Резолютивная часть решения оглашена 16 августа 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 19 августа 2022 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Челябинский государственный университет" (далее - ФГБОУ ВО "ЧелГУ", заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "СКА", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее - ООО "СКА", Общество, исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом Общества от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона Услуги по ежедневной комплексной уборке помещений (извещение N 0369100035821000031) (далее - аукцион, закупка),
в присутствии (посредством видеоконференцсвязи) представителей заказчика: Лильбока Г.В., действующего на основании доверенности N 319 от 22.12.2021; Абдулкарамова И.Р., действующего на основании доверенности N 129 от 22.07.2022;
- в присутствии представителя ООО "СКА": Канберова Б.М., действующего на основании доверенности N 1 от 10.08.2022,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступили обращения заказчика о включении ООО "СКА" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом Общества от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона Услуги по ежедневной комплексной уборке помещений (извещение N 0369100035821000031) (далее - совместный аукцион, закупка).
Согласно представленным документам заказчики объявили о проведении совместного аукциона 14.10.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 087 758,40 рублей.
Согласно представленным документам заказчик и Общество заключили контракт N АЭ-44/31/21 от 15.11.2021.
Как следует из обращения заказчика, Обществом 26.07.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы (далее - форс-мажор).
Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком на основании части 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в антимонопольный орган 09.08.2022.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из части 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 9.6 контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта с учетом положений Закона о контрактной системе и условий настоящего Контракта.
Кроме того, пунктом 9.12 контракта предусмотрено, что Исполнитель вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в Контракте было предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Решение Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется Заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение Исполнителем подтверждения о его вручении Заказчику. Выполнение Исполнителем требований настоящего пункта считается надлежащим уведомлением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения Исполнителем подтверждения о вручении Заказчику указанного уведомления.
Решение Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через 10 (Десять) календарных дней с даты надлежащего уведомления Исполнителем Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность исполнителя расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с положениями части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе В случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из части 21 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, Обществом 26.07.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 26.07.2022 указанное решение размещено в ЕИС в разделе "Решение об одностороннем отказе", с отметкой ЕИС о получении данного решения Заказчиком 26.07.2022.
В этой связи, датой надлежащего уведомления Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта Обществом является 26.07.2022, а контракт расторгнут - 05.08.2022.
Обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке части 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе направлено Заказчиком в антимонопольный орган в пределах регламентированного срока - 09.08.2022.
При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ООО "СКА" посредством электронного документооборота заключен контракт N АЭ-44/31/21 от 15.11.2021 на оказание услуг по ежедневной комплексной уборке помещений (реестровый номер в ЕИС 1744701284121000030) (далее - контракт).
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Исходя из абзаца второго пункта 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по ежедневной комплексной уборке помещений (далее по тексту - услуги) согласно требованиям настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и обеспечить оплату оказанных услуг в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно пункту 1.3 контракта оказание услуг осуществляется в соответствии с - Техническими заданиями N 1 - N 5 (Приложения N 1 - N 5 к контракту), а также Требованиями к товару, используемому при оказании услуг (Приложение N 6 к контракту).
В соответствии с пунктом 1.4 определено место оказания услуг, которым являются следующие здания Заказчика: учебный корпус N 1, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 129; учебный корпус N 2, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, д. 70-Б; учебный корпус N 3, расположенный по адресу: г. Челябинск, Проспект Победы, д. 162-В; учебный корпус N 4, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, д. 57-А; учебный корпус N 5, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Василевского, д. 75; учебный корпус N 6, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Кыштымская, д. 28; учебный корпус N 8, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. 2-я Павелецкая, д. 10; студенческое общежитие N 1 (корпус N 1, корпус N 2), расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, д. 57; учебный корпус N 9 (Колледж ЧелГУ), расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Кронштадтская, д. 10; учебный корпус N 10 (Общественно-бытовой корпус Колледжа ЧелГУ), расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Кронштадтская, д. 10; студенческое общежитие N 2, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Якутская, д. 2; студенческое общежитие N 3, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Трубников, д. 5; учебный корпус N 11, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 4-А; общежитие N 4, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 4.
