Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Воронина К.Ф. - врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Члены Комиссии:
Неплюева А.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Калинина А.А. - специалист I разряда отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии:
Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Полярнозоринский" - Иванов А.С.,
Индивидуального предпринимателя Кузьменко Василий Николаевич - Кузьменко В.Н.,
рассмотрев обращение Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Полярнозоринский" (далее - Учреждение, Заказчик, МО МВД России "Полярнозоринский") о включении сведений в отношении индивидуального предпринимателя Кузьменко Василия Николаевича (далее - ИП Кузьменко В.Н., Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078),
УСТАНОВИЛА:
18.08.2022 г. в Мурманское УФАС России поступило обращение МО МВД России "Полярнозоринский" о включении сведений в отношении ИП Кузьменко В.Н. (184120, Мурманская обл., Ковдорский район, н.п. Ёнский, ул. Центральная, д. 2, кв. 3, ИНН 510402458295, ОГРНИП 320519000019433) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 13 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли ИВС ОП по обслуживанию Ковдорского района МО МВД России "Полярнозоринский", расположенного по адресу: Мурманская область, г. Ковдор, ул. Кирова, д. 27 (идентификационный код закупки 211511710038051170100010044391243) (далее - Контракт N13).
Обращение о включении сведений в отношении ИП Кузьменко В.Н. в реестр недобросовестных поставщиков рассмотрено дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи 23 августа 2022 г.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия установила следующее.
04.06.2021 г. между МО МВД России "Полярнозоринский" и ИП Кузьменко В.Н. был подписан контракт на выполнение работ по капитальному ремонту кровли ИВС ОП по обслуживанию Ковдорского района МО МВД России "Полярнозоринский", расположенного по адресу: Мурманская область, г. Ковдор, ул. Кирова, д. 27 (Контракт N13) как с единственным поставщиком.
По пункту 3.1. Контракта N13 цена составляет: 125 000 (Сто двадцать пять тысяч) рублей 00 копеек.
Срок (период) выполнения работ по пункту 2.15. Контракта N13: с 01.12.2021 по 30.09.2022.
Также изначально был проведен электронный аукцион, по результатам которого 23.03.2022 г. между Учреждением и Подрядчиком был заключён государственный контракт N2 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли ИВС ОП по обслуживанию Ковдорского района МО МВД России "Полярнозоринский", расположенного по адресу: Мурманская область, г. Ковдор, ул. Кирова, д. 27 (Контракт N2).
В соответствии с пунктом 3.1. Контракта N2 цена настоящего контракта согласно Техническому заданию Заказчика и Локальной определяется на весь срок выполнения работ, и составляет: 375 000 (Триста семьдесят пять тысяч) рублей 00 копеек
Срок (период) выполнения работ по пункту 2.15. Контракта N2: с 01.12.2021 по 30.09.2022.
Контракт N13 был согласован в связи с признанием Заказчика о том, что начальная (максимальная) цена слишком низкая.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 9.2. Контракта N13 настоящий контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 8-23 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В связи с ненадлежащим исполнением ИП Кузьменко В.Н. обязательств по контракту, Заказчик 25.07.2022 г. принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N13.
В соответствии с частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
25.07.2022 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N13. Надлежащая дата уведомления Подрядчика 25.07.2022 г.
Следовательно, 08.08.2022 г. - дата расторжения Контракта.
Обращение Заказчика о включении сведений в отношении ИП Кузьменко В.Н. в реестр недобросовестных поставщиков направлено в адрес Мурманского УФАС России 08.08.2022 г. Однако из-за несоответствия представленного обращения регламенту, Заказчик выслал повторное обращение 16.08.2022 г.
В действиях МО МВД России "Полярнозоринский" по расторжению контракта с ИП Кузьменко В.Н. в одностороннем порядке и направлению сведений в отношении Подрядчика в Мурманское УФАС России нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Комиссия полагает, что для решения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков необходимо подходить в каждом случае индивидуально, объективно учитывая все обстоятельства дела.
Как было сказано ранее, 04.06.2021 г. был подписан дополнительный контракт - Контракт N13, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту кровли ИВС ОП по обслуживанию Ковдорского района МО МВД России "Полярнозоринский", расположенного по адресу: Мурманская область, г. Ковдор, ул. Кирова, д. 27 (п. 1.1. Контракта N13).
