На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка в отношении администрации Хостинского внутригородского района МО г. Сочи при заключении договора ГПХ N66 от 17.11.2020 г. ИКЗ:203231902184123190100100020000000244 на проведение строительно-технических экспертиз многоквартирных домов Хостинского района города Сочи, в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю через ФАС России поступили обращения (исх. от 17.07.2022 Nб/н, исх. от 18.07.2022 Nб/н) Бронниковой Л.А., направленные также Аппаратом Правительства Российской Федерации (исх. от 20.07.2022 N П48-141114) о нарушении администрацией Хостинского внутригородского района МО г. Сочи Закона о контрактной системе при заключении договора ГПХ N66 от 17.11.2020 г. ИКЗ:203231902184123190100100020000000244 на проведение строительно-технических экспертиз многоквартирных домов Хостинского района города Сочи.
Администрацией Хостинского внутригородского района МО г. Сочи представлены письменные пояснения, перечень договоров с учетом дополнительных соглашений (с указанием: номера, даты заключения, суммы, предмета договора), заключенных с ГБУЗ КК "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" в 2020 году.
На основании п.3.33 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
Проведение внеплановой проверки назначено на 14 часов 00 мин. 04.08.2022 г.
На заседании Комиссии объявлен перерыв до 14 часов 00 мин. 17.08.2022 г.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:
1) утратил силу с 1 октября 2019 года. - Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона;
3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;
4) утратил силу с 1 января 2020 года. - Федеральный закон от 27.12.2019 N 449-ФЗ;
5) соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) утратил силу с 1 января 2020 года. - Федеральный закон от 27.12.2019 N 449-ФЗ;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Таким образом, Краснодарское УФАС России не наделено полномочиями по осуществлению контроля по исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.
В соответствии с п. 5) ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях: осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.
Согласно п.4) ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях: осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.
В обращении заявитель указывает, что администрацией Хостинского внутригородского района МО г. Сочи Закона о контрактной системе при заключении договора ГПХ N66 от 17.11.2020 г. ИКЗ:203231902184123190100100020000000244 на проведение строительно-технических экспертиз многоквартирных домов Хостинского района города Сочи не прописана ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципального контракта.
Согласно ч.15 ст.34 Закона о контрактной системе при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктом 1, пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), пунктами 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 - 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - 9, 11 - 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.
Из пояснений, представленных администрацией Хостинского внутригородского района МО городского округа город-курорт Сочи следует, что на основании протокола от 20.04.2022 N 473-ПРМ-ЮГ "по вопросу переселения граждан из домов, расположенных в границах имущественного комплекса санатория Орджоникидзе, в целях включения имущественного комплекса указанного санатория в федеральную адресную инвестиционную программу", Администрация Хостинского района 17.11.2020 года заключила гражданско-правовой договор N 66 "На выполнение работ по составлению строительно-технического заключения" с Государственным бюджетным учреждением Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" на сумму 362 853 (Триста шестьдесят две тысячи восемьсот пятьдесят три) рубля 30 копеек.
По результатам акта выполненных работ N 5200-000295 от 14.12.2020 г. произведена оплата на сумму 362 853 (Триста шестьдесят две тысячи восемьсот пятьдесят три) рубля 30 копеек.
Совокупный годовой объем закупок за 2020 год составлял 113 931 000 (Сто тринадцать миллионов девятьсот тридцать одна тысяча) рублей 00 копеек.
Таким образом, заключение указанного договора не противоречит ч.15 ст.34 Закона о контрактной системе.
Администрацией Хостинского внутригородского района МО г. Сочи представлены письменные пояснения, перечень договоров с учетом дополнительных соглашений (с указанием: номера, даты заключения, суммы, предмета договора), заключенных с ГБУЗ КК "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" в 2020 году.
Заказчиком - администрацией Хостинского внутригородского района МО г. Сочи представлены письменные пояснения, перечень договоров с учетом дополнительных соглашений (с указанием: номера, даты заключения, суммы, предмета договора), заключенных с ГБУЗ КК "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" в 2020 году на общую сумму (2 237 632,35 руб.) с учетом снижения 1 995 726,15 руб. :
-гражданско-правовой договор N 54 от 12.10.2020 на сумму 564 447,80 рублей - предмет договора: работы по составлению строительно-технического заключения, (дополнительное соглашение N 1 от 24.11.2020, в котором расчет стоимости снижен и составляет 443 494, 70 рублей.
-гражданско-правовой договор N 56 от 20.10.2020 на сумму 564 447,80 рублей - предмет договора: работы по составлению строительно-технического заключения, (дополнительное соглашение N 1 от 24.11.2020, в котором расчет стоимости снижен и составляет 463 653, 55 рублей.
-гражданско-правовой договор N 66 от 17.11.2020 на сумму 362 859,30 рублей - предмет договора: работы по составлению строительно-технического заключения.
-гражданско-правовой договор N 67 от 23.11.2020 на сумму 221 747,35 рублей- предмет договора: работы по составлению строительно-технического заключения, (дополнительное соглашение N 1 от 15.12.2020, в котором расчет стоимости снижен и составляет 201 588, 50 рублей.
-гражданско-правовой договор N 89 от 14.12.2020 на сумму 524 130,10 рублей- предмет договора: работы по составлению строительно-технического заключения.
Согласно план-графика 2020 года отражена сумма в размере 48 901357,99 без учета муниципального контракта, заключенного в 2018 году на период 2019-2020 год в размере 88 474 187,22 руб. "Комплекс услуг по санитарному содержанию дорог общего пользования местного значения на территории Хостинского внутригородского района города Сочи в 2019-2020 г.г".
Таким образом, с учетом вышеуказанного контракта совокупный годовой объем закупок на 2020 год составлял - 113 931 00,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы.
При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В представленном реестре контрактов имеются контракты, имеющие идентичные предмет и сроки исполнения обязательств.
Принимая во внимание тождественность предмета договоров - работы по составлению строительно-технического заключения, временной интервал, в течение которого заключены контракты, свидетельствует о наличии факта дробления для их заключения с единственным поставщиком. В результате заключения контрактов данный поставщик получил доступ к выполнению работ по максимально возможной цене, без участия в какой-либо конкурентной борьбе.
Допускаем, что при наличии возможности проведения закупки конкурентным способом действия Заказчика при заключении договоров с единственным поставщиком фактически были направлены на уклонение от исполнения требований действующего законодательства о контрактной системе, ухода от проведения конкурентных процедур и ограничения доступа хозяйствующих субъектов для участия на равных условиях по выполнению работ капитальный ремонт спортивного зала путем разбивки на разные работы, которые осуществлялись в рамках капитального ремонта.
Также о возможном нарушении свидетельствует судебная практика (Определение Верховного Суда РФ от 19.01.2022 г. N309-ЭС21-26288).
Таким образом, Заказчиком - администрацией Хостинского внутригородского района МО г. Сочи допущено нарушение ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.1, 2, 6 ст. 69 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки в указанных действиях Заказчика - администрации Администрацией Хостинского внутригородского района МО г. Сочи содержится нарушение ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе.
2. Материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства не передавать. В связи с истечением срока давности.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 августа 2022 г. N ВП-261/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2022