Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), в следующем составе:
- начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии
в присутствии:
от заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республика Саха (Якутия)" (далее - ГКУ "СГЗ РС(Я)", заказчик): (представители по доверенности);
заинтересованного лица общество с ограниченной ответственностью "ИНТЕР" (далее - ООО "ИНТЕР", заинтересованное лицо): (представители по доверенности);
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи сведения, представленные заказчиком ГКУ "СГЗ РС(Я)" об участнике закупки ООО "ИНТЕР" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по изготовлению мебели в целях оснащения объекта: "Школа на 450 учащихся в с. Борогонцы Усть-Алданского улуса"" (изв. N 0816500000622005226), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее также - Правила),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило обращение от ГКУ "СГЗ РС(Я)" сведений об участнике закупки ООО "ИНТЕР" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по изготовлению мебели в целях оснащения объекта: "Школа на 450 учащихся в с. Борогонцы Усть-Алданского улуса" (изв. N 0816500000622005226).
В ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта явилось существенное нарушение условий государственного контракта.
Заинтересованное лицо представило письменное пояснение, просит в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав присутствующих лиц, исследовав имеющиеся в деле документы, установила следующее.
06.04.2022 года уполномоченным учреждением Государственным казенным учреждением "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-Тендер" размещено извещение N 0816500000622005226 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по изготовлению мебели в целях оснащения объекта: "Школа на 450 учащихся в с. Борогонцы Усть-Алданского улуса".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 19 819 574,00 руб.
15.04.2022 года подведены итоги электронного аукциона, о чем составлен протокол электронного аукциона N 0816500000622005226
Согласно указанному протоколу заявка участника электронного аукциона ООО "ИНТЕР" признана победителем электронного аукциона.
27.04.2022 года заключен государственный контракт N 0816500000622005226 между заказчиком и заинтересованным лицом (номер реестровой записи 2143513846122000105) (далее - контракт).
27.07.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта в связи с ненадлежащим исполнением контракта исполнителем.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать сведения об участнике закупки ООО "ИНТЕР" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Контрактом были установлены, в том числе следующие требования:
Согласно Разделу 1 "Предмет и цена Контракта":
1.1. В сроки, установленные настоящим Контрактом, Исполнитель обязуется оказать Заказчику услуги по изготовлению мебели по объекту: "Школа на 450 учащихся в с. Борогонцы Усть-Алданского улуса" (далее - Услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить за оказанные Услуги.
1.2. Состав и объем Услуг, иные данные об Услуге определяются приложением N 1 к Контракту.
1.3. Место и срок оказания Услуг:
1) Доставка до склада - Склад хранения:
Республика Саха (Якутия), Усть-Алданский улус, с.Борогонцы, Улица Стрекаловская, д.8 в течение 30 календарных дней с момента заключения контракта.
2) По готовности объекта исполнитель обеспечивает перевозку товара со склада хранения на объект "Школа на 450 мест в с.Борогонцы Усть-Алданского района РС(Я)" ул. Ленина д.82/5, с последующим монтажом, расстановкой мебели согласно проекту и вывозом мусора в срок - в течении 7 календарных дней с даты уведомления Заказчиком Поставщика о готовности помещений, но не позднее 20 декабря 2022 года.
1.6. Исполнитель приступает к оказанию Услуг с момента заключения Контракта и обязуется оказать Услуги по Контракту в полном объеме в срок до "20" декабря 2022 г.
Товар поставляется на склад хранения в течение 30 календарных дней с момента подписания контракта.
Монтаж товара осуществляется на объекте в течение 7 календарных дней с даты уведомления Заказчиком Поставщика о готовности помещений, но не позднее 20 декабря 2022 года.
Согласно Разделу 6 муниципального контракта, установлено, что контракты могут быть расторгнуты:
6.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту в соответствии с условиями Контракта и законодательством Российской Федерации.
6.2. Ответственность Заказчика:
6.2.1. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
6.2.2. Пеня начисляется за каждый день просрочки Заказчиком исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Пеня устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
6.2.3. Штраф начисляется за каждый факт ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Штраф устанавливается в размере 5 000 (пять тысяч) рублей 00 копеек.
