Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Башкортостанского УФАС России поступило заявление Заказчика о включении ИП Ишемьяров Радик Ринатович (далее - Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по закупке N 0301300403222000011 "Приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на территории муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан в 2022 году".
В соответствии с ч.7 ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Башкортостанским УФАС России проведена проверка факта неисполнения обязанностей по контракту.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан как уполномоченный орган при решении вопроса о включении информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков, в каждом случае должно дать полную и объективную оценку всем фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев представленные Заказчиком и Подрядчиком документы, Комиссией Башкортостанского УФАС России по решению вопроса о включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) либо отказе от включения такой информации в указанный реестр, установлено следующее.
02.06.2022 г. между Подрядчиком и Заказчиком был заключен контракт N 03013004032220000110001 сумма контракта 1 185 662,28 рублей.
Согласно контракту:
ПРЕДМЕТ КОНТРАКТА
1.1. Предметом Контракта является Приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Зилаирского района Республики Башкортостан.
1.2. В целях приобретения жилого помещения, Поставщик обязуется передать в муниципальную собственность жилое помещение: жилой дом общей площадью 35,3 кв.м., расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Зилаирский район, с.Зилаир ул.Лесоводов д.21 (далее - Объект), а Муниципальный заказчик обязуется принять указанный Объект в соответствии с Приложениями N1 (Описание объекта закупки), N2 (Передаточный акт) Контракта, и уплатить за него определенную в настоящем контракте цену.
1.3. Указанное жилое помещение принадлежит Поставщику на праве собственности на основании Выписки из ЕГРН, выданного межмуниципальным отделом по Зианчуринскому, Зилаирскому и Хайбуллинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан 01.03.2022 г. с кадастровым номером 02:25:040143:353.
В соответствии с частью 9 ст.95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 15.1 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 2. ст. 410 Гражданского кодекса РФ, в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
10.08.2022 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с неисполнением контракта в полном объеме, размещено в единой информационной системе 10.08.2022 г.
Подтверждение о получении отсутствует, таким образом, решение вступает в законную силу с учетом размещения в ЕИС, 22.08.2022 г.
Исходя из положения ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны прежде всего с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, и быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является специальным правовым институтом Закона о контрактной системе, которым заказчик при соблюдении нормативной процедуры выражает свое одностороннее волеизъявление на прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом.
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Автоматическое включение лица, нарушившего условия государственного контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым и без учета степени его вины несоразмерно ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке.
По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поставщиком представлены пояснения, из которых:
02.06.2022 в адрес Заказчика направлены документы о приемке жилого помещения по Контракту.
21.06.2022 Комиссией Заказчика составлен Акт обследования жилого помещения, приобретаемого для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Все обоснованные замечания Заказчика были устранены Поставщиком.
30.06.2022 Поставщик повторно направил в адрес Заказчика документы о приемке помещения. Дополнительно о необходимости явиться на приемку Заказчик был уведомлен письмом Поставщика Nб/н от 01.07.2022.
06.07.2022 Комиссия Заказчика прибыла на осмотр помещения, при этом фактически присутствовало всего лишь два человека из четырех, указанных в Акте повторного обследования жилого помещения от 06.07.2022, что свидетельствует о наличии признаков фальсификации указанного документа.
По итогам проведения осмотра Заказчик признал помещение непригодным для приобретения и указал перечень замечаний.
10.08.2022 Заказчик принял Решение N1 от 10.08.2022 об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с несоответствием помещения требованиям Контракта.
Поставщик не согласен с Актом и Решением об одностороннем отказе от исполнения контракта по следующим основаниям.
Согласно п. 1.5 Контракта приобретаемый Объект должен соответствовать санитарнотехническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Как следует из Акта повторного обследования от 06.07.2022 по результатам обследования жилого помещения Заказчиком выявлены замечания.
Вместе с тем, исходя из указанных в Акте замечаний невозможно определить, каким конкретно нормативным требованиям не соответствует жилое помещение. Акт составлен общими фразами и не содержит каких-либо обоснований. По этой причине Поставщик не имел возможности проверить выводы, содержащиеся в Акте. При этом подпись Поставщика в акте отсутствует.
Также к акту не приложены доказательства, подтверждающие обоснованность изложенных в нем обстоятельств. Принимая во внимание факт того, что на осмотр выехало всего два человека из четырех, а сам осмотр производился поверхностно, у Поставщика имеются дополнительные основания считать составленный акт недействительным.
Согласно ч. 6 ст. 94 Федерального закона N44-ФЗ, а также п. 2.13 Контракта по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.
В силу п. 7 ст. 94 Федерального закона N44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Однако согласно составленному Акту, приемочная комиссия состояла всего из четырех человек, а не менее чем из пяти человек, а сам акт не утвержден Заказчиком.
Пунктом 3.2.2 Контракта установлен порядок действий сторон в случае отказа от подписания акта: в случае отказа Муниципального Заказчика от подписания Передаточного акта, Сторонами в течение 5 календарных дней составляется двухсторонний акт с перечнем выявленных недостатков и отступлений и сроков их устранения. Передаточный акт Муниципальным заказчиком не подписывается до момента устранения выявленных недостатков. По истечении сроков, установленных двусторонним актом, Передаточный акт подписывается в соответствии с пунктом 3.2.1. настоящего муниципального контракта.
Однако двухсторонний акт с перечнем выявленных недостатков и отступлений, и сроков их устранения Заказчиком составлен не был.
При этом передаваемое Поставщиком помещение полностью соответствовало требованиям Контракта, санитарно-техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Более того, конечный получатель жилого помещения осматривал его и был удовлетворен техническим состоянием объекта, что также свидетельствует о необоснованности замечаний Заказчика.
В соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
10.08.2023 Поставщиком в адрес Заказчика направлена претензия с требованием:
- отменить Решение N1 от 10.08.2022 об одностороннем отказе от исполнения контракта;
- осуществить приемку жилого помещения общей площадью 35,3 кв. м., расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Зилаирский район, с. Зилаир ул. Лесоводов д.21 с подписанием Передаточного акта;
- произвести оплату стоимости жилого помещения в размере 1 185 662,28 рублей.
К претензии были приложены документы о приемке помещения. Дополнительно документы о приемке были направлены в адрес Заказчика посредством единой информационной системы, однако до настоящего времени указанные документы не рассмотрены, а приемка жилого помещения не осуществлена.
Для проверки помещения на соответствие требованиям Контракта, строительным и нормам и правилам Поставщик привлек независимого эксперта, который 29.08.2022 в 14 час. 00 мин. произвел осмотр жилого помещения. Заказчик был уведомлен о возможности участия в осмотре посредством телеграммы от 23.08.2022, однако своего представителя на осмотр не направил. В настоящее время экспертом по итогам осмотра готовится письменное заключение.
Таким образом, считаем отказ в приемке помещения неправомерным, а принятое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - незаконным.
Рассмотрев в совокупности материалы дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России приходит к выводу, что, основания для включения информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют. Подрядчиком предпринимались меры по исполнению контракта.
Позиция комиссии УФАС по РБ поддерживается как практикой территориальных органов ФАС России, так и судебной практикой. Заслуживают внимания следующие правовые акты:
1) Определение Верховного Суда РФ от 20.04.2022 N 307-ЭС22-4348 по делу N А26-2004/2021;
2) Определение Верховного Суда РФ от 15.01.2021 N 306-ЭС20-22753 по делу N А12-39526/2019;
3) Определение Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 306-ЭС20-20447 по делу N А12-39525/2019;
4) Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020 N 12АП-4709/2020 по делу N А12-39526/2019;
5) Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.10.2020 N Ф06-66062/2020 по делу N А12-39526/2019;
На основании вышеизложенного и руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Заказчиком о включении ИП Ишемьяров Радик Ринатович в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, не включать.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
22.08.22 |
25.08.22 |
24.08.22 |
0 |
24.08.2022 |
31.08.22 |
30.08.22 |
0 |
02.09.22 |
02.09.22 |
0 |
0 |
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 30 августа 2022 г. N РНП-02-258/22 (ключевые темы: жилой дом - исполнение контракта - односторонний отказ - реестр недобросовестных поставщиков - надлежащее извещение)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2022