Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
рассмотрев посредством видеоконференции обращение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования N 25 с углубленным изучением отдельных предметов" (далее - Заказчик) (вх. N 5279 от 22.08.2022) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "МОРИНС" (далее - Общество, Подрядчик) (ИНН 7106019847; Красноармейский проспект, д. 34, пом. 15 г. Тула, 300041) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 13.07.2022 N 073714 на выполнение работ по смене трубопровода системы отопления г. Тула, ул. Калинина, д. 7 (ИКЗ N 223710502556671050100100030000000244) (далее - Контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
- генерального директора ООО "МОРИНС" Степанова Алексея Геннадьевича;
- в отсутствие представителей Заказчика, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела;
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО "МОРИНС" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам запроса о предоставлении ценовой информации.
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Закон не определяет порядок осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по основанию, указанному в пункте 4 части 1 статьи 94 Закона, и не устанавливает обязательность или возможность регламентации такого порядка на региональном уровне.
В целях реализации принципов статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях обоснования и применения общих правил определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) для обеспечения нужд Тульской области в соответствии с подпунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона, а также определения источников получения информации о ценах товаров, работ и услуг постановлением правительства Тульской области от 27.08.2015 N 404 утверждены Методические рекомендации по применению и обоснованию методов определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Методические рекомендации), а также внедрен сервис "Запрос цен для закупок малого объема". Данный сервис является составной частью региональной информационной системы в сфере закупок Тульской области (далее - РИС ТО), созданной постановлением правительства Тульской области от 31.12.2013 N 844 в соответствии с частями 7, 9 статьи 4 Закона.
Согласно пункту 11 Методических рекомендаций при определении цены контракта приоритетным для заказчика является метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка). Указанными Методическими рекомендациями также установлен ряд процедур, которые заказчик проводит для определения цены контракта с использованием сервиса РИС ТО "Запрос цен для закупок малого объема".
Пунктом 12 Методических рекомендации установлено, что запрос ценовой информации в обязательном порядке должен содержать следующие документы:
- проект контракта с указанием существенных условий его исполнения;
- техническое задание;
- сведения о ценовых предложениях, полученных в соответствии с подпунктом "а" Методических рекомендаций.
В соответствии с пунктом 15 Методических рекомендаций при наличии ценовых предложений цена контракта определяется на основании минимального ценового предложения, поданного в адрес заказчика.
Таким образом, указанный сервис используется исключительно для определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). По результатам маркетинговых исследований заказчик вправе, но не обязан, заключить контракт на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) с участником, предложившим наименьшую цену, и на заявленных заказчиком условиях.
Заказчик 12.07.2022 разместил на официальном сайте https://zakupki.tularegion.ru в РИС ТО в разделе "Запрос цен для закупок малого объема" запрос о предоставлении ценовой информации на выполнение работ по смене трубопровода системы отопления г. Тула, ул. Калинина, д. 7 (номер закупки в РИС ТО - 03663000405202200043, начальная (максимальная) цена контракта 40 994,84 рублей).
Указанный запрос цен размещен в соответствии с подпунктом "б" пункта 12 Методических рекомендаций.
По результатам проведенного запроса ценовых предложений на выполнение работ по смене трубопровода системы отопления г. Тула, ул. Калинина, д. 7 (номер закупки в РИС ТО - 03663000405202200043 от 12.07.2022) Заказчиком заключен контракт от 13.07.2021 N 073714 с ООО "МОРИНС" по цене 29900,00 рублей на основании минимального ценового предложения, поданного Заказчику.
Согласно пункту 1.1 Контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по смене трубопровода системы отопления г. Тула, ул. Калинина, д.7 (далее - работы), в соответствии со сметной документацией (Приложение N 1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные Подрядчиком работы в соответствии с условиями контракта. Подрядчик обязуется выполнить работы из своих материалов и с помощью своего оборудования.
В соответствии с п. 3.1 Контракта Подрядчик гарантирует выполнение работ в полном соответствии со сметной документацией (Приложение N 1 к контракту);
3.1.2. Обеспечение на объекте соблюдения необходимых мероприятий по охране труда и технике безопасности во время проведения работ.
3.1.3. Устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке выполненных работ.
Приложением N 1 к Контракту является сметная документация на работы, предусмотренные Контрактом.
В соответствии с пунктом 1.3 место выполнения работ: г. Тула, ул. Калинина, д.7.
На основании пункта 4.1. Подрядчик обязуется выполнить работы в сроки, установленные Контрактом.
Начало выполнения работ: с момента заключения Контракта.
