Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение муниципального учреждения "Городская Служба Единого Заказчика" (далее - Заказчик, Учреждение) (вх. N 5164 от 16.08.2022) о размещении информации об индивидуальном предпринимателе Асатрян Екатерине Сергеевне (ИНН: 710708419411; 300012, г. Тула, Городской переулок, д.17, кв.48) (далее - Индивидуальный предприниматель, ИП Асатрян Е.С., Подрядчик) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 03.06.2022 N Н.2022.26 на выполнение работ по ремонту подъездов (плитка, перила) многоквартирного дома по адресу: г. Тула, ул. Епифанская, д.33 (закупка N 0366200035622002318, реестровый номер контракта 3710604694622000033) (далее - Контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
УСТАНОВИЛА:
16.08.2022 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ИП Асатрян Е.С. в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту подъездов (плитка, перила) многоквартирного дома по адресу: г. Тула, ул. Епифанская, д.33 (закупка N 0366200035622002318) (далее - Закупка, электронный аукцион), в связи с существенным нарушением Подрядчиком условий Контракта.
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке размещено 04.05.2022 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 900 000,00 рублей.
03.06.2022 по итогам электронного аукциона между Заказчиком и ИП Асатрян Е.С. заключен Контракт на сумму 3 900 000,00 рублей (три миллиона девятьсот тысяч руб. 00 коп.).
Согласно пунктам 1.1, 1.2 Контракта по настоящему контракту Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по ремонту подъездов (плитка, перила) многоквартирного дома по адресу: г. Тула, ул. Епифанская, д.33 (далее - работы) в соответствии со сметной документацией (Приложение N 1), описанием объекта закупки (Приложение N 2), являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта, и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить их.
Место выполнения работ: - г. Тула, ул. Епифанская, д.33.
В пункте 4.1 Контракта предусмотрен срок выполнения работ: начало работ: с момента заключения контракта.
Окончание работ: в течение 45 календарных дней с момента заключения контракта.
Порядок сдачи и приемки работ согласован сторонами Контракта в разделе 5 Контракта.
В соответствии с разделом 6. "Права и обязанности сторон" Контракта к обязанностям Подрядчика, среди прочего отнесены следующие:
- Подрядчик обязан приступить к выполнению работ не позднее 3 (трех) дней со дня подписания настоящего контракта (пункт 6.1.3 Контракта).
- Перед началом выполнения работ подрядчик обязан:
6.1.4.1. Предоставить на согласование заказчику график выполнения работ в течении 3-х календарных дней после подписания контракта, а также назначить ответственное лицо за производство работ на объекте (объектах), в отношении которых проводятся работы по ремонту в соответствии с настоящим муниципальным контрактом (предоставить соответствующие приказы на ответственных).
В случае несоблюдения сроков, установленных графиком выполнения работ, подрядчик несет ответственность в соответствии с разделом 8 настоящего контракта;
6.1.4.2. Письменно проинформировать заказчика о начале работ.
6.1.4.3. При необходимости оформить разрешение (ордер) на производство земляных работ и схему движения пешеходов и транспорта на время производства ремонтных работ.
6.1.4.4. При необходимости получить технические условия на подключение у энергоснабжающей организации;
6.1.4.5. По требованию заказчика предоставить паспорта и сертификаты на материалы и оборудование в полном объеме.
- Подрядчик обязан немедленно известить заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения работы;
- иных обстоятельств, влияющих на результаты выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика о возникших обстоятельствах, либо продолживший работу, не дожидаясь ответа на предупреждение, или, несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе ссылаться на указанные обстоятельства (пункт 6.1.17 Контракта).
- В течение 10 (десяти) дней с момента заключения контракта на объекте следует установить информационные таблички с указанием наименования муниципальной программы, ремонтных работ, названия исполнителя работ (подрядчика, генподрядчика), фамилии, должности и номеров телефонов ответственного производителя работ по объекту, представителя заказчика, курирующего работы по настоящему контракту, сроков начала и окончания работ.
При изготовлении информационных табличек подрядчик должен использовать материалы, устойчивые к погодным воздействиям. Нанесение информации на таблички может производиться по технологии аппликации пленкой или широкоформатной печати на плёнке. Размер информационной таблички должен быть не менее 500 мм х700мм. Содержание и формат табличек должны быть согласованы с заказчиком.
Подрядчик обязан ежедневно следить за наличием и надлежащим состоянием информационных табличек и предоставлять соответствующий фотоматериал заказчику в электронном виде (адрес электронной почты: mugsez@tularegion.org). (пункт 6.1.20. Контракта).