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальные и конечные сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями муниципального контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
Пунктом 4.1 контракта предусмотрены начало периода оказания услуг: с даты заключения Сторонами Контракта; окончание периода оказания услуг: 31.10.2022. Сдача Исполнителем и приемка Заказчиком оказанных услуг осуществляются ежемесячно по факту оказания услуг в предшествующем календарном месяце.
При рассмотрении доказательств, представленных сторонами, Комиссией установлено следующее.
Как следует из пояснений заказчика и Общества, исполнитель осуществил оказание услуг на общую сумму 6 978 289,06 рублей в период с даты заключения контракта по 14.07.2022, что подтверждается актами оказанных услуг, подписанными сторонами, платежными поручениями Заказчика на указанную сумму, и сведениями, размещенными в ЕИС в разделе "Исполнение (расторжение) контракта".
Письмом N 8/07 от 11.07.2022 Общество уведомило Заказчика о возникновении, по его мнению, форс-мажорных обстоятельств, исключающих возможность своевременного выполнения принятых обязательств, в связи с тем, что по неизвестным исполнителю причинам, с 01.07.2022 расчетные счета организации заблокированы, и иные банки отказывают в открытии расчетных счетов, с указанием, что ожидаемые сроки для возможного разрешения сложившейся ситуации - 4-5 месяцев.
В связи с отсутствием возможности выплачивать заработную плату сотрудникам, совершать другие операции в целях исполнения Контракта Общество предложило Заказчику уточнить, имеется ли возможность исполнения контракта третьими лицами.
Письмом N 8-2/07 от 12.07.2022 Общество заявило о приостановке оказания услуг.
Письмом N 9 от 13.07.2022 исполнитель выразил намерение расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
В ответе на указанные письма Заказчик (исх. N 24-18/146 от 19.07.2022), на основании положений законодательства о контрактной системе, гражданского законодательства Российской Федерации указал Обществу на невозможность отнесения блокировки банковских счетов исполнителя к обстоятельствам непреодолимой силы, а также невозможность приостановки оказания услуг по основаниям, предусмотренным статьями 716, 719 ГК РФ, ввиду отсутствия указанных в них оснований.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Оказание услуг регулируется главой 7 ГК РФ.
Согласно положениям статьи 716 ГК РФ Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
- непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
- иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
При этом частью 3 указанной нормы предусмотрено, что если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, (только в этом случае) подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
В силу положений статьи 719 ГК РФ Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328). Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Из документов, представленных в материалы дела, а также пояснений сторон не следует обстоятельств, предусмотренных указанными нормами, также, как и нарушение заказчиком своих обязанностей по контракту.
Комиссия отмечает, что ни глава 7 ГК РФ, ни условия контракта не предусматривают иных оснований для отказа подрядчика (исполнителя) в одностороннем порядке от исполнения контракта, в том числе, в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
Более того, согласно пункту 10.2 контракта, решения налоговых, судебных и иных государственных органов, устанавливающие препятствия для исполнения одной из Сторон обязательств по настоящему Контракту или накладывающие ограничения на деятельность одной из Сторон, а также иные ограничения персонифицированного (индивидуального) характера не являются основанием освобождения Стороны от обязательств по настоящему Контракту или изменению сроков выполнения Стороной обязательств, установленных настоящим Контрактом, за исключением препятствий, признанных обеими Сторонами неблагоприятными и исключающими возможность своевременного выполнения принятых обязательств (форс-мажор).
Из указанного следует, что контрактом, в случае возникновения препятствий, признанных обеими Сторонами неблагоприятными и исключающими возможность своевременного выполнения принятых обязательств, определена только возможность основанием освобождения Стороны от обязательств по настоящему Контракту или изменению сроков оказания услуг, и только по соглашению сторон. Более того, наличие данных обстоятельств не является основанием для расторжения контракта.