Окончание выполнения работ: в течение 21 календарного дня с момента заключения Контракта.
В соответствии с пунктом 12 Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует по 31 декабря 2022 г.
Положениями раздела 5 Контракта определен порядок приемки выполненных работ.
Раздел 6 Контракта определяет права и обязанности сторон:
Обязанности Подрядчика выполнить все работы на объекте с надлежащим качеством, в соответствии с ГОСТами, СНиПами и другими нормативными документами Российской Федерации, регламентирующими выполнение работ по настоящему контракту.
В соответствии с пунктом 6.1.17. Подрядчик обязан немедленно письменно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения работы;
-иных обстоятельств, влияющих на результаты выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика о возникших обстоятельствах, либо продолживший работу, не дожидаясь ответа на предупреждение, или, несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе ссылаться на указанные обстоятельства.
Обязанности Заказчика осуществлять контроль за порядком и сроками выполнения работ в соответствии с условиями контракта и требованиями положений, (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил.
Оказывать содействие подрядчику в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом контракта, решение которых возможно только при участии заказчика.
Пунктом 13.3 Контракта установлено, что любое уведомление, которое одна сторона направляет другой стороне в соответствии с Контрактом, направляется в письменной форме почтой, (в том числе электронной), факсимильной связью либо иным доступным способом, оговоренным сторонами, с последующим представлением оригинала по адресу, указанному в Контракте.
Уведомление вступает в силу в день получения его лицом, которому оно адресовано. При невозможности получения подтверждения либо информации о получении уведомления, датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 5 (пяти) рабочих дней с даты направления уведомления.
Из материалов настоящего дела установлено следующее.
В срок, определенный Контрактом (по 03.08.2022 включительно), Подрядчик не приступил к исполнению работ, в связи с чем, 02.08.2022 Заказчик в адрес Подрядчика посредством электронной почты, согласованной в Контракте, направил письмо о необходимости выполнить работы, предусмотренные Контрактом.
04.08.2022 на адрес электронной почты Подрядчика Заказчиком была отправлена претензия с требованием выполнить работы, предусмотренные Контрактом и оплатить пени за просрочку исполнения работ.
Ответа на претензию в адрес Заказчика не поступало.
Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.
На основании части 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 12.4. Контракта Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В связи с тем, что Общество не приступило к исполнению Контракта и в установленный срок не выполнило свои обязательства по Контракту, 04.08.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 13.07.2021 N 073714 (далее - Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, Решение).
В соответствии с частью 12.2 статьи 95 Закона в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.
Анализ положений частей 12.1, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Комиссией установлено, что Решение 04.08.2022 было направлено в адрес ООО "МОРИНС" по почте заказным письмом (номер РПО 30004067007683); 05.08.2022 данное Решение вручено Подрядчику нарочно, о чем свидетельствует подпись Подрядчика о получении.
Из представленных в материалы дела документов и сведений Комиссией установлено, что с момента принятия Заказчиком Решения, в том числе с момента надлежащего уведомления Общества о принятии Заказчиком такого решения и до момента вступления его в силу, Подрядчиком не были предприняты все возможные меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, устранение нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Заказчиком указанного решения.
Как следует из пояснений ООО "МОРИНС", Общество не отрицает факт того, что 05.08.2022 было проинформировано относительно принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Таким образом, Общество после извещения о принятии Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта не воспользовалось своим правом, предусмотренным частью 14 статьи 95 Закона на устранение нарушения условий Контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения Заказчиком.
При этом у Комиссии нет оснований полагать, что Заказчиком создавались для Общества при исполнении Контракта препятствия, не позволившие ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, а так же устранить допущенные в ходе исполнения Контракта нарушения.
Следовательно, на момент рассмотрения Комиссией обращения Заказчика о размещении информации об ООО "МОРИНС" в реестре недобросовестных поставщиков, Решение вступило в законную силу и Контракт является расторгнутым.
Из устных пояснений представителя Общества следует, что при изучении сметной документации Подрядчиком была установлена ее недоброкачественность, а выполнение Подрядчиком работ, предусмотренных Контрактом, на условиях, определенных сметной документацией, могло привести к неполучению Заказчиком необходимого результата выполнения таких работ.
Представитель Общества пояснил, что относительно сложившейся ситуации между Подрядчиком и Заказчиком велись устные переговоры, которые не привели к разрешению такой ситуации.
При этом представитель Общества пояснил, что в письменном виде каких-либо обращений, уведомлений по возникшим вопросам Подрядчик Заказчику не направлял, каким либо иным образом наличие сложностей, возникших при выполнении работ, не фиксировал.
