Резолютивная часть решения оглашена 23 августа 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 26 августа 2022 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Управления по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского муниципального района о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее - ООО "ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Газоснабжение жилых домов в д. Нугуманово Кунашакского района Челябинской области" (извещение N 0169600014121000021) (далее - аукцион, закупка),
в присутствии (посредством видеоконференцсвязи) представителей Управления по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского муниципального района (далее - Управление, Заказчик): Каримовой А.Р., действующей на основании доверенности N 5 от 22.08.2022; Абдрафигиной О.П., действующей на основании доверенности N 7 от 22.08.2022;
- в присутствии представителя ООО "ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ": директора Смирнова А.С., действующего на основании решения единственного участника и выписки из ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступили обращения заказчика о включении ООО "ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Газоснабжение жилых домов в д. Нугуманово Кунашакского района Челябинской области" (извещение N 0169600014121000021) (далее - совместный аукцион, закупка).
Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 11.03.2021 извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 856 633,13 рублей.
Согласно представленным документам 02.04.2021 заказчик и общество заключили контракт N 0169600014121000021 по цене 1 580 005,65 рублей.
Как следует из обращения заказчика, обязательства по контракту обществом не исполнены. В связи с чем 04.08.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 17.08.2022.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 8 статьи 95 закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 6.2 контракта N 0169600014121000021 Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего Контракта в случае, если:
6.2.1. Подрядчик выполняет работы ненадлежащего качества, при этом недостатки не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
6.2.2. Подрядчик нарушил сроки выполнения работ, предусмотренные настоящим Контрактом;
6.2.3. Подрядчик не приступает к исполнению настоящего Контракта в срок, установленный настоящим Контрактом, или нарушает график выполнения работ, предусмотренный настоящим Контрактом, либо в ходе выполнения работ стало очевидно, что она не будет выполнена надлежащим образом в установленный настоящим Контрактом срок;
6.2.4. Отступления в выполнении работ от условий настоящего Контракта или иные недостатки результата выполнения работ в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми.
Кроме того, в силу пункта 6.3 контракта, Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего Контракта по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с положениями частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Так, Заказчиком 04.08.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 04.08.2022 указанное решение размещено в ЕИС во вкладке "Решение об одностороннем отказе".
При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ООО "ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ" посредством электронного документооборота заключен контракт N 0169600014121000021 от 02.04.2021 на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Газоснабжение жилых домов в д. Нугуманово Кунашакского района Челябинской области" (реестровый номер в ЕИС 3743802882021000024) (далее - контракт).
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Исходя из абзаца второго пункта 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что Подрядчик обязуется выполнить Проектно-изыскательские работы по объекту: "Газоснабжение жилых домов д. Нугуманово Кунашакского района Челябинской области", (далее - работы) в соответствии с условиями Контракта и Техническим заданием (Приложение 1), а Заказчик обязуется принять и оплатить работы, выполненные в соответствии с условиями Контракта и Техническим заданием.
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальные и конечные сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями муниципального контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
Пунктом 1.3 контракта предусмотрен Срок выполнения работ: начало выполнения работ по контракту - с момента заключения контракта, окончание выполнения ПИР - 26.07.2021, получение положительного заключения проведения проверки проектно-сметной документации и результатов инженерных изысканий в ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области" (далее - положительное заключение Госэкспертизы) - 27.09.2021.
Из пояснений представителей заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контрактов от 04.08.2022 следует, что, в нарушение условий контракта обязательства по нему исполнителем в объеме, предусмотренном условиями контракта, не выполнены.
При рассмотрении доказательств, представленных сторонами, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 3.3 контракта Исполнитель обязан, в том числе:
3.3.1. В сроки и качественно осуществить проектно-изыскательские работы по объекту: "Газоснабжение жилых домов д. Нугуманово Кунашакского района Челябинской области".
3.3.2. Представлять Заказчику по его требованию информацию о ходе выполнения работ по контракту по форме, в объеме и в сроки, содержащиеся в требовании Заказчика.