6.3. Ответственность Исполнителя:
6.3.1. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных Исполнителем.
6.3.2. Штраф начисляется за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. Штраф устанавливается в размере 1 процента от цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
6.3.3. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, устанавливается штраф в размере 5 000 (пять тысяч) рублей 00 копеек.
6.3.4. Исполнитель несет перед Заказчиком ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств соисполнителями в соответствии с настоящим разделом по правилам п. 1 ст. 313 и ст. 403 Гражданского кодекса Российской Федерации.
6.3.5. За каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного пунктом 5.9 настоящего Контракта, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения такого обязательства, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с пунктом 6.3.1 настоящего Контракта.
6.4. Сторона освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного Контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой Стороны.
6.5. Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта.
6.6. Общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта.
6.7. Уплата неустойки не освобождает Стороны от исполнения принятых обязательств по Контракту или устранения нарушений.
Согласно пункту 10 контракта:
11.1. Контракт вступает в силу с момента заключения и действует до "31" декабря 2022 г.
Материалами дела установлено следующее:
25.05.2022 года Заказчиком на юридический адрес Исполнителя, указанный в контракте направлены уведомления N523/12/1-07/3834 от 19.07.2022 N523.СЗ-1222 о необходимости исполнения контракта.
01.06.2022 года заказчиком направлены претензии N523/02-07/4030 от 17.06.2022 N523/02-07/4406 об уплате неустойки, в связи с нарушением срока исполнения контракта.
27.07.2022 года исх. N 523/02-11/5384 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0816500000622005226.
Согласно раздела 1 контракта:
1.3. Место и срок оказания Услуг:
1) Доставка до склада - Склад хранения:
Республика Саха (Якутия), Усть-Алданский улус, с.Борогонцы, Улица Стрекаловская, д.8 в течение 30 календарных дней с момента заключения контракта.
1.6. Исполнитель приступает к оказанию Услуг с момента заключения Контракта и обязуется оказать Услуги по Контракту в полном объеме в срок до "20" декабря 2022 г.
Товар поставляется на склад хранения в течение 30 календарных дней с момента подписания контракта.
Монтаж товара осуществляется на объекте в течение 7 календарных дней с даты уведомления Заказчиком Поставщика о готовности помещений, но не позднее 20 декабря 2022 года.
Из пояснений заинтересованного лица следует:
- в связи с вышеизложенным заинтересованным лицом с производителем мебели ООО "Новые -Технологии" был заключён договор на изготовление мебели, произведена выплата аванса (что подтверждается платёжным поручением N 103 от 28.04.2022 года) на сумму 7 373 730,00 рублей.
- 20.05.2022 года Исполнителю пришло письмо от производителя мебели ООО "Новые -Технологии "что Товар будет изготовлен с задержкой по следующей причине:
"Увеличение срока исполнения заказа произошло по причине выхода из строя форматно-раскроечного станка иностранного производства. Запасные части указанного оборудования изготавливаются и поставляются из списка недружественных для России стран что привело к определенным затруднениям в их приобретении".
В натоящее время ведется поиск аналогов. Как запчасти будут найдены будет произведен пробный запуск станка и восстановлен процесс и сроки изготовления заказа.
В следствие данных причин образовалась просрочка исполнения первого этапа Контракта.
- В июне производителем была изготовлена часть товара, в связи с чем был заключён договор с логистической компанией о доставке.
- в связи с образовавшейся просрочкой сотрудники связались с представителем Заказчика и сообщили о возникших трудностях.
- Кроме того, в июне письменно проинформировали Заказчика о возникших трудностях, представитель Заказчика пояснил что школа где будет установлена мебель только строится, и стройка будет завершена не ранее конца декабря 2022 года, до этого момента товар будет лежать на складе и важно, чтобы именно до конца года всё было установлено.
Из чего следует, что на каждом этапе с Заказчиком поддерживалась связь (представлены в материалы дела скрины переписок), кроме того исполнитель готов был поставить часть товара сразу (которая была изготовлена), так же 08.06.2022 года в Якутск прилетал коммерческий директор (Макаров С.Р.), что подтверждается электронным билетом, представленным в материалы дела, где непосредственно вёл переговоры с представителем заказчика, в ходе которых так же сообщил о возникших трудностях.
