Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференции обращение государственного учреждения здравоохранения Тульской области "Центр детской психоневрологи" (далее - Заказчик, Учреждение) (вх. N 5306 от 22.08.2022) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "СЕН" (ИНН 7107108264; ул. Тимирязева, д. 97, нежилое помещение 2, г. Тула, 300012) (далее - Общество, ООО "СЕН", Исполнитель) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 02.02.2022 N 0366200035621008492-ЦДП на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования для ГУЗ ТО "Центр детской психоневрологии" (закупка N 0366200035621008492), ИКЗ 212710602208571060100100360100000244), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
- - представителей Учреждения на основании доверенности;
- - представителя Общества на основании доверенности;
- - генерального директора ООО "СЕН",
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО "СЕН" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования для ГУЗ ТО "Центр детской психоневрологии" (закупка N 0366200035621008492) (далее - Закупка, электронный аукцион), в связи с существенным нарушением Исполнителем условий Контракта.
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация о Закупке размещены 30.12.2021 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система, ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 799 900,00 рублей.
02.02.2022 по итогам электронного аукциона между Заказчиком и ООО "СЕН" заключен Контракт на сумму 799 900,00 рублей.
Раздел 1 "Предмет Контракта" Контракта содержит следующие положения:
"1.1. В соответствии с настоящим Контрактом Исполнитель обязуется оказать услуги по техническому обслуживанию медицинского оборудования для ГУЗ ТО "Центр детской психоневрологии" (далее - услуги) согласно Перечню медицинского техники (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и техническому заданию (Приложением N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги.
1.2. Срок оказания услуг - с момента заключения контракта по 31 декабря 2022 года.
1.3. Место оказания услуг: Тульская обл., г. Тула, ул. Бундурина, д. 43".
Согласно пункту 6.4 Приложения N 2 "Техническое задание" к Контракту срок диагностики и определение неисправности Подрядчиком должен составлять не более 3-х рабочих дней с момента получения уведомления от Заказчика (заявка).
При этом, в соответствии с пунктом 12.3 Контракта любое уведомление, которое одна сторона направляет другой стороне в соответствии с Контрактом, направляется в письменной форме почтой (в том числе электронной), факсимильной связью либо иным доступным способом, оговоренным сторонами с последующим представлением оригинала по адресу, указанному в Контракте.
Уведомление вступает в силу в день получения его лицом, которому оно адресовано. При невозможности получения подтверждения либо информации о получении уведомления, датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 5 (пяти) рабочих дней с даты направления уведомления.
В разделе 13 Контракта его сторонами согласованы юридические и почтовые адреса, а также адреса электронной почты Заказчика и Исполнителя.
В соответствии с пунктом 3.1 Заказчик имеет право:
"3.1.1. Во всякое время проверять ход и качество услуг, оказываемых Исполнителем, не вмешиваясь в его деятельность.
3.1.2. Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта в одностороннем внесудебном порядке в соответствии с гражданским законодательством РФ и настоящим Контрактом.
3.1.3. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта провести экспертизу оказанных услуг с привлечением экспертов, экспертных организаций, выбор которых осуществляется в соответствии с Законом".
В соответствии с пунктом 3.2 Заказчик обязан:
"3.2.1. Принять результат оказанных услуг, а при обнаружении отступлений от условий Контракта, ухудшающих результат услуг, или иных недостатков в услугах немедленно уведомить об этом Исполнителя.
3.2.5. Провести экспертизу оказанных услуг для проверки ее результатов на соответствие условиям контракта в соответствии с Законом.
3.2.6. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если исполнитель не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения исполнителя".
В соответствии с пунктом 3.3 Исполнитель обязан:
"3.3.1. Оказать все услуги в объеме и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.
3.3.2. Оказывать услуги в полном соответствии с технической документацией на медицинскую технику и действующими нормами и правилами.
3.3.3. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
3.3.8. Нести ответственность перед Заказчиком за надлежащее оказание услуг по настоящему Контракту".
Пункт 6 Приложения N 2 "Техническое задание" к Контракту помимо прочего содержит следующие требования:
"6.1. На техническое обслуживание принимается исправная, полностью укомплектованная медицинская техника.
6.2. Подрядчик должен обеспечить выполнение объемов и сроков проведения специфических для данной модели оборудования работ, установленных сервисной документацией, и отразить их в журнале технического обслуживания оборудования эксплуатирующего подразделения Заказчика.
6.3. Услуги должны оказываться по технологии производителя медицинской техники.
6.5. Подрядчик обязан своевременно информировать Заказчика о техническом состоянии обслуживаемой медицинской техники, производить выдачу технических заключений о работоспособности оборудования, о целесообразности ремонта, составление дефектной ведомости, консультировать представителей Заказчика по правилам эксплуатации медицинской техники.
6.6. Услуги оказываются с применением необходимых инструментов и контрольно-измерительными приборами Исполнителя.
6.7. Техническое обслуживание должны проводиться в рабочее время Заказчика".
Пунктом 2 Приложения N 2 "Техническое задание" к Контракту утвержден следующий перечень услуг:
N п/п |
Наименование услуг |
Периодичность |
1. |
Плановое техническое обслуживание анализатора IMMULITE ONE/1000, артикул O0002-098, в составе: |
|
1.12 |
Замена расходных материалов и запасных частей |
|
1.12.1 |
KIT PREVENTIVE MAINTENANCE 12 / Набор профилактического обслуживания (12 месяцев), артикул 11353263 |
В течение срока действия договора по графику, согласованному сторонами |
1.12.2 |
MINI-SPIKE STERILE (5PK)/Зонд, артикул 10291707 |
В течение срока действия договора по графику, согласованному сторонами |
1.12.3 |
Элемент Пельтье |
В течение срока действия договора по графику, согласованному сторонами |
1.12.4 |
Плата считывателя штрихкодов |
В течение срока действия договора по графику, согласованному сторонами |
Пунктом 2.1 Приложения N 2 "Техническое задание" к Контракту утвержден следующий перечень расходных материалов, подлежащих замене при выполнении технического обслуживания:
N п/п |
Наименование принадлежностей |
Единица измерения |
Кол-во |
1. |
Набор KIT PREVENTIVE MAINTENANCE 12 / Набор профилактического обслуживания (12 месяцев), артикул 11353263 для планового технического обслуживания |
|
|
1.1 |
Пакет специальный Bag reclosable poly 10W |
шт |
1 |
1.2 |
Колесо прижима на челноке KIT SHUTTLE IDLER |
шт |
1 |
1.3 |
Фильтр вентилятора FILTER FAN ELECTRONICS |
шт |
1 |
1.4 |
Фильтр для канистр воды/промывочного раствора FILTER PLUG HYDROPHOBIC |
шт |
2 |
1.5 |
Пробирки для выполнения теста воды TUBE, ASSAY |
шт |
10 |
1.6 |
Трубка DRAIN TUBE 1/2INCH ID 10CM |
шт |
5 |
1.7 |
Кольцо уплотнительное наконечника большого дозатора O-RING, PLUNGER TIP 5000 UL |
шт |
1 |
1.8 |
Пластиковый наконечник дозатора большого шприца TIP, PLUNGER 5000 UL |
шт |
1 |
1.9 |
Пластиковый наконечник дозатора малого шприца TIP, PLUNGER 3 LAND |
шт |
1 |
1.10 |
Фильтр FILTER, COMPUTER IU |
шт |
1 |
1.11 |
Фильтр вентилятора FILTER, FAN |
шт |
1 |
1.12 |
Ведомые кольца O-RING, ETHYL PROP 70 DURO |
шт |
8 |
1.13 |
Кольцо прижима считывания тест-единиц O-RING, SILICONE 70 DURO |
шт |
1 |
2 |
MINI-SPIKE STERILE (5PK)/Зонд, артикул 10291707 |
шт. |
1 |
2.1 |
Полная совместимость с анализатором Immulite 1000 |
|
|
3 |
Элемент Пельтье |
шт. |
1 |
3.1 |
Полная совместимость с анализатором Immulite 1000 |
|
|
4 |
Плата считывателя штрихкодов |
шт. |
1 |
4.1 |
Полная совместимость с анализатором Immulite 1000 |
|
|
Разделом 4 Контракта установлен порядок сдачи и приемки результатов услуг.
В соответствии с пунктом 12.1 Контракта срок действия Контракта: с момента заключения Контракта по 15 февраля 2023 года (срок действия контракта включает сроки оказания услуг, период приемки результатов оказания услуг, в том числе экспертизы результатов оказанных услуг исполнителем по контракту, оплаты за оказанные услуги).
Из материалов настоящего дела установлено следующее.