3.3.3. Устранить за свой счет в установленный Заказчиком разумный срок недостатки (дефекты), выявленные в процессе выполнения работ по контракту, при передаче результатов работ по контракту, при проведении государственной экспертизы, а также выявленные в ходе строительства или в процессе эксплуатации объекта, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ Подрядчиком и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а в случае если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки Заказчику и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с Гражданским законодательством Российской Федерации. В случае, если Заказчиком не указан срок для устранения выявленных недостатков (дефектов), такие недостатки (дефекты) должны быть устранены подрядчиком в срок не позднее 10 (десяти) дней со дня получения уведомления о выявленных недостатках (дефектах).
3.3.4. Оплатить Заказчику пени и/или штрафы в случае, если Заказчик выставил Подрядчику требование об их уплате, в порядке и сроки, предусмотренные Разделом 5 настоящего Контракта.
3.3.5. В случае наличия законодательных требований Подрядчик обязуется представить дополнительные документы - акты по установленным формам, справки, счета фактуры и иные документы.
Согласно пункту 7 "Основные характеристики объекта" Техническому задания (Приложение N 1 к контракту): "Объект расположен возле реки Теча. Инженерные сети и сооружения решить согласно выданным техническим условиям. Ориентировочная протяженность улиц 5,4 км. Ориентировочная протяженность подводящего газопровода 16 км. Ориентировочная протяженность сетей газоснабжения 32 км. Протяженность сетей уточняется в процессе проектирования. Количество домов/квартир: 156. Улицы: ул. Молодежная; ул. Труда; ул. пер. Труда; ул. Фарита Шакирова; ул. Школьная; ул. Дружбы; ул. Центральная".
Пунктом 9 Технического задания определены виды работ, а именно:
1. Сбор исходных данных для проектирования;
2. Выполнение инженерно-геодезических изысканий;
3. Выполнение инженерно-геологических изысканий;
4. Инженерно-гидрометеорологические изыскания;
5. Выполнение археологической разведки с получением положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы;
6. Разработка проектно-сметной документации;
7. Инженерно-экологические изыскания;
8. Изготовление проекта планировки и межевания объекта;
9. представлять интересы заказчика по доверенности при прохождении государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в том числе на предмет проверки достоверности определения сметной стоимости строительных работ в ОГАУ "Госэкпертиза Челябинской области";
10. Передача документации заказчику с положительным заключением государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в том числе достоверной сметной стоимости строительных работ.
Согласно пункту 13 Технического задания объемы выполняемых работ: "Запроектировать распределительный газопровод низкого, среднего и высокого давления от существующего газопровода высокого давления (уточняется при проектировании). Инженерные сети и сооружения решить согласно выданным техническим условиям. Ориентировочная протяженность улиц 5,4 км. Ориентировочная протяженность подводящего газопровода 16 км. Ориентировочная протяженность сетей газоснабжения 32 км.
При этом, пунктом 13 Технического задания предусмотрено, что протяженность сетей уточняется в процессе проектирования.
Кроме того, согласно пункту 13 Технического задания Подрядчику необходимо:
- выбор трассы газопровода, точку врезки произвести с участием представителя районной архитектуры и филиала АО "Газпром газораспределение Челябинск" в г. Кыштым с выездом на место;
- при необходимости получить технические условия на проектирование защиты газопроводов от электрохимической коррозии в отделе электрохимзащиты ООО "Газпром газораспределение Челябинск";
- гидравлический расчет газопровода от точки подключения до потребителей выполнить с учетом развития газоснабжения населенного пункта и подключения к нему перспективных потребителей;
- при разработке проекта нагрузки согласовать его с Заказчиком. До начала проектирования расчетную схему представить в ПТО АО "Газпром газораспределение Челябинск";
- все пересечения газопровода с искусственными преградами и прохождения в их охранных зонах выполнить согласно техническим условиям, выданными организациями, в ведении которых они находятся.
Согласно пункту 20 Технического задания сбор исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ (кроме указанных в пункте 19 Технического задания) Подрядчик осуществляет своими силами.