Кроме того, из содержания пункта 10.2 контракта, сторонами определено, что решения налоговых, судебных и иных государственных органов, устанавливающие препятствия для исполнения одной из Сторон обязательств по настоящему Контракту или накладывающие ограничения на деятельность одной из Сторон, не могут быть признаны сторонами обстоятельствами, исключающими возможность своевременного выполнения принятых обязательств по контракту.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (в реакции от 22.06.2021) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Согласно позиции Верховного суда РФ, требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
При этом, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Из электронного письма ПАО "Совкомбанк", представленного в материалы дела Обществом, следует, что 04.07.2022, что в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризм" (далее - Закон N 115-ФЗ), уполномоченным органом - Службой финансового мониторинга принято решение об отказе от выполнения распоряжения о совершении операций ООО "СКА" (ИНН:6685183850) от 01.07.2022 N 4 на сумму 30 000 руб. и N 3 от 01.07.2022 на сумму по причине наличия подозрений в незаконности данных операций.
При этом, в указанном письме Банк предлагает Обществу представить документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решения.
При этом, пунктом 1 статьи 7.8 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что в случае получения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанной в абзаце первом пункта 8 статьи 7.7 настоящего Федерального закона информации о применении к нему мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 настоящего Федерального закона, и об отнесении Центральным банком Российской Федерации такого юридического лица (индивидуального предпринимателя) к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, такое юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) (далее для целей настоящей статьи - заявитель) вправе обратиться с заявлением об отсутствии оснований для применения к заявителю мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 настоящего Федерального закона, с приложением при необходимости пояснений, документов и (или) сведений (далее - заявление об отсутствии оснований) в указанную в пункте 13.5 статьи 7 настоящего Федерального закона межведомственную комиссию, созданную при Центральном банке Российской Федерации.
Доказательства представления запрошенных документов и сведений в ПАО "Совкомбанк", Обществом Комиссии не представлены.
Как следует из документов, представленных в материалы дела Обществом и пояснения представителя ООО "СКА", ответ Банка России на обращение Общества о правомерности действий кредитных организаций по блокированию банковских счетов на указанном основании, на дату заседания Комиссии отсутствует.
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Так, заключая контракт по результатам проведения электронного аукциона, направленного на удовлетворение государственных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта. Действуя в рамках исполнения государственного или муниципального контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на социально-значимые, экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Из совокупности указанного следует, что Обществом не представлены доказательства, что блокирование банковских счетов является исключительным, непредотвратимым обстоятельством, наступление которого не является обычным в конкретных условиях, и наступления или последствий которого любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с Обществом деятельность, не мог бы избежать, и которое не зависит от воли или действий стороны обязательства.
В этой связи, блокирование банковских счетов Общества по решению Службы финансового мониторинга на основании положений Закона N 115-ФЗ, не соответствует признакам обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с позицией Верховного Суда РФ, выраженной в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7, и не может являться основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта исполнителем.
Кроме того, в силу пункта 3 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе, взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Законом о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Согласно пункту 10.4 контракта стороны принимают меры по устранению нарушений настоящего контракта, а также спорных вопросов, возникающих при исполнении обязательств путем переговоров. Переговоры проходят в любой форме.
Комиссия отмечает, что действия Общества по принятию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта 13.07.2022, через два календарных дня после уведомления Заказчика о возникновении, по мнению ООО "СКА", обстоятельств, препятствующих исполнению контракта, до получения ответа Заказчика, не соответствует ни пункту 3 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, ни пункту 10.4 контракта, и не подтверждает намерение Общества осуществить взаимодействие с Заказчиком при исполнении контракта.
Вместе с тем, Комиссия Челябинского УФАС России, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа от исполнения контракта, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с исполнением контракта, по следующим основаниям.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
Учитывая обстоятельства настоящего дела, а также принимая во внимание, исполнение Обществом обязательств по контракту в период с даты заключения контракта по 14.07.2022 подтверждается, в том числе, документами о приемке и оплате Заказчиком оказанных услуг на общую сумму 6 978 289,06 рублей, что составляет 67,5 % контракта, у Комиссии Челябинского УФАС России отсутствуют достаточные основания для признания в действиях ООО "СКА" недобросовестного поведения, что не позволяет включить сведения в отношении ООО "СКА", его директора и участника в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Челябинский государственный университет" о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "СКА", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом Общества от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона Услуги по ежедневной комплексной уборке помещений (извещение N 0369100035821000031), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 августа 2022 г. N 074/06/104-2222/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2022