По пункту 3.1. Цена Контракта N13 составляет: 125 000 (Сто двадцать пять тысяч) рублей 00 копеек (п. 3.1. Контракта N13).
По Контракту N2 и Контракту N13 (далее - Контракты) срок выполнения работ регламентируется с 01.12.2021 г. по 30.09.2022 г.
Согласно п. 2.1. Контрактов Подрядчик обязан выполнить работы на объекте ИВС ОП по обслуживанию Ковдорского района МО МВД России "Полярнозоринский", расположенного по адресу: Мурманская область, г. Ковдор, ул. Кирова, д. 27.
Также по результатам электронного аукциона 23.03.2021 г. между Учреждением и ИП Кузьменко В.Н. был заключён Контракт N2, в соответствии с которым Подрядчик обязуется выполнить работы по условиям настоящего контракта, Технического задания и Локальной сметы (пункт 4.2.2. Контракта N2).
Цена Контракта составила 375 000 (Триста семьдесят пять тысяч) рублей 00 копеек (п.3.1. Контракта N2).
В связи с устной договоренностью, которая была достигнута по обоюдному согласию между Заказчиком и Подрядчиком, ИП Кузьменко В.Н. приступил к выполнению работ по капитальному ремонту кровли раньше срока, утвержденного в контрактах N2 и N13. Этому соответствует акт от 25.09.2021 г., в котором Заказчик фиксирует факт передачи Подрядчику объекта для выполнения работ.
В результате сложившейся практики устных переговоров ИП Кузьменко В.Н. после осмотра объекта работ пояснил Заказчику о том, что причина протечки воды состоит не в кровле, а сама же кровля находится в хорошем состоянии. Подрядчик предлагал покрыть наплавляемым материалом крышу, и Заказчик, со слов Подрядчика, согласился.
01.10.2021. Заказчик направил ИП Кузьменко В.Н. письмо посредством электронной почты на адрес, указанный в Контрактах, где указывает на проведенную Учреждением проверку, в ходе которой было установлено, что часть кровли покрыта наплавляемым материалом и что Подрядчик не уведомил Заказчика о необходимости проведения приёмки скрытых работ. МО МВД России "Полярнозоринский" также отметило следующее: "в случае выявления нарушений выполнения работ по капитальному ремонту кровли _ данные работы приняты не будут приемочной комиссией и не будет произведена оплата по государственным контрактам". Заказчик не направлял претензии, а лишь сообщил, что если он выявит нарушения, то примет меры.
В акте обследования помещений ИВС ОП по обслуживанию Ковдорского района МО МВД России "Полярнозоринский" от 02.02.2022 г. Заказчик фиксирует факты проведения проверки обследования помещений ИВС и следы протечки воды в помещении санузла, комнаты приема пищи сотрудниками ИВС, помещении хранения инвентаря, на стенах и потолках. В акте не отражено, что указанная протечка связана непосредственно с кровлей. Составленный акт не был зафиксирован как акт проверки хода исполнения Контрактов N2 и N13.
В письме от 10.02.2022 г. Заказчик подтверждает, что в сентябре 2021 г. ИП Кузьменко В.Н. частично осуществил капитальный ремонт кровли. Также Учреждение заявляет о протечки кровли в помещении санузла, комнате приема пищи сотрудниками ИВС и о том, что данные обстоятельства могут повлечь за собой замыкание электропроводки, системы видеонаблюдения и охранно-пожарной сигнализации. В связи с чем просит в кратчайшие сроки принять меры по устранению протечки.
В соответствии с п. 12.1. и 12.2. Контрактов все споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего контракта, стороны будут стремиться разрешать путем переговоров, в том числе в претензионном порядке. Претензия оформляется в письменной форме.
Однако все исходящие письма от Заказчика не являются претензиями к выполнению Подрядчиком своих обязательств.
21.02.2022 г. ИП Кузьменко В.Н. уверяет Учреждение о том, что "работы по капитальному ремонту кровли ИВС ОП по обслуживанию Ковдорского района МО МВД России "Полярнозоринский", расположенного по адресу: Мурманская область, г.Ковдор, ул. Кирова, д. 27, будут завершены в сроки, предусмотренные государственными контрактами, а именно с 01.12.2021 г. по 30.09.2022 г.".