При этом пунктом 19 Технического задания предусмотрено, что Технические условия АО "Газпром газораспределение Челябинск", ПАО "Ростелеком, ОАО "МРСК-Урала" - "Челябэнерго", ГУ МЧС России по Челябинской области" предоставляются Подрядчику Заказчиком.
Из документов, представленных сторонами в материалы дела, установлено, то после заключения контракта сторонами велась активная переписка по вопросам исполнения контракта.
Так, Подрядчиком в адрес Заказчика направлены следующие письма:
- N 08-04/21 от 05.04.2021: Подрядчик запросил у Заказчика исходные данные, предусмотренные пунктом 19 Технического задания, а также список домов, которые должны быть подключены, с адресами и кадастровыми номерами домовладений.
- N 09-04/21 от 05.04.2021: о предоставлении информации о наличии (отсутствии) объектов культурного наследия, археологических раскопок, иной охранной деятельности на территории проектных работ; одновременно 09.04.2021 Подрядчиком подано заявление о выдаче ордера на производство земляных работ в Администрацию Кунашакского муниципального района;
- N 13-04/21 от 27.04.2021: Общество просит Заказчика согласовать трассу газопровода до деревни Нугуманово и уточняет дату, когда будут предоставлены исходные данные и информация, запрошенные ранее, с приложением предлагаемой трассировки газопровода;
- N 19-05/21 от 11.05.2021: направлена на согласование Заказчику схема узла выхода газопровода из земли для деревень Нугуманово, Султаново, Ямантаева;
- N 30-06/21 от 15.06.2021: в связи с не предоставлением Заказчиком согласования выбора трассы и узла выхода газопровода из земли, списка домов, подлежащих подключению к газопроводу, Подрядчик заявил о приостановлении выполнения проектно-изыскательских работ до получения от Заказчика акта выбора трассы;
- N 32-06/21 от 25.06.2021: запрос в Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области о выдаче технических условий на пересечение проектируемого газопровода с областной автомобильной дорогой общего пользования регионального или межмуниципального значения "Муслюмово-Нугуманово", с приложением ситуационного плана.
В ответ на указанный запрос Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области направлен отказ в выдаче технических условий (исх. N 01-7775 от 12.07.2021) ввиду того, что в обращении подрядчика отсутствуют сведения и документы, подтверждающие полномочия по владению объекта инженерных коммуникаций, а также полномочия по использованию земельных участков, предполагаемых под размещение объекта (газопровода), смежных с полосой отвода областной автодороги.
- N 48-09/21 от 21.09.2021: уведомление о приостановке работ до получения перечня домовладению, подлежащих подключению, с адресами и кадастровыми номерами.
В ответ на данный запрос письмом N 276 от 24.09.2021 Заказчик направил Подрядчику перечень домовладений, который составил 165 объектов капитального строительства, подлежащих газификации, а также письмом N 1195 от 22.09.2021 пригласил Общество принять участие в совещании по обсуждению вопросов по проектам, в том числе, на объект по контракту ("Газоснабжение жилых домов в д. Нугуманово Кунашакского района Челябинской области").
Из письма Общества N 54-10/21 от 12.10.2021 следует, что окончательный перечень Заказчиком не представлен, также, как и не представлена подрядчику информация по расходу газа на с. Новое Курманово и с. Сураково, предусмотренная пунктом 10 Технического задания, без которой, по мнению Общества, невозможно осуществить гидравлический расчет отвода газопровода.
Уточненный реестр домовладения представлен Обществу Заказчиком письмом N 1279 от 15.10.2021, перечень составил 163 объекта капитального строительства, в том числе неоформленных и не содержащих информацию о кадастровых номерах земельных участков, на которых они расположены. В данный перечень Заказчиком дополнительно включены: здание МОУ Нугумановская СОШ, здание котельной МОУ Нугумановская СОШ, здание МДОУ "Детский сад "Родничок", здание Фельдшерско-акушерского пункта (далее - ФАП).
