Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Башкортостанского УФАС России поступило заявление Заказчика о включении ИП Игин Юрий Васильевич (далее - Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по закупке N 0801500001121000982 "Капитальный ремонт здания и прилегающей территории Поликлиники N1 ГБУЗ РБ Ишимбайская ЦРБ по адресу: РБ, г. Ишимбай, ул. Стахановская, д.75. 1 этап".
В соответствии с ч.7 ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Башкортостанским УФАС России проведена проверка факта неисполнения обязанностей по контракту.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан как уполномоченный орган при решении вопроса о включении информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков, в каждом случае должно дать полную и объективную оценку всем фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев представленные Заказчиком и Подрядчиком документы, Комиссией Башкортостанского УФАС России по решению вопроса о включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) либо отказе от включения такой информации в указанный реестр, установлено следующее.
18.10.2021 г. между Подрядчиком и Заказчиком был заключен контракт N 0801500001121000982 сумма контракта 29 127 415,44 рублей.
Согласно контракту:
1. Предмет контракта
1.1 Подрядчик обязуется выполнить работы Капитальный ремонт здания и прилегающей территории Поликлиники N1 ГБУЗ РБ Ишимбайская ЦРБ (далее - Работы), в объеме и в соответствии с локальным сметным расчетом (приложение N2 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик обязуется оплачивать эти Работы на условиях и в сроки согласно Контракта.
1.2. Место выполнения работ: ГБУЗ РБ Ишимбайская ЦРБ: Республика Башкортостан, г.Ишимбай, ул. Стахановская, д.75.
1.3. Сроки выполнения работ: с момента заключения контракта по 15.12.2021 г.
1.4. Идентификационный код закупки: 212026100377502610100108990044120243
В соответствии с частью 9 ст.95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 15.1 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 2. ст. 410 Гражданского кодекса РФ, в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
10.08.2022 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с неисполнением контракта в полном объеме, размещено в единой информационной системе 10.08.2022 г.
Подтверждение о получении отсутствует, таким образом, решение вступает в законную силу с учетом размещения в ЕИС, 22.08.2022 г.
Исходя из положения ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны прежде всего с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, и быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является специальным правовым институтом Закона о контрактной системе, которым заказчик при соблюдении нормативной процедуры выражает свое одностороннее волеизъявление на прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом.
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Автоматическое включение лица, нарушившего условия государственного контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым и без учета степени его вины несоразмерно ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке.
По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Со стороны Заказчика представлены пояснения, согласно которым:
В ходе исполнения Контракта, письмом исх. N 3229 от 19.10.2021 года Заказчик направил в адрес Подрядчика требование о предоставлении до начала работ - графика производства работ, приказы о назначении ответственных лиц, журнал входного контроля приемки материалов, журнал учета выполненных работ ( для удостоверения), представить на обозрение документы о профессиональной подготовке работников, а также с целью недопущения распространения короновирусной инфекции представить результаты предварительного медицинского осмотра лиц задействованных в производстве работ. Требование проигнорировано в части предоставления графика производства работ и ведения журналов.
20.10.2021 года, Подрядчик и Заказчик подписали Акт приемки-передачи Объекта, в соответствии с которым Подрядчик принял строительную площадку без замечаний.
Подрядчик 21.10.2021 года письмом N38 потребовал у Заказчика отключить электроэнергию и при этом потребовал предоставить точки подключения электроинструмента.
22.10.2021 года, письмом N 3293, сославшись на п.п. 4.1 Контракта, Заказчик уведомил Подрядчика о нарушении условий Контракта, в связи с тем что в течении 2 дней с момента заключения Контракта Подрядчик не приступил к производству работ, запрашиваемые документы не предоставил, потребовал уплаты штраф. Требование проигнорировано.
22.10.2021 года, письмом N 3296, в ответ на письма N38 и N39 от 21.10.2021 Подрядчика, Заказчик уведомил, о том, что не имеет правовых оснований вмешиваться в ход работы, при этом, согласовал производство работ в выходные и праздничные дни, вновь запросил документы необходимые для организации контроля качества работ. Кроме того, руководствуясь п.п. 16.6, 16.7, 16.7.1 Контракта уведомил о том, что в случае отказа Подрядчика приступить к выполнению работ, будет принято решение об одностороннем расторжении Контракта, потребовал уплаты штрафа. Требование проигнорировано.
Подрядчик письмом N40 от 25.10.2021 года вновь обратился к Заказчику с требованием предоставить точки подключения электроинструмента, а также точки подключения к водоснабжению на принятом им для производства работ Объекте, а письмами N41 и N42 сообщил, что предоставит график производства работ только по требованию лица осуществляющего строительный контроль, а также что начал работы с 20.10.2021 года, письмами N44, N45, 46 уведомил Заказчика о том что в смете отсутствуют работы, которые, по мнению Подрядчика необходимо выполнить, а также направил фото графика производство работ с датой 21.10.2021.
25.10.2021 года, письмом N 3313, Заказчик уведомил, что график производства работ представленный Подрядчиком, противоречит требованиям "СВОД ПРАВИЛ ИЗОЛЯЦИОННЫЕ И ОТДЕЛОЧНЫЕ ПОКРЫТИЯ" утверждённых Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 128/пр. далее СП 71.13330.2017, попросил внести корректировку, потребовал штраф за нарушение условий Контракта. Тем самым запретил выполнять отделочные работы до сдачи работ, а также устранения выявленных недостатков в смонтированной системе отопления, (в соответствии с требованиями п.п. 7.1.5. СП 71.1333.2017 Свода правил регламентирующего процесс производства отделочных работ). Устранение выявленных нарушений по требованию Заказчика должно было быть зафиксировано актом.
25.10.2021 года, письмом N3314, Заказчик направил Подрядчику требование об уплате штрафа за то что Подрядчик не приступил к работе в течении четырех дней с момента принятия Объекта. Требование проигнорировано.
Письмом N 50 от 25.10.2021 года, Подрядчик заявил, что начал работы с 25.10.2021 года.
28.10.2021 года, письмом 3342 (1-5), Заказчик повторно запросил у Подрядчика список работников и ответственных: лиц, направил Подрядчику требование об уплате штрафа за то, что Подрядчик не приступил к работе в течение шести дней с момента принятия Объекта, а также за отказ в предоставлении графика производства работ. Требование проигнорировано.
В письме N51 от 27.10.2021 года, Подрядчик заявил о своем отказе в проведении инструктажа по охране труда лиц выполняющих работы по капитальному ремонту, а также поставил в известность, что график производства работ был предоставлен на обозрение ответственному представителю Заказчика в связи с чем начисленный штраф считает незаконным.
28.10.2021 года, письмом 3361 (1-8), Заказчик уведомил Подрядчика о необходимости предоставить документы подтверждающие прохождение инструктажа по охране труда лицами выполняющими работы, а также направил требование об уплате штрафа за отказ в предоставлении графика производства работ. Требование проигнорировано.
28.10.2021 года, письмом N3353, Заказчик указал что отказ в предоставлении журнала работ, графика производство работ является недопустимым, направил требование об уплате штрафа.
Письмами N54 N55 от 29.10.2021 года, Подрядчик повторно заявил об отсутствии у него правовых оснований проводить инструктажи по охране труда, при этом заверил, что журналы и график ведутся, при этом отказался передать их Заказчику, а также сообщил что в связи выявлением работ не предусмотренных сметой, не выполнит работы в сроки установленные Контрактом.
29.10.2021 года, письмом 3386 (1-10) Заказчик потребовал у Подрядчