Резолютивная часть решения оглашена 17.08.2022
В полном объеме решение изготовлено 19.08.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Областного государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный научно-производственный центр по охране культурного наследия Челябинской области" (далее - заказчик, ОГБУК "ГНПЦ по охране культурного наследия Челябинской области") о расторжении контракта с Обществом с ограниченной ответственностью Группа компаний "Абсолютные Системы" (далее - ООО ГК "Абсолютные Системы", Общество, подрядчик) в одностороннем порядке по решению заказчика, заключенного по итогам проведения электронного аукциона "В целях капитального ремонта выполнение работ по монтажу системы архитектурно-художественного освещения фасада объекта культурного наследия регионального значения "Дом, в котором в ноябре-декабре 1917 г. находился Челябинский городской комитет РСДРП(б) и революционный штаб охраны города", расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Труда, 88, в рамках субсидии на проведение капитального ремонта недвижимого имущества" (извещение N 0369200002921000026) (далее - аукцион), и о включении сведений об ООО ГК "Абсолютные Системы" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N 73/21ЦС от 03.12.2021, заключенного по итогам проведения аукциона, при дистанционном участии:
- представителя заказчика Ишмаевой Е.В., действующего на основании доверенности от 04.05.2022;
- директора ООО ГК "Абсолютные Системы" Агрелова С.В., действующего на основании решения N 1 единственного участника Общества от 19.11.2019,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 11.08.2022 поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО ГК "Абсолютные Системы" в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 12.11.2021 извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 164 249,46 рублей.
Контракт N 73/21ЦС от 03.12.2021 расторгнут по решению заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 10.08.2022.
Исходя из обращения ОГБУК "ГНПЦ по охране культурного наследия Челябинской области", подрядчик не приступил к выполнению работ, предусмотренных контрактом. В связи с этим, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.
Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс РФ), определяющей действие гражданского законодательства во времени, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе определено, что Закон о контрактной системе применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 2 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно части 3 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Пунктом 9.1 контракта предусмотрена возможность расторжения контракта путем одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ).
Материалами дела установлено, что на участие в рассматриваемом аукционе подана единственная заявка ООО ГК "Абсолютные Системы", которая признана аукционной комиссией соответствующей требованиям аукционной документации.
Контракт N 73/21ЦС заключен между заказчиком и ООО ГК "Абсолютные Системы" 03.12.2021.
Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что подрядчик обязуется в целях капитального ремонта выполнить работы по монтажу системы архитектурно-художественного освещения фасада объекта культурного наследия регионального значения "Дом, в котором в ноябре-декабре 1917 г. находился Челябинский городской комитет РСДРП(б) и революционный штаб охраны города", расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Труда, 88, в рамках субсидии на проведение капитального ремонта недвижимого имущества.
В силу пунктов 4.2, 4.3 контракта начало выполнения работ: с даты подписания контракта. Окончание выполнения работ: 25 марта 2022 г.
Исходя из материалов дела, в связи с тем, что ООО ГК "Абсолютные Системы" не приступило к выполнению работ, заказчиком в адрес Общества направлено письмо от 04.03.22 N 16-151, в котором указано на обязанность подрядчика незамедлительно приступить к выполнению работ.
По состоянию на 01.04.2022 подрядчик не приступил к выполнению работ, в связи с чем заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. от 01.04.2022).
ООО ГК "Абсолютные Системы" в адрес заказчика 06.04.2022 направлены письма N 2157 от 06.04.2022, N 2160 от 06.04.2022, в которых указано на невозможность выполнения работ в связи с отказом Государственного комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области в выдаче разрешения на проведение соответствующих работ по причине наличия замечаний в проектной документации и необходимости их устранения (письмо от 16.02.2022 N 03-15/400), а также в связи со значительным ростом цен на электроматериалы.
С учетом указанных обстоятельств, заказчиком 15.04.2022 принято решение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 01.04.2022.
Также, как следует из материалов дела, в период с апреля 2022 по июнь 2022 сторонами велась переписка по возврату денежных средств, уплаченных подрядчику в качестве аванса, в соответствии с пунктом 2.4.3 контракта (требование заказчика о возврате аванса от 08.04.2022, уведомления заказчика от 29.04.2022, от 22.06.2022, гарантийные письма подрядчика от 13.04.2022, от 14.04.2022, от 12.05.2022).
В связи с тем, что по состоянию на 29.06.2022 ООО ГК "Абсолютные Системы" не приступило к выполнению работ, заказчиком повторно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. от 29.06.2022).
Указанное решение размещено заказчиком 30.06.2022 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах". Данный документ направлен ООО ГК "Абсолютные Системы" 29.06.2022 заказным письмом на адрес, указанный в контракте, а также по электронной почте.
В связи с невозможностью получения заказчиком подтверждения о вручении ООО ГК "Абсолютные Системы" уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой надлежащего уведомления признана дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе, а именно 30.07.2022.
По истечении десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком 10.08.2022 в Реестре контрактов размещены сведения о расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с исполнением контракта, по следующим основаниям.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
Для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий договора о сроке выполнения работ (оказания услуг), необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.
Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить следующее.
Исходя из материалов дела, у ООО ГК "Абсолютные Системы" отсутствовала возможность выполнения работ, предусмотренных контрактом, в связи с отказом Государственного комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области в выдаче разрешения на проведение соответствующих работ по причине наличия замечаний в проектной документации и необходимости их устранения.
На заседании Комиссии представитель ОГБУК "ГНПЦ по охране культурного наследия Челябинской области" не оспаривал тот факт, что обязанность по внесению соответствующих изменений в проектную документацию возложена на заказчика.
Исходя из документов, представленных сторонами в материалы дела, о невозможности выполнения подрядчиком работ заказчику стало известно в начале апреля 2022 года. При этом, заказчиком не предприняты меры по устранению выявленных замечаний и внесению уточнений в проектную документацию в целях обеспечения подрядчику возможности выполнения работ по контракту.
В данном случае, указанное обстоятельство могло повлиять на процесс исполнения контракта подрядчиком, что, в свою очередь, не позволяет Комиссии сделать вывод о наличии достаточных оснований для включения ООО ГК "Абсолютные Системы" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, у заказчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения контракта. Фактически работы не выполнены подрядчиком, потребность заказчика не удовлетворена. Следует отметить, что объект, в отношении которого необходимо было выполнять соответствующие работы, относится к объектам культурного наследия регионального значения. Подрядчик, осознавая особый статус объекта, не предпринял мер в части незамедлительного информирования заказчика о невозможности выполнения работ по контракту, необходимости внесения заказчиком уточнений в проектную документацию, с учетом того, что о невозможности выполнения работ подрядчику стало известно в феврале 2022 года.
Комиссия критически относится к доводам ООО ГК "Абсолютные Системы" о значительном росте цен на электроматериалы, наложении арестов на банковские счета Общества, поскольку в силу части 1 статьи 2, части 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ указанные обстоятельства относятся к предпринимательским рискам подрядчика.
Комиссии не представляется возможным дать оценку действиям сторон в части возврата денежных средств, уплаченных подрядчику в качестве аванса, поскольку указанный спор относится к гражданско-правовым спорам, которые целесообразнее рассматривать в рамках судебного производства.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ОГБУК "ГНПЦ по охране культурного наследия Челябинской области" в отношении ООО ГК "Абсолютные Системы" (454091, г. Челябинск, ул. Российская, д. 275, неж. пом. 17, офис 61, ИНН/КПП 7451364451/745101001), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 августа 2022 г. N 074/10/104-2232/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2022