В ответе N 56-10/21 от 21.10.2021 на указанное письмо Заказчика Общество сообщает, что максимальная нагрузка, рассчитанная на газификацию одного домовладения, в соответствии с условиями контракта, недостаточна для газификации общественных зданий, и Заказчику необходимо представить расчет потребности в тепле и топливе, с учетом всех жилых и общественных зданий, в целом по населенному пункту, подлежащему газификации, поскольку эти исходные данные потребуются как для проектирования, так и для дальнейшего прохождения Госэкспертизы.
Съемка участка проектирования для газоснабжения д. Нугуманово направлено на согласование Заказчику направлена Обществом письмом N 60-10/21 от 26.10.2021.
Письмом N 61-10/21 от 28.10.2021 Подрядчик запросил у Заказчика уточненную информацию об адресах домовладений, с учетом направленной съемки участка проектирования, информации по обоснованию расхода газа на участках с. Новое Курманово и с. Сураково, а также обновленные технические условия на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, с учетом жилых и общественных зданий. Данным письмом Общество также уведомило Заказчика о приостановлении выполнения работ до получения всей необходимой информации в порядке, предусмотренном статьями 328 и 719 ГК РФ.
Письмом N 07-02/22 от 15.02.2022 Общество направило на согласование Заказчику проект трассы газопровода (план сетей газоснабжения), в которую включены отводы к 160 домовладениям и сообщило о необходимости предоставления исходных данных по расходу газа и определения места подвода газопровода к общественным зданиям, предусмотренным письмом N 1279 от 15.10.2021, предоставления технических условий технологического присоединения на участках с. Новое Курманово и с. Сураково, обновленных технологических условий по населенному пункту д. Нугуманово, с учетом в том числе общественных зданий. Данным письмом Общество также уведомило Заказчика о приостановлении выполнения работ до получения всей необходимой информации в порядке, предусмотренном статьями 328 и 719 ГК РФ.
Вместе с тем, письмом N 14-02/22 от 21.02.2022 Общество направило Заказчику для согласования и проведения публичных слушаний проект планировки с проектом межевания территории.
Письмом N 330 от 22.02.2022 Заказчик запросил у Общества информацию о планируемой дате передачи проектной документации для прохождения Госэкспертизы и актуальном графике производства работ по контракту.
В ответе N 15-02/22 от 24.02.2022 Общество сообщило о невозможности предоставления графика производства работ до получения исходной информации от Заказчика, запрошенной подрядчиком ранее, а также технических условий на пересечение газопровода высокого давления с областной автодорогой.
Из документов, представленных в материалы дела и пояснений представителей сторон следует, что 25.02.2022 заказчик направил в адрес подрядчика решение об одностороннем расторжении контракта.
Антимонопольный орган отмечет, что данный документ имеет характер претензии, поскольку Заказчиком не предпринимались действия, которые предусмотрены статьями 95, 103, 104 Закона о контрактной системе в случае принятия им решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Постановлением N 264 от 02.03.2022 Администрацией Кунашакского муниципального района назначены публичные слушания по утверждению проекта планировки и проекта межевания территории линейного объекта "Газоснабжение жилых домов в д. Нугуманово Кунашакского района Челябинской области".
Письмом N 379 от 03.03.2022 Заказчик сообщил Обществу о максимальной нагрузке на объектах капитального строительства: котельная МОУ Нугумановская СОШ, Мечеть, ФАП, дом Культуры д. Нугуманово, а также социально-значимых объектах с. Новое Курманово и с. Сураково и предоставил схему газоснабжения и газификации Кунашакского муниципального района.
Антимонопольный орган отмечает, что Техническим заданием данные общественные здания не предусмотрены, дополнительное соглашение об изменении условий контракта в соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе не заключалось.
Письмом N 442 от 15.03.2022 Заказчик пригласил Общество принять участие в совещании по обсуждению вопросов по проектам, в том числе, на объект по контракту ("Газоснабжение жилых домов в д. Нугуманово Кунашакского района Челябинской области"), назначенном на 16.03.2022.