15.04.2022 Заказчик направил Исполнителю на электронную почту, согласованную в разделе 13 Контракта, заявку (исх. N 01-07/397 от 15.04.2022) с просьбой произвести замену запчастей в соответствии с пунктом 1.12.3, 1.12.4 пункта 2 Приложения N 2 "Техническое задание" к Контракту в срок не позднее 01.05.2022.
Исполнитель в соответствии с указанной заявкой замену запчастей не осуществил, пояснения относительно невыполнения такой заявки Заказчику не направил.
16.05.2022 Заказчик сообщил Исполнителю (письмо исх. N 01-07/487 от 16.05.2022) о неисполнении ранее направленной заявки, а также запросил информацию о сроках замены обозначенных запасных частей.
Исполнитель замену запчастей не осуществил, пояснения относительно невыполнения заявки Заказчику не направил.
19.07.2022 Заказчик направил Исполнителю письмо исх. N 01-07/726, в котором сообщил о выходе из строя анализатора для проведения лабораторных исследований Immulite 1000/One по причине выхода из строя платы считывания штрих-кодов (пункт 1.12.4 пункта 2 Приложения N 2 "Техническое задание" к Контракту), в связи с чем просит срочно в срок до 23.07.2022 произвести работу по устранению неисправности (в случае необходимости заменить соответствующую запасную часть). Кроме того, Заказчик также указал на невыполнение ранее направленных требований по замене запасных частей без объяснения Исполнителем причин.
20.07.2022 Исполнитель направил Заказчику письмо исх. N 01-07/11, в котором сообщил, что необходимые работы не могут быть выполнены в связи со сложившейся ситуацией в стране (ограничение перевозок, запрет торговых операций вследствие применения международных санкций), при этом предложил Заказчику расторгнуть Контракт по обоюдному согласию.
Кроме того, Исполнитель в указанном письме проинформировал Заказчика о выполнении работ по техническому обслуживанию согласно пунктам 1.1 - 1.10.2 пункта 2 Приложения N 2 "Техническое задание" к Контракту.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что указанные работы не выполнены Обществом; сведения о проведенных работах в журнале технического обслуживания оборудования эксплуатирующего подразделения Заказчика не отражены.
От комментариев по вопросу отсутствия в журнале соответствующих отметок о проведенных работах представитель Общества на заседании Комиссии воздержался.
28.07.2022 Заказчик направил Обществу письмо исх. N 01-07/760, в котором указал, что Учреждением от ООО "ОМБ", являющегося поставщиком медицинских изделий в Российской Федерации, в том числе осуществляющего деятельность по реализации запчастей для анализатора Immulite 1000/One, получено информационное письмо (письмо ООО "ОМБ" исх. N 2022/07/28-01 от 28.07.2022) о наличии на дату 28.07.2022 на складе для заказа запчастей, необходимых для обслуживания и ремонта анализатора Immulite 1000/One.
На основании вышеизложенного Заказчик требует в течение 7 календарных дней с момента получения данного письма провести работы, указанные в ранее направленных заявках исх. N 01-07/397 от 15.04.2022, N 01-07/487 от 16.05.2022, N 01-07/726 от 19.07.2022.
09.08.2022 Исполнитель направил Заказчику письмо исх. N 01-07/13, в котором указал, что Общество также обратилось к ООО "ОМБ" с целью приобретения необходимых запасных частей, однако, получило ответ (письмо ООО "ОМБ" исх. N 2022/08/01 от 05.08.2022) об отсутствии на складе таких запчастей на анализатор Immulite 1000/One на дату 05.08.2022.
Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.
Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1. при существенном нарушении договора другой стороной;
2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Положениями статей 309, 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Статьями 779, 781 ГК РФ предусмотрено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Согласно статье 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).
Таким образом, условие о сроках выполнения услуг является существенным для договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 3 статьи 723 ГК РФ, применяемой к отношениям оказания услуг на основании статьи 783 ГК РФ, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
На основании статьи 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы (оказанной исполнителем услуги) должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам (услугам) соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
При изложенных выше обстоятельствах, следует признать, что не оказание предусмотренных Контрактом услуг в установленный срок является нарушением существенных условий Контракта, и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 12.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случае (но не ограничиваясь указанным):
- если отступления Исполнителя в услугах от условий контракта или иные недостатки результата оказания услуг в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми.
В связи с ненадлежащим исполнением Контракта ООО "СЕН" 08.08.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, Решение).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.
Анализ положений частей 12.1, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта сформировано с использованием единой информационной системы 08.08.2022.
Следовательно, датой поступления Исполнителю решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона считается дата размещения в единой информационной системе такого Решения - 08.08.2022.