06.04.2022 г. Подрядчик направил письма Заказчику с просьбой подписать соглашения о расторжении Контрактов N2 и N13 в течение 10 дней по причине непредвиденных существенных обстоятельств, пояснив именно о "ситуации на Российском рынке металлов и стального проката, значительном росте цен на металлопрокат с марта 2021 года по апрель 2022 года в размере 90%, значительном ослаблении Российской валюты по отношению к евро и доллару, пандемии (COVID-19), специальной военной операции в Украине".
В письме от 29.04.2022 г. МО МВД России "Полярнозоринский" прислал Подрядчику ответ о том, что не имеет мотивированных причин для принятия указанного решения и нацелено на исполнение условий Контрактов N2 и N13.
Заказчиком был составлен акт от 05.07.2022 г. на предмет осмотра части работ по государственным контрактам от 23.03.2021 N2 и от 04.06.2021 N 13 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли ИВС по обслуживанию Ковдорского района МО МВД России "Полярнозоринский", расположенному по адрес: Мурманская область, г. Ковдор, ул. Кирова, д. 27. В данном документе комиссия, в которую входили представители обеих сторон, зафиксировала невыполненные Подрядчиком работы в соответствии с техническими заданиями по Контрактам.
В ответе на акт от 05.07.2022 г. ИП Кузьменко В.Н. указал на невозможность выполнения работ по причине удорожания материалов, тем не менее Подрядчик готов предоставить обновленную смету Заказчику к 15.07.2022 г., не отказываясь от исполнения обязательств по Контрактам в указанный срок, а именно до 30.09.2022 г.
Заказчик решил расторгнуть Контракт N13 25.07.2022 г.
За все выполненные работы по капитальному ремонту кровли и за купленные материалы ИП Кузьменко В.Н. не требует с Заказчика оплаты. Однако Учреждение прописывает в своем решении об одностороннем отказе, что Подрядчик не освобождается от уплаты начисленной неустойки (штрафов, пеней), приводя в соответствие пункты 8.4. и 8.5. Контракта N13.
Пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением N 1078, предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Материалами дела установлены обстоятельства, предусмотренных п. 15 Правил Постановления N 1078 для отказа во включении информации о поставщике в реестр. Подрядчик изначально пошел навстречу Заказчику, начав исполнение Контрактов N2 и N13 раньше, чем в указанные сроки, выполнял работы, а также до расторжения Контрактов взаимодействовал с учреждением, был готов отправить обновленную смету и от выполнения не отказывался.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П). Последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в РНП могут иметь более тяжкий экономический характер для такого лица, чем наложение штрафа или неустойки.
Комиссия учитывает факт, что ИП Кузьменко В.Н. взаимодействовал с Заказчиком в ходе всего исполнения обязательств по Контрактам, согласился приступить к работам ранее, чем это было предусмотрено Контрактом N13, также Комиссия учитывает все пояснения устной договоренности по изменению характера и виду работ, которые необходимо было выполнить, так как практика устной договоренности у сторон сложилась изначально, и приходит к выводу, что у ИП Кузьменко В.Н. отсутствовал умысел на уклонение от исполнения Контракта.
Таким образом, учитывая обстоятельства настоящего дела, Комиссия Мурманского УФАС России не усмотрела оснований для включения сведений об ИП Кузьменко В.Н. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением N 1078 Комиссия,
РЕШИЛА:
Отказать МО МВД России "Полярнозоринский" во включении сведений в отношении индивидуального предпринимателя Кузьменко Василия Николаевича (184120, Мурманская обл., Ковдорский район, н.п. Ёнский, ул. Центральная, д. 2, кв. 3, ИНН 510402458295, ОГРНИП 320519000019433) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от заключения контракта N13 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли ИВС ОП по обслуживанию Ковдорского района МО МВД России "Полярнозоринский", расположенного по адресу: Мурманская область, г. Ковдор, ул. Кирова, д. 27 (идентификационный код закупки 211511710038051170100010044391243).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: А.В. Неплюева
А.А. Калинина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 23 августа 2022 г. N 051/06/104-489/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2022