Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Сисева Н.И. - член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок,
в присутствии представителя ООО "Технострой": Дудикова Е.А. (доверенность б/н от 23.08.2022);
в присутствии представителей МБУ ДО "Детская школа искусств N 5 им. Ю.Б. Романова городского округа город Воронеж": Абатурина А.Л. (доверенность б/н от 22.08.2022) и Зозули В.Ю. (доверенность б/н от 22.08.2022),
рассмотрев обращение МБУ ДО Детская школа искусств N 5 им. Ю.Б. Романова городского округа город Воронеж о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Технострой", в связи с расторжением заказчиком контракта на выполнение работ по ремонту здания школы (ИКЗ 223365000461836610100100020014339244),
у с т а н о в и л а :
Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и разделом III Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" приняло к рассмотрению обращение заказчика - МБУ ДО Детская школа искусств N 5 им. Ю.Б. Романова городского округа город Воронеж (далее по тексту - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Технострой", в связи с расторжением заказчиком контракта на выполнение работ по ремонту здания школы (ИКЗ 223365000461836610100100020014339244).
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссией Воронежского УФАС России установлено следующее.
28.06.2022 на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 15.06.2022 г. N 0131300000622001185 между МБУ ДО Детская школа искусств N 5 им. Ю.Б. Романова городского округа город Воронеж и ООО "Технострой" был заключен контракт N 1-ЭА на выполнение работ по ремонту здания школы.
В соответствии с п.п 2.1, 2.2 контракта, услуги оказываются исполнителем в соответствии с требованиями технического задания (далее - ТЗ) (приложение N 1), являющегося неотъемлемой частью контракта.
Содержание и сроки оказания услуг определяются в календарном плане оказания услуг по охране от пожаров организаций и (или) населенных пунктов для (приложение N 2), являющемся неотъемлемой частью контракта.
В соответствии с приложением N 1 к контракту, подрядчику необходимо выполнить объем работ, определенный в ведомости объема работ и в смете.
Как следует из документов, представленных заказчиком и подрядчиком, по итогам осмотра объекта, на котором подлежат выполнению строительные работы, подрядчик обнаружил, что в сметном расчете не были учтены демонтажные работы, которые необходимо выполнить перед началом работ, указанных в ведомости и сметном расчете.
После заключения контракта, заказчик, установив факт того, что работы на объекте, в соответствии с графиком выполнения работ (приложение N 1) не были начаты направил в адрес подрядчика 27.06.2022, 28.06.2022, 29.06.2022 письма о предоставлении подрядчиком утвержденного графика выполнения работ, журнала проведения работ, списка работников, назначенных для выполнения работ.
30.06.2022 года ООО "ТЕХНОСТРОЙ" направило в адрес МБУДО ДШИ N5 ценным письмом с описью вложения уведомление о приостановлении работ, в связи с тем, что до начала выполнения работ необходимо решить вопросы о предоставлении проектной документации и увеличения объема работ, в связи с большим объемом демонтажных работ.
Письмом от 15.07.2022 (в ЕИС размещено 08.08.2022) заказчик направил в адрес подрядчика возражение на уведомление о приостановлении.
30.06.2022 года заказчик направил подрядчику письмо с требованием приступить к работе.
11.07.2022 ООО "ТЕХНОСТРОЙ" направило в адрес Заказчика уведомление об отказе от исполнения Контракта N1-ЭА от 27.06.2022 года ценным письмом с описью вложения, в связи с тем, что Заказчиком не оказывается содействие в решении вопросов о предоставлении проектной документации и увеличения объема работ, в связи с большим объемом демонтажных работ.
Заказчик сообщил, что указанное письмо получил. С отказом не согласился.
26.07.2022 года Заказчиком в ЕИС было размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 719 ГК РФ, подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328 ГК РФ).
Согласно ч.2 ст. 719 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу пункта 1 статьи 716 ГК РФ Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Согласно пункта 3 указанной статьи, если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 20.2 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени заказчика, лично под расписку или направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени заказчика, в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени заказчика, лично под расписку);
2) дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информации об отсутствии заказчика по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
15.07.2022года заказчик направил ответ на уведомление об отказе подрядчика от исполнения контракта, однако сам отказ исполнителя не был им оспорен в судебном порядке.
Документов, подтверждающих оспаривание отказа подрядчика от исполнения контракта в судебном порядке заказчик не предоставил.
Следовательно, датой настоящего уведомления заказчика о расторжении исполнителем контракта в одностороннем порядке является 15.07.2022 (дата, когда заказчику стало известно о расторжении исполнителем контракта).
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было принято 15.07.2022, то есть после того, как заказчику стало известно о расторжении подрядчиком 11.07.2022 контракта в одностороннем порядке.
Таким образом, заказчик совершил действия по принятию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в период с 15.07.2022 по 16.08.2022 по контракту, который уже был расторгнут.
Комиссия Воронежского УФАС России, рассмотрев все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав пояснения сторон, принимая во внимание тот факт, что рассматриваемый в рамках настоящего дела контракт расторгнут подрядчиком, учитывая выводы имеющейся судебной практики пришла к выводу о том, что при наличии факта расторжения контракта подрядчиком, о котором заказчик был уведомлен надлежащим образом, отсутствуют правовые основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений о подрядчике ООО "Технострой".
В соответствии с пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
В постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П Конституционным Судом Российской Федерации отражено, что применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. При этом суд принимает во внимание, что в ходе судебного разбирательства по спору о законности включения (не включения) соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков суд выясняет наличие обстоятельств, подтверждающих факты умышленных и недобросовестных действий поставщика, повлекших нарушение условий государственного контракта.
При этом, исходя из того, что включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности в сфере государственных закупок, суды устанавливают наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщиков, с позиции достаточности для применения инструмента административного реагирования на действия поставщика в сфере закупок. Объем исследования и оценка обстоятельств, подлежащих доказыванию по спорам о включении сведений в РНП, отличается от объема и оценки доказательств по делам, вытекающим из гражданскоправового спора, связанного с исполнением государственного контракта.
Не во всех случаях нарушение со стороны поставщика условий государственного контракта влечет включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков. Однако данное обстоятельство не является достаточным для вывода об отсутствии нарушения поставщиком гражданско-правовых обязательств и не свидетельствует об отсутствии ответственности поставщика перед заказчиком в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ, пунктом 13 Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),
р е ш и л а :
Отказать во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Технострой".
Резолютивная часть решения объявлена: 23.08.2022 года.
В полном объеме решение изготовлено: 25.08.2022 года.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Член Комиссии Н.И. Сисева
Член Комиссии И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 23 августа 2022 г. N 036/06/104-844/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2022