Согласно протоколу от 16.03.2022 рабочего совещания по вопросу сроков выполнения работ по контракту с участием представителей Заказчика, Подрядчика и Администрации, Заказчиком запрошены технические условия ПАО "Ростелеком" и АО "Газораспределение". По итогам совещания принято решение:
- об отмене решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 25.02.2022;
- об установлении подрядчику сроков выполнения работ по контракту в полном объеме, включая получение положительного заключения Госэкспертизы до 01.06.2022;
- о направлении исходных данных, предусмотренных пунктом 19 Технического задания, Обществу;
- об уточнении адреса каждого объекта капитального строительства, подлежащего газификации, в соответствии со съемкой участка проектирования для газоснабжения д. Нугуманово, в срок до 01.04.2022.
Письмом N 462 от 21.03.2022 проект трассы газопровода, представленный Управлению письмом N 07-02/22 от 15.02.2022, согласован Заказчиком, с приложением согласования Администрации Муслюмовского сельского поселения Кунашакского муниципального района - административно-территориальной единицы, в состав которой входит д. Нугуманово (исх. 59 от 15.03.2022).
Письмом N 488 от 25.03.2022 Заказчик сообщил об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 25.02.2022, в связи с тем, что техническая часть проекта, проект планировки и межевания выполнены Обществом.
Согласно заключению по итогам публичных слушаний по проекту от 01.04.2022, состоявшихся с участием директора Общества, постановлением N 454 от 06.04.2022 Администрации Кунашакского района проект планировки и межевания территории линейного объекта "Газоснабжение жилых домов в д. Нугуманово Кунашакского района Челябинской области" утвержден.
Письмом N 638 от 26.04.2022, в ответ на запрос Подрядчика от 28.02.2022, Заказчик передал Обществу технические условия н технологическое присоединение проектируемой сети газораспределения к существующим сетям газораспределения.
Письмом N 50-06/22 от 06.06.2022 Общество направило проектную документацию (раздел ТКР) на согласование в Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.
Из документов, представленных в материалы дела Обществом, а также пояснений сторон, следует, что Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (исх. N 01-5679 от 08.06.2022) отказало Обществу в согласовании представленной проектной документации ввиду того, что технические условия на проектирование, строительство и эксплуатацию газопровода в границах полосы отвода автомобильной дороги выдавалось Администрации Кунашакского района, Общество не является собственником объекта проектирования и не имеет полномочий на представление интересов.
Письмом N 1508 от 08.06.2022 обращение о согласовании проекта направлено в Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Администрацией Кунашакского района.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что 17.06.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое размещено в ЕИС во вкладке "Дополнительная информация о контрактах", а также вручено директору Общества 17.06.2022.
Заказчиком данное решение отменено 20.06.2022. Информация об отмене решения размещена в ЕИС 20.06.2022. Документом об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта также установлен срок исполнения обязательств по контракту Обществом до 17.07.2022.
Письмом N 58-07/22 от 01.07.2022 Общество сообщило Заказчику о необходимости оказать содействие в получении собственником объекта - Заказчиком согласования проектной документации в Министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.
Письмом N 02-6943 от 14.07.2022 Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области направило замечания по проекту Заказчику, которые переданы Подрядчику.
Из документов, представленных в материалы дела сторонами, следует, что проект с устраненными замечаниями направлен Подрядчиком Заказчику 15.07.2022, то есть в течение 1 рабочего дня с даты поступления замечаний, и от лица Администрации представлен в Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области письмом N 2001 от 15.07.2022.
Письмом N 68-07/22 от 25.07.2022 Общество известило Заказчика о необходимости урегулирования вопросов, требующих внесения изменений в технические условия пересечения объекта с автомобильной дорогой посредством проведения совещания с участием Заказчика, Подрядчика и представителей Министерства.
Заказчиком 29.07.2022 в адрес Общества в связи с неисполнением обязательств по контракту направлена претензия (исх. N 1025 от 29.07.2022).
В ответе на указанную претензию письмом N 70-08/22 от 03.08.2022 Общество сообщает о том, что исходные данные, предусмотренные пунктом 19 Технического задания, Заказчиком Подрядчику, в объеме, предусмотренном условиями контракта и необходимом для выполнения работ по нему, не предоставлены, в связи с чем выражает несогласие с претензией Заказчика.
