Резолютивная часть решения оглашена 23.08.2022
В полном объеме решение изготовлено 25.08.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Комитета дорожного хозяйства города Челябинска (далее - заказчик) о расторжении контракта с Обществом с ограниченной ответственностью "Региональный кадастровый центр" (далее - ООО "Региональный кадастровый центр", Общество) в одностороннем порядке по решению заказчика, заключенного по итогам проведения электронного аукциона N 21-94733Э на выполнение работ по разработке проектов организации дорожного движения и паспортизации на автомобильных дорогах общего пользования города Челябинска (изв. N 0169300000121001573) (далее - аукцион), и о включении сведений об ООО "Региональный кадастровый центр", его участниках, единоличном исполнительном органе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N 21-94733Э от 28.01.2022, заключенного по итогам проведения аукциона, при дистанционном участии:
- представителей заказчика Вавилонской М.Л., Кондратовой К.В., действующих на основании доверенностей от 10.01.2022, от 22.08.2022;
- представителей ООО "Региональный кадастровый центр" Малюкова А.А., Рулёвой О.К., действующих на основании доверенностей от 23.08.2022, от 22.08.2022,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 18.08.2022 поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Региональный кадастровый центр" в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 29.12.2021 извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 270 760,00 рублей.
Контракт N 21-94733Э от 28.01.2022 расторгнут по решению заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 15.08.2022.
Исходя из обращения Комитета дорожного хозяйства города Челябинска, Обществом нарушены условия исполнения контракта. В связи с этим, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.
Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 2 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно части 3 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Пунктом 8.1 контракта предусмотрена возможность расторжения контракта путем одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Материалами дела установлено, что победителем аукциона признано ООО "Региональный кадастровый центр" с предложением о цене контракта 4 417 473,60 рублей.
Контракт N 21-94733Э заключен между заказчиком и ООО "Региональный кадастровый центр" 28.01.2022.
Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что заказчик поручает, а проектировщик принимает на себя обязательства по разработке проектов организации дорожного движения и паспортизации на автомобильных дорогах общего пользования города Челябинска, в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту).
В силу пунктов 3.1, 3.2 контракта срок выполнения работ по настоящему контракту: с момента заключения контракта по 01.12.2022 г.
Работы выполняются в соответствии с Календарным графиком приема-сдачи работ (приложение N 4 к техническому заданию (приложение N 1 к контракту).
В соответствии с Календарным графиком приема-сдачи работ (приложение N 4 к техническому заданию) предусмотрены следующие сроки выполнения работ в 2022 году:
1. с даты заключения контракта - 10.06;
2. 11.06 - 10.08;
3. 11.08 - 10.10;
4. 11.10 - 01.12.
Исходя из материалов дела, ООО "Региональный кадастровый центр" приступило к выполнению работ по контракту (письма заказчика от 11.03.2022, от 11.05.2022, от 05.07.2022, письма проектировщика от 18.03.2022, от 22.03.2022, от 30.03.2022, от 22.04.2022, от 26.05.2022, от 27.05.2022).
Согласно письмам N 1800 от 15.06.2022, N 1800/1 от 15.06.2022 ООО "Региональный кадастровый центр" в соответствии с частью 1 статьи 716 Гражданского кодекса РФ, пунктом 5.5.5 контракта известило заказчика о приостановке работ по контракту в связи с ремонтом и реконструкцией проезжей части на объектах работ: улицах Гагарина (Ленинский р-н, 1 этап), Дзержинского (1 этап), Бажова (1 этап), Горького (Тракторозаводский р-н, 1 этап), Кулибина (2 этап), Первой Пятилетки (3 этап), 50-летия ВЛКСМ (3 этап), а также в связи с отсутствием ответов на запросы в письме заказчику от 27.05.2022 N 1735.
В соответствии с пояснениями представителей ООО "Региональный кадастровый центр" Общество с помощью передвижной дорожной лаборатории выполнило работы по обследованию участков дорожной сети, которые являются предметом контракта. Собранная информация необходима для определения текущего состояния дорог и принятия последующих проектных решений. Однако, осуществление работ по реконструкции проезжей части делает непригодным результаты обследования для использования их в принятии проектных решений. Данный факт предполагает необходимость повторного сбора данных с использованием передвижной дорожной лаборатории в отношении реконструируемых и ремонтируемых участков дорог в связи с изменением характеристик и профиля улиц.
Заказчиком в письме от 07.07.2022 N 037-01-05/9354 указано на отсутствие обстоятельств, создающих невозможность для завершения работ в регламентированный срок, а также указано на необходимость продолжения работ по контракту.
ООО "Региональный кадастровый центр" в соответствии с письмом N 1813 от 23.06.2022 направило заказчику на согласование 9 дорог по улицам Артиллерийская, Барбюса, Березовая, Василевского, Винницкая, Гончаренко, Дзержинского, Дружбы, Жукова.
В письме от 06.07.2022 N 037-01-05/9261 заказчиком Обществу отказано в согласовании графической части технических паспортов по представленным улицам.
Заказчиком, до завершения второго этапа работ (11.06 - 10.08), принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. от 04.08.2022) в связи с нарушением Обществом условий исполнения контракта.
Указанное решение размещено заказчиком 04.08.2022 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru. Согласно сведениям из единой информационной системы данный документ поступил проектировщику 04.08.2022 07:18 (МСК).
По истечении десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком 17.08.2022 в Реестре контрактов (реестровая запись контракта N 3745122790622000002) размещены сведения о расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий по следующим основаниям.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
Для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий договора о сроке выполнения работ (оказания услуг), необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.
Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить следующее.
ООО "Региональный кадастровый центр" приступило к выполнению работ по контракту.
В связи с наличием обстоятельств, препятствующих выполнению работ, Общество 15.06.2022 уведомило заказчика о приостановке работ по контракту. Вместе с тем, заказчик незамедлительно не отреагировал на уведомление о приостановке работ по контракту. Заказчик на указанное уведомление сформировал ответ только лишь 07.07.2022. Соответственно, фактически до 07.07.2022 приостановка работ по контракту действовала.
Более того, обстоятельства, указанные в уведомлении проектировщика о приостановке работ по контракту, могли повлиять на процесс исполнения контракта Обществом.
Следует отметить, что заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, не дождавшись завершения второго этапа работ (11.06 - 10.08). С учетом того, что окончание срока выполнения работ 01.12.2022, заказчик в материалы дела не представил доказательства факта невозможности выполнения Обществом работ по всем объектам в указанный срок.
Исходя из содержания части 3 статьи 307 Гражданского кодекса РФ, при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
В данном случае, указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии взаимодействия сторон в рамках исполнения рассматриваемого контракта, а также о непроявлении должной осмотрительности при исполнении контракта.
С учетом изложенного, антимонопольному органу не представляется возможным сделать однозначный вывод о включении ООО "Региональный кадастровый центр" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Комитетом дорожного хозяйства города Челябинска в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Региональный кадастровый центр" (454092, г. Челябинск, ул. Курчатова, д. 19, оф. 228, ИНН/КПП 7451363708/745101001), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 августа 2022 г. N 074/06/104-2322/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2022