На основании пункта 12.1 Контракта срок действия Контракта: с момента заключения до 31 декабря 2022 года (срок действия контракта включает срок выполнения работ, период приёмки результатов выполненных работ, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств по контракту, и оплаты за выполненные работы).
Окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств сторон по контракту.
Настоящий контракт вступает в силу со дня его подписания и действует до полного исполнения Сторонами обязательств по контракту.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Поставщик допустил ненадлежащее исполнение своих обязательств по Контракту.
Из устных и письменных пояснений представителя Заказчика, представленной в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.
06.06.2022, 27.06.2022, 15.07.2022 представителями Заказчика совместно с руководителем инициативной группы МКД по адресу г. Тула, ул. Епифанская, д.33 произведены осмотры объекта выполнения работ, которые показали, что работы по Контракту по адресу г. Тула, ул. Епифанская, д.33 Подрядчиком не ведутся, о чем составлены соответствующие акты.
16.06.2022 Заказчиком в адрес Подрядчика по электронной почте, согласованной в Контракте, направлены претензии N 691, 691/1, из которых следует, что по состоянию на 16.06.2022 в нарушение пункта 6.1.20 Контракта на объекте не установлены информационные таблички с указанием наименования муниципальной программы, ремонтных работ, названия исполнителя работ (подрядчика, генподрядчика), фамилии, должности и номеров телефонов ответственного производителя работ по объекту, представителя заказчика, курирующего работы по настоящему контракту, сроков начала и окончания работ; в нарушение пункта 6.1.4.1 Кондрата Подрядчиком не предоставлен график производства работ. В связи с изложенным, Заказчик потребовал Подрядчика оплатить штраф, ответить на претензии в срок не позднее 10 рабочих дней с момента их получения; указал на необходимость исполнения обязательств по Контракту надлежащим образом.
Ответа Индивидуального предпринимателя на указанные претензии не последовало.
В связи с тем, что Индивидуальным предпринимателем работы по Контракту не были начаты, Заказчиком 01.07.2022 по адресу электронной почты и посредством почтового отправления в адрес Подрядчика направлена очередная претензия N 753, содержащая указание на ненадлежащее исполнение ИП Асатрян Е.С. условий Контракта.
Ответа на вышеуказанную претензию от Поставщика не последовало.
14.07.2022 Заказчиком Подрядчику направлено письмо N 792, в котором Учреждение указывает, что в установленные Контрактом сроки ИП Асатрян Е.С. к выполнению работ по Контракту не приступил, в связи с чем Заказчик оставляет за собой право принять решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
В связи с тем, что по состоянию на 01.08.2022 Подрядчиком обязательства по Контракту не выполнены, Заказчиком 01.08.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 03.06.2022 N Н.2022.26 (далее - Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта).
Как усматривается из материалов дела, в адрес Учреждения от Подрядчика поступило письмо б/н 09.08.2022, в котором последний сообщает, что проведение работ в срок, предусмотренный Контрактом, было невозможно по следующим причинам.
10.11.2021 между муниципальным учреждением "Городская Служба Единого Заказчика" и ИП Асатрян Е.С. был заключен контракт N Н.2021.110 на выполнение работ по ремонту мусоросборных камер в многоквартирном жилом доме; ремонту входных групп в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д. 15.
По акту КС-2 N 2 от 05.12.2021 Подрядчик сдал, а Заказчик принял выполненные работы на сумму 1 291 566,14 рублей.
По акту КС-2 N 1 от 05.12.2021 Подрядчик сдал, а Заказчик принял выполненные работы на сумму 516 307,70 рублей.
Всего в рамках контракта N Н.2021.11010.11.2021 Заказчиком оплачены выполненные ИП Асатрян Е.С. работы на сумму 516 307,70 рублей.
Таким образом, за Заказчиком сохраняется обязанность по оплате 1 291 566,14 рублей по контракту N 11.2021.110 от 10.11.2021.
Денежные средства в указанном размере Заказчик был обязан оплатить не позднее 24.12.2021.
При этом, указанные денежные средства Подрядчик был намерен направить на финансирование выполнения работ по Контракту N Н.2022.26 от 03.06.2022.
В связи с тем, что Заказчиком не были оплачены работы по контракту N П.2021.110 от 10.11.2021, у Подрядчика отсутствовала возможность начать выполнение работ по Контракту N Н.2022.26 от 03.06.2022.
Подрядчику также было отказано в выдаче кредита кредитными организациями для финансирования выполнения работ по Контракту N Н.2022.26 от 03.06.2022.
Таким образом, вины в просрочке выполнения работ со стороны Подрядчика не имеется, а у Заказчика отсутствовали основания для отказа от исполнения Контракта N Н.2022.26 от 03.06.2022.
Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 12.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):
- в случае, если в установленный настоящим контрактом, срок подрядчик не приступил к непосредственному выполнению работ;
- систематического нарушения подрядчиком сроков (два и более раз) выполнения работ, влекущего увеличение срока окончания работ более чем на 30 дней (несоблюдение подрядчиком установленных графиком выполнения работ сроков выполнения работ);
- несоблюдения подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку окончания работ более чем на 30 дней;
- отступления подрядчика в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;
- существенного нарушения подрядчиком требований к качеству оборудования, материалов, используемых при выполнении работ, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- подрядчик перестал соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ);
- при определении подрядчика подрядчик предоставил недостоверную информацию о своем соответствии требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, что позволило ему стать победителем определения подрядчика.
Как было отражено выше, в связи с тем, что Индивидуальный предприниматель по состоянию на 01.08.2022 (с учетом конечного срока исполнения обязательств по Контракту 18.07.2022) не приступил выполнению своих обязательств по Контракту, Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.
Анализ положений частей 12.1, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта сформировано с использованием единой информационной системы 01.08.2022.
Следовательно, датой поступления Подрядчику Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона, считается дата размещения такого решения в единой информационной системе - 01.08.2022.
Из представленных в материалы дела документов и сведений Комиссией установлено, что с момента принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в том числе с момента надлежащего уведомления Индивидуального предпринимателя о принятии Заказчиком такого решения и до момента вступления его в силу, ИП Асатрян Е.С. не были предприняты все возможные меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, устранение нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Заказчиком указанного решения.
Следовательно, на момент рассмотрения Комиссией обращения Заказчика о размещении информации об ИП Асатрян Е.С. в реестре недобросовестных поставщиков, Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу и Контракт является расторгнутым.
Из устных пояснений представителя Индивидуального предпринимателя следует, что ИП Асатрян Е.С. не мог приступить к исполнению работ по Контракту ввиду не оплаты Заказчиком Индивидуальному предпринимателю выполненных работ по ранее заключенному контракту от 10.11.2021 N Н.2021.110 на выполнение работ по ремонту мусоросборных камер в многоквартирном жилом доме; ремонту входных групп в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д. 15.
При этом указанные денежные средства Подрядчик был намерен направить на финансирование выполнения работ по Контракту N Н.2022.26 от 03.06.2022.
Подрядчику также было отказано в выдаче кредита кредитными организациями для финансирования выполнения работ по Контракту N Н.2022.26 от 03.06.2022.
Как пояснил представитель ИП Асатрян Е.С., вины в просрочке выполнения работ со стороны Подрядчика не имеется, а у Заказчика, на основании изложенного, отсутствовали основания для отказа от исполнения Контракта N Н.2022.26 от 03.06.2022.
На основании изложенного, представитель ИП Асатрян Е.С. просит информацию об Индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.
Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В силу части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона.
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Частью 1 статьи 2 Закона определено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.
Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1. при существенном нарушении договора другой стороной;
2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
Из представленных в материалы дела документов следует, что с момента заключения Контракта (03.06.2022) по состоянию на 01.08.2022 (с учетом конечного срока исполнения обязательств по Контракту 18.07.2022) Подрядчик не приступил к выполнению работ, предусмотренных Контрактом.
При таких обстоятельствах, следует признать, что невыполнение работы в установленный срок является нарушением существенных условий Контракта и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Кроме этого, из представленных в материалы дела документов и сведений, а также из пояснений представителей Заказчика Комиссией установлено, что с момента принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в том числе с момента надлежащего уведомления Индивидуального предпринимателя о принятии Заказчиком такого решения и до момента вступления указанного решения в силу, ИП Асатрян Е.С. не были предприняты все возможные меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, устранение нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Заказчиком указанного решения.
Доказательств обратного Подрядчиком в материалы дела не представлено.
Ввиду данного факта Комиссия приходит к выводу о том, что Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не противоречит Закону и является обоснованным.
Довод Подрядчика о том, что ИП Асатрян Е.С. не мог приступить к исполнению работ по Контракту по уважительной причине, а именно - ввиду не оплаты Заказчиком Индивидуальному предпринимателю выполненных работ по ранее заключенному контракту от 10.11.2021 N Н.2021.110 на выполнение работ по ремонту мусоросборных камер в многоквартирном жилом доме; ремонту входных групп в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д. 15, Комиссия не может принять ввиду следующего.
Рассмотрение вопросов исполнения ИП Асатрян Е.С. иных контрактов не относится к обстоятельствам настоящего дела и, соответственно, не может быть подвергнуто администрированию со стороны антимонопольного органа в рамках рассмотрения данного дела.
В соответствии с частью 2 статьи 94 Закона поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, результаты отдельного этапа исполнения контракта, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
В силу пункта 6.1.17. Контракта к обязанности Подрядчика отнесена обязанность немедленно известить заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения работы;
- иных обстоятельств, влияющих на результаты выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика о возникших обстоятельствах, либо продолживший работу, не дожидаясь ответа на предупреждение, или, несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе ссылаться на указанные обстоятельства.
В рассматриваемом случае, Подрядчик о каких-либо трудностях, возникших в ходе исполнения Контракта, Заказчику не сообщал.
Информации, свидетельствующей об обратном, в материалы дела не представлено.
Равно как Поставщиком не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности надлежащим образом исполнить условия Контракта по независящим от него обстоятельствам.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Между тем, недобросовестность юридического лица определяется не его виной, то есть субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 определено, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что отсутствие у Индивидуального предпринимателя денежных средств на выполнение работ по Контракту нельзя признать обстоятельством непреодолимой силы, не позволившим ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта.
В рассматриваемом случае, осуществляя предпринимательскую деятельность на свой страх и риск, Подрядчик недобросовестно отнесся к своим обязанностям, предусмотренным Законом, действовал без должной степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась.
Таким образом, доказательств возникновения у Индивидуального предпринимателя вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России не представлено.
Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе не допущено.
2. В материалы дела Заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие факты существенного нарушения Индивидуальным предпринимателем условий Контракта.
3. Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.
Участие Индивидуального предпринимателя в электронном аукционе является добровольным и на стадии заключения Контракта ИП Асатрян Е.С. были известны абсолютно все условия такого Контракта. При этом Индивидуальный предприниматель должен был оценить все риски исполнения Контракта на стадии принятия решения об участии в конкурентной процедуре. Следовательно, подавая заявку на участие в электронном аукционе, ИП Асатрян Е.С. оценил свои возможности по исполнению Контракта и согласился со всеми его условиями.
В случае несогласия с какими-либо условиями электронного аукциона и подлежащего впоследствии заключению Контракта Подрядчик вправе был не принимать участие в аукционе либо, в случае возникновения вопросов, связанных с содержанием аукционной документации, вправе направить Заказчику запрос о разъяснении положений документации.
При этом такой запрос может быть направлен в случаях, если аукционная документация содержит противоречия, неточности, ошибки либо в ней отсутствует информация, необходимая для подготовки заявки на участие в аукционе.
В данном случае участник аукциона не обращался к Заказчику с запросом о разъяснении положений аукционной документации, из чего следует, что Подрядчику до подведения итогов электронного аукциона были понятны и ясны предъявляемые к предмету работ требования.
Своим бездействием Индивидуальный предприниматель не обеспечил соблюдение прав Заказчика относительно условий и срока исполнения Контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению Контракта.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что Поставщик не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него при исполнении Контракта, и в силу действующего гражданского законодательства влечет применение к нему мер как частно-правовой, так и публично-правовой ответственности.
Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения Контракта, и включение ИП Асатрян Е.С. в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 N ВАС-5621/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, включение информации в отношении Индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу ИП Асатрян Е.С., не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта послужило неисполнение ИП Асатрян Е.С. условий Контракта, при этом факт неисполнения условий Контракта установлен Комиссией на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и подтверждается материалами дела.
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение ИП Асатрян Е.С. условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, Индивидуальным предпринимателем также не предоставлено.
Оценка действий ИП Асатрян Е.С., совершенных им в ходе исполнения Контракта, в совокупности и взаимосвязи явно свидетельствует о допущенных Индивидуальным предпринимателем существенных нарушениях положений Контракта и необходимости на основании части 2 статьи 104 Закона, Правил ведения реестра включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года информацию об индивидуальном предпринимателе Асатрян Екатерине Сергеевне (ИНН: 710708419411; 300012, г. Тула, ул. Городской переулок, д.17, кв.48) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 03.06.2022 N Н.2022.26 на выполнение работ по ремонту подъездов (плитка, перила) многоквартирного дома по адресу: г. Тула, ул. Епифанская, д.33 (закупка N 0366200035622002318).
2. Датой включения информации в отношении индивидуального предпринимателя Асатрян Екатерины Сергеевны в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил ведения реестра в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
|
|
|
|
Приложение N 1
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
12.08.2022 |
16.08.2022 |
16.08.2022 |
0 |
16.08.2022 |
23.08.2022 |
22.08.2022 |
0 |
25.08.2022 |
23.08.2022 |
0 |
0 |
*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 22 августа 2022 г. N 071/06/104-865/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2022