Министерства промышленности и торговли РФ.
На основании п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заказчиком в Извещении о проведении электронного аукциона от 02.08.2022 N0873200009822008929 установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств в соответствии с постановлением N 102.
Пунктом 2 Постановления 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которые одновременно:
а) для заявок, содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень 1:
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок.
Подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза, или сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
Комиссией Управления установлено, что Постановление N 102 содержит исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие предлагаемого товара установленным ч.3 ст. 14 Закон о контрактной системе ограничениям.
При этом какая-либо отсылка на положения Постановления N719 в положениях Постановления N 102 отсутствуют, кроме того на заседании Комиссии Управления Заявителем не представлено пояснений на основании каких положений действующего законодательство Заявитель сделал вывод о том, что Постановление N 102 действует одновременно с Постановлением N 719, в связи с чем Заказчик должен требовать, в том числе заключение Минпромторга России.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Октава ДМ" на действия ГКУ АЗ (КС) ДЗМ необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) письмом Московского УФАС России исх.NЕИ/42029/22 от 11.08.2022.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий С.И. Казарин
Члены Комиссии: Э.З. Гугава
Н.С. Лушникова
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 августа 2022 г. N 077/06/106-12207/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2022