На основании изложенного, представитель ООО "МОРИНС" просит информацию об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.
Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В силу части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона.
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Частью 1 статьи 2 Закона определено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.
Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1. при существенном нарушении договора другой стороной;
2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
Вместе с тем, в силу статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 716 ГК РФ, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 716 ГК РФ, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Аналогичное положение предусмотрено частью 2 статьи 94 Закона, согласно которой Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, результаты отдельного этапа исполнения контракта, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.
Со слов представителя Общества, в процессе выполнения работ Подрядчиком был выявлен ряд обстоятельств, препятствующих выполнению работ в соответствии с условиями Контракта и создающих невозможность завершения работ.
Как было отражено выше, на основании пункта 13.3 Контракта любое уведомление, которая одна сторона направляет другой стороне в соответствии с Контрактом, направляется в письменной форме почтой (вытом числе электронной), факсимильной связью либо иным доступным способом, оговоренным сторонами, с последующим предоставлением оригинала по адресу, указанному в Контракте.
Уведомление вступает в силу в день получения его лицом, которому оно адресовано. При невозможности получения подтверждения либо информации о получении уведомления, датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 5 (пяти) рабочих дней с даты направления уведомления.
В рассматриваемом случае доказательства своевременного извещения Заказчика о возникших у Подрядчика сложностях при проведении работ по Контракту, либо о приостановке последним производства работ в связи с непригодностью и (или) недоброкачественностью предоставленной Заказчиком технической документации или по причине наличия иных, не зависящих от Общества обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок, в материалы дела не представлено.
При этом, как было упомянуто выше, представитель Подрядчика подтвердил факт отсутствия переписки между ним и Заказчиком по поводу возникших у него сложностей при выполнении работ, предусмотренных Контрактом.
Таким образом, в ходе рассмотрения данного дела установлено, что с момента заключения Контракта и до момента его расторжения Подрядчик не приступил к исполнению своих обязательств по Контракту, не совершил реальных действий по устранению возможных препятствий в его исполнении либо по уведомлению Заказчика о невозможности исполнения Контракта с указанием причин, что свидетельствует о недобросовестном поведении Подрядчика.
При таких обстоятельствах, следует признать, что невыполнение работы в установленный срок является нарушением существенных условий Контракта и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком Решения.
Информации, свидетельствующей об обратном, в материалы дела не представлено.
Ввиду данного факта Комиссия приходит к выводу о том, что Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не противоречит Закону и является обоснованным.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Между тем, недобросовестность юридического лица определяется не его виной, то есть субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 определено, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Доказательств возникновения у Общества вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России не представлено.
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В рассматриваемом случае, осуществляя предпринимательскую деятельность на свой страх и риск, Подрядчик недобросовестно отнесся к своим обязанностям, предусмотренным Законом, действовал без должной степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась.
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Подрядчиком условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, не предоставлено.
Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Заказчиком нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) не допущено.
2. В материалы дела Заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие факты существенного нарушения Обществом условий Контракта.
3. Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.
В рассматриваемом случае недобросовестность Общества выразилась в непредусмотрительном, ненадлежащем (при отсутствии объективных препятствий) исполнении своих обязанностей, возникающих из требований Закона к процедуре исполнения Контракта.
Так как Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры для надлежащего исполнения Контракта, то включение информации в отношении ООО "МОРИНС" в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Своим бездействием ООО "МОРИНС" не обеспечило соблюдение прав Заказчика относительно условий и срока исполнения Контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта, в свою очередь, влечет наложение на Общество санкции за недобросовестное исполнение Контракта.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 N ВАС-5621/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу общества, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами Закона информация об ООО "МОРИНС" подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года информацию об обществе с ограниченной ответственностью "МОРИНС" (ИНН 7106019847; Красноармейский проспект, д. 34, пом. 15 г. Тула, 300041; генеральный директор (учредитель (участник) Степанов Алексей Геннадьевич (ИНН 710602735135) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 13.07.2022 N 073714 на выполнение работ по смене трубопровода системы отопления г. Тула, ул. Калинина, д. 7 (ИКЗ N 223710502556671050100100030000000244).
2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью "МОРИНС" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
|
|
|
|
|
|
Приложение N 1
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
16.08.2022 |
18.08.2022 |
19.08.2022 (с учетом уведомления о несоответствии обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) |
1 |
23.08.2022 |
26.08.2022 |
25.08.2022 |
0 |
30.08.2022 |
30.08.2022 |
0 |
1 |
*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 25 августа 2022 г. N 071/06/104-897/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2022