Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Детская городская поликлиника N 71" (далее - Заказчик);
ООО "Агентство по обращению с отходами" (далее - Заявитель) рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 20867-ЭП/22 от 15.08.2022) на действия СПб ГБУЗ "Детская городская поликлиника N 71" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по сбору, транспортированию и термическому обеззараживанию необеззараженных медицинских отходов класса "Б" и обеззараженных медицинских отходов класса "В" для нужд СПб ГБУЗ "ДГП N 71 в 2022 году (извещение N 0372200057522000064) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 15.08.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200057522000064.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 066 640,00 рублей.
Заказчик САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ДЕТСКАЯ ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА N 71".
В УФАС по г. Санкт-Петербургу обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Агентство по обращению с отходами" с жалобой на действия Заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд при проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору, транспортированию и термическому обеззараживанию необеззараженных медицинских отходов класса "Б" и обеззараженных медицинских отходов класса "В" для нужд СПб ГБУЗ "ДГП N 71 в 2022 году.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, комиссия Санкт-Петербургского УФАС России пришла к следующим выводам:
1. Согласно первому и второму доводам жалобы.
Заказчиком в Разделе 5 пункт 4.1 (в) Описания объекта закупки, установлено:
"в) место осуществления лицензируемых видов деятельности, в части размещения, по отходам, указанным выше - объект, расположенный на территории Санкт-Петербурга или Ленинградской области."
В Разделе 5 пункт 4.2 (в) Описания объекта закупки, установлено:
(в) место осуществления лицензируемых видов деятельности в части сбора, транспортирования по отходам, указанным выше - объект, расположенный на территории Санкт-Петербурга или Ленинградской области.
Из пояснений, полученных от Заказчика следует, что нахождение места нахождения за пределами Санки-Петербурга и Ленинградской области отходов лишает возможности заказчика исполнять обязанности по контролю исполнения условий контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона N 89-ФЗ) отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы обращения с медицинскими отходами установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее "СанПиН 2.1.3684-21").
СанПиН 2.1.3684-21 предусматривают специальный правовой режим обращения с медицинскими отходами, учитывая их специфику. Настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее - медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.
Как указано в пункте 164 СанПиН 2.1.3684-21 сбор, временное хранение и вывоз отходов следует выполнять в соответствии со схемой обращения с отходами, принято в данной организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность. Данная схема разрабатывается в соответствии с требованиями настоящих правил и утверждается руководителем организации.
Из положений СанПиН 2.1.3684-21 следует, что транспортировку медицинских отходов осуществляет специализированная организация, а место последующего обезвреживания и размещения медицинских отходов должно отвечать требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Главой III Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлены общие требования к обращению с отходами.
Статьей 13.3 Закона N 89-ФЗ определен перечень требований к территориальным схемам в области обращения с отходами, утверждаемым уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом согласно логического толкования ст. 13.3 Закона N 89-ФЗ схема обращения с медицинскими отходами конкретного юридического лица (ЛПУ, медицинского учреждения - Образователя медицинских отходов) не должна противоречить территориальной схеме конкретного субъекта РФ, на котором осуществляет свою деятельность медицинское учреждение.
Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя: схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.
Основные положения территориальной схемы базируются на документах стратегического планирования Российской Федерации, включая Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 г., утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., Государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды", Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. N 1662-р, Стратегию обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденную приказом Минприроды России от 14 августа 2013 г. N 298 (далее - Стратегия обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами).
Согласно пунктов 209, 210 СанПиН 2.1.3684-21 медицинская организация должна осуществлять контроль в области организации обращения с медицинскими отходами, что включает в себя "визуальную проверку (не реже 1 раза в месяц)".
Такая же норма предусмотрена в положении части 1 статьи 101 Закона N 44-ФЗ - необходимость осуществления Заказчиком контроля за исполнением поставщиком (исполнителем) условий контракта.
Так, у Заказчика отсутствует обязанность по экспедированию груза в другие регионы Российской Федерации.
Между тем, нахождение места обезвреживания, утилизации, размещения отходов за пределами Ленинградской области лишает возможности Заказчика исполнять обязанности по контролю исполнения условий контракта.
Также у Заявителя согласно положению контракта есть право привлечения субподрядных организаций по обезвреживанию, утилизации, размещению отходов, расположенных в пределах Ленинградской области и Санкт-Петербурга, что не находит своего подтверждения в доводе Заявителя относительно ограничения количества участников закупки.
Согласно положений аукционной документации у исполнителя есть право привлечения любого полигона для размещения отходов, образующихся при обезвреживании медицинских отходов, расположенных в пределах Ленинградской области и Санкт-Петербурга, что не находит своего подтверждения в доводе Заявителя относительно ограничения количества участников закупки.
Учитывая нормы Закона о контрактной системе, основной задачей осуществления закупок является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом о контрактной системе ограничений. При формировании технического задания заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Заявитель не предоставил документального подтверждения доводов жалобы, которые бы позволяли сделать вывод об ограничении конкуренции
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что на участие в рассматриваемой закупке подано 3 (три) заявки, которые допущены к участию в аукционе.
Снижение по результатам аукциона составило 54,51 %.
Таким образом, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС считает указанный довод жалобы не обоснованным.
2. Согласно доводу жалобы, Заявитель указывает, что указание на то, какие отходы должны образоваться у Исполнителя в результате уничтожения отходов Заказчика неправомерно и ограничивает участников торгов.
Комиссией Санкт-Петербургского УФАС установлено следующее.
В Описании объекта закупке (Техническое задание) содержаться следующие требования:
"4.6.5. Отходы, образуемые в результате обеззараживания / обезвреживания отходов, должны быть включены в федеральный классификационный каталог отходов в соответствии с Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 и соответствовать одному из следующих кодов:
-7 47 841 11 49 4 зола от сжигания медицинских отходов, содержащая преимущественно оксиды кремния и кальция;
или
-7 47 843 55 71 5 отходы обезвреживания медицинских отходов классов Б и В (кроме биологических) вакуумным автоклавированием насыщенным водяным паром измельченные, компактированные, практически неопасные;
или
-7 47 843 51 71 5 отходы обезвреживания медицинских отходов классов Б и В (кроме биологических) вакуумным автоклавированием насыщенным водяным паром измельченные, компактированные, содержащие преимущественно текстиль, резину, бумагу, практически неопасные."
Вместе с тем, согласно классификационному каталогу отходов, законодателем установлены исчерпывающие коды ФККО, относящиеся к конкретной группе отходов.
В соответствии с Описанием объекта закупки предусмотрено, что в случае если Исполнителем выбран метод обеззараживания/обезвреживания отходов термическим способом (сжигание) Исполнитель руководствуется требованиями, предусмотренными СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Предлагаемый Заявителем жалобы код ФККО -7 47 981 99 20 4 "золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов" не содержит в наименовании кода вид таких образуемых отходов после сжигания как "медицинские отходы".
Таким образом, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС считает указанный довод жалобы не обоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Агентство по обращению с отходами" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 августа 2022 г. N 44-2725/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2022