Согласно пункту 2 Контракта, по готовности объекта исполнитель обеспечивает перевозку товара со склада хранения на объект "Школа на 450 мест в с.Борогонцы Усть-Алданского района РС(Я)" ул. Ленина д.82/5, с последующим монтажом, расстановкой мебели согласно проекту и вывозом мусора в срок - в течении 7 календарных дней с даты уведомления Заказчиком Поставщика о готовности помещений, но не позднее 20 декабря 2022 года.
Из данного пункта контракта следует, что предметом контрактом является не поставка товара, а оказание услуг по изготовлению мебели для объекта.
На рассмотрении дела, заказчик пояснил, что место поставки товара указано в контракте: Школа на 450 мест в с. Борогонцы Усть-Алданского района РС(Я)" ул. Совхозная 8. Между тем, на дату поставки части товара, которую производитель успел изготовить до выхода из строя оборудования, заказчик отказался от приемки товара, хотя школа не введена в эксплуатацию. Таким образом по устным договоренностям заказчику было предоставлено гарантийное письмо и сдано в канцелярию о всех обязательствах исполнения контракта до 20.12.2022 года, так же был предоставлен график поставки части товара до 5 августа, до 23 августа, 15 сентября и до 20 октября 2022 года.
Таким образом, пени за просрочку в сумме 112 219,90 рублей (подтверждается платежным поручением N 370 от 29.07.2022 г.) исполнителем были уплачены, не оспаривается факт просрочки исполнения обязательств и не отказываются от исполнения контракта, так же компания является активным участником рынка государственных и корпоративных закупок, и всегда исполняла принятые на себя обязательства.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения, указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Материалами дела установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС (раздел дополнительная информация) 27.07.2022 года.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе РФ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, на момент рассмотрения сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru заказчиком контракт был расторгнут 08.08.2022 года.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, который предусматривает, в частности:
1) порядок направления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, требования к составу, содержанию, форме такого обращения;
2) порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении;
3) порядок направления решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо решения об отказе в таком включении;
4) порядок исключения информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, из реестра недобросовестных поставщиков.
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
На основании пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом Комиссия считает необходимым отметить следующе:
- Заявка на участие в конкурентной процедуре рассматривается в качестве полного и безоговорочного акцепта оферты, которой образует договор и порождает обязанность его исполнить.
Таким образом, подавая заявку на участие в конкурентной процедуре, участник соглашается абсолютно со всеми условиями документации о закупке.
При этом Законом не предусмотрено оснований, по которым участник, ставший победителем закупки, может отказаться от заключения контракта.
В силу пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Согласно пункту 2 статьи 451 Гражданского кодекса РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Таким образом, положения названной статьи призваны обеспечить защиту интересов стороны договора, для которой в условиях существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, исполнение обязательства повлекло бы наступление такого ущерба, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Данная позиция изложена в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 19.07.2016 N 1515-О, от 19.07.2016 N 1574-О и других.
В силу правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.04.2010 N 1074/10, абзац 2 пункта 1 статьи 451 ГК РФ признает изменение обстоятельств существенным, если участники сделки в момент ее заключения не могли разумно предвидеть наступление соответствующего изменения.
При таких обстоятельствах, Комиссия находит обоснованными доводы ООО "ИНТЕР" о невозможности поставки товара, ввиду того что запасные части указанного оборудования изготавливаются и поставляются из списка недружественных для России стран что привело к определенным затруднениям в их приобретении, у производителя мебели ООО "Новые-Технологии", в связи с чем повлекло за собой просрочку первого этапа исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений, основания для включения сведений об ООО "ИНТЕР" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Якутского УФАС России
р е ш и л а:
сведения, представленные заказчиком Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республика Саха (Якутия)" сведений об участнике закупки ООО "ИНТЕР" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения на оказание услуг по изготовлению мебели в целях оснащения объекта: "Школа на 450 учащихся в с. Борогонцы Усть-Алданского улуса"" (изв. N 0816500000622005226) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 17 августа 2022 г. N 014/06/104-1197/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2022