Из представленных в материалы дела документов и сведений Комиссией установлено, что с момента принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в том числе с момента надлежащего уведомления Исполнителя о принятии Заказчиком такового и до момента вступления указанного решения в силу, Обществом не были предприняты все возможные меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, устранение нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Заказчиком указанного решения.
Следовательно, на момент рассмотрения Комиссией обращения Заказчика о размещении информации об ООО "СЕН" в реестре недобросовестных поставщиков, Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу и Контракт является расторгнутым.
Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В силу части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона.
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Анализ представленных в материалы дела доказательств и сведений позволил Комиссии прийти к следующим выводам.
Как было отражено выше, ООО "СЕН" не оказало услуги в установленные Контрактом сроки и не предоставило результат оказанных услуг, соответствующий условиям Контракта.
При этом, Общество не реагировало на претензии и требования Заказчика в период с 15.04.2022 по 19.07.2022; о возникших трудностях при исполнении Контракта в указанный период и не сообщало.
В ходе рассмотрения настоящего дела представители ООО "СЕН" не оспаривали факт молчаливого игнорирования исполнения обязательств по заявкам, направленным Заказчиком в адрес Общества.
Ответ от ООО "ОМБ" об отсутствии на складе необходимых запчастей получен Исполнителем 05.08.2022 и направлен Заказчику только 09.08.2022, то есть уже после принятия Заказчиком (08.08.2022) Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Вместе с тем, необходимо отметить, что письмо ООО "ОМБ", направленное Исполнителю, содержит информацию об отсутствии требуемых запасных частей исключительно на конкретную дату 05.08.2022.
При этом, каких-либо подтверждений, в том числе обращений к ООО "ОМБ", об отсутствии запчастей в период с 15.04.2022 (направление Заказчиком первой заявки) до 05.08.2022 и далее до момента вступления Решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу в материалы дела Обществом не представлено. Равно как не представлено доказательств обращения Общества к иным хозяйствующим субъектам в целях приобретения необходимых запасных частей, невозможности приобретения требуемых по Контракту запасных частей у иных хозяйствующих субъектов, кроме как ООО "ОМБ", Заявителем не представлено.
Таким образом, в ходе рассмотрения данного дела установлено, что с момента заключения Контракта и до момента его расторжения Исполнитель не приступил к исполнению своих обязательств по Контракту, не совершил реальных действий по устранению возможных препятствий в его исполнении либо по уведомлению Заказчика о невозможности исполнения Контракта с указанием причин, что свидетельствует о недобросовестном поведении Исполнителя.
Согласно пунктам 1-3 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Между тем, недобросовестность юридического лица определяется не его виной, то есть субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота.
Абзацем 2 пункта 1 статьи 401 ГК РФ установлено, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 указанной статьи).
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Разъяснениями, изложенным в абзаце 4 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", установлено, что не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Доказательств возникновения у Общества вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России не представлено.
Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Заказчиком нарушений, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещению в единой информационной системе, не допущено.
2. В материалы дела Заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие факты существенного нарушения Исполнителем условий Контракта.
Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности надлежащим образом исполнить обязанность по выполнению условий Контракта.
3. Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.
В рассматриваемом случае недобросовестность Исполнителя выразилась в непредусмотрительном, ненадлежащем (при отсутствии объективных препятствий) исполнении своих обязанностей, возникающих из требований Закона к процедуре исполнения Контракта.
Так как Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры для надлежащего исполнения Контракта, то включение информации в отношении ООО "СЕН" в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Своими действиями Общество не обеспечило соблюдение прав Заказчика относительно условий и срока исполнения Контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта, в свою очередь, влечет наложение на Общество санкции за недобросовестное исполнение Контракта.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 N ВАС-5621/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, включение Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Общества, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами Закона информация об ООО "СЕН" подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков информацию об обществе с ограниченной ответственностью "СЕН" (ИНН 7107108264; ул. Тимирязева, д. 97, нежилое помещение 2, г. Тула, 300012, генеральный директор, участник (учредитель) Навоян Шагане Егоровна ИНН 710519846873) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью "СЕН" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля (согласно Приложению N 1).
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Приложение N 1
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
19.08.2022 |
23.08.2022 |
22.08.2022 |
0 |
22.08.2022 |
29.08.2022 |
26.08.2022 |
0 |
31.08.2022 |
31.08.2022 |
0 |
0 |
*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 26 августа 2022 г. N 071/06/104-919/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2022