Из документов, представленных Подрядчиком в материалы дела, также следует, что с просьбой о содействии в разрешении сложившейся ситуации, ввиду отсутствия надлежащего взаимодействия с Заказчиком, Общество обратилось к Заместителю Губернатора Челябинской области (письмо N 77-08/2022 от 11.08.2022).
На дату рассмотрения настоящего дела ответ на указанное письмо не получен.
Комиссия Челябинского УФАС России, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с исполнением контракта, по следующим основаниям.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, контрольный орган принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Пунктом 15 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), в том числе, в случаях:
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
При рассмотрении документов и сведений, представленных заказчиком, Комиссией установлено, что Общество добросовестно исполняло обязательства по контракту.
Так, разработаны и согласованы с Заказчиком проект трассы газопровода, проект планировки и межевания участка выполнения работ по проекту, предпринимались действия по согласованию технических условий на пересечение проектируемого газопровода с областной автомобильной дорогой общего пользования регионального или межмуниципального значения "Муслюмово-Нугуманово" с Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе, взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Вместе с тем, Комиссия отмечает отсутствие волеизъявления Заказчика осуществлять взаимодействие с Подрядчиком при исполнении контракта.
Так, документы, представленные в материалы дела, не подтверждают, как на дату расторжения контракта, так и на дату рассмотрения настоящего дела антимонопольным органом, предоставление Заказчиком Подрядчику исходных данных, предусмотренных пунктом 19 Технического задания. Так, не представлены актуальные Технические условия АО "Газпром газораспределение Челябинск", ПАО "Ростелеком, ОАО "МРСК-Урала" - "Челябэнерго", ГУ МЧС России по Челябинской области, ГУ Лесами Челябинской области.
При этом, на дату рассмотрения настоящего дела отсутствуют сведения о результатах согласования технические условия на пересечение проектируемого газопровода с областной автомобильной дорогой с Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, также, как и объеме устранения замечаний подрядчиком.
Доказательства несоответствия представленного подрядчиком проекта после устранения замечаний требованиям Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Заказчиком антимонопольному органу на заседании Комиссии не представлены.
Кроме того, Комиссия отмечает, что Заказчиком неоднократно в одностороннем порядке менялись данные об объеме работ по контракту. Так, неоднократно уточнялся перечень домовладений, подлежащих газификации. В результате в перечень включены объекты капитального строительства - общественные здания, что потребовало внесения изменений в проект трассы газопровода в части расчета максимальной нагрузки и условия проектирования в целом.
Доказательств необъективности требований Подрядчика в указанной части, также, как и отсутствия возможности оперативного предоставления перечня объектов капитального строительства, подлежащих газификации, заказчиком не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков. Если предусмотренное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению.
Согласно части 1 статьи 719 ГК РФ Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328 ГК РФ).
С учетом изложенного, принимая во внимание не исполнение Заказчиком обязанности, предусмотренной пунктом 19 Технического задания, а также отсутствие должного взаимодействия между Заказчиком и Подрядчиком, действия Общества по приостановлению выполнения работ до предоставления исходных данных в требуемом объеме не противоречит части 1 статьи 719 ГК РФ, части 2 статьи 328 ГК РФ, и не является доказательством недобросовестного поведения при исполнении контракта.
При этом из переписки также следует, что Общество явно не выражало отказ от выполнения работ, а также предпринимало меры для устранения замечаний, на которые указывали Заказчик и Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.
Учитывая обстоятельства настоящего дела, у Комиссии Челябинского УФАС России отсутствуют достаточные основания для признания в действиях ООО "ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ" недобросовестного поведения, что не позволяет включить сведения в отношении ООО "ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ", его директора и участника в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Управлением по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского муниципального района в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ" (ИНН 7459004362), его участников, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Газоснабжение жилых домов в д. Нугуманово Кунашакского района Челябинской области" (извещение N 0169600014121000021), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 августа 2022 г. N 074/06/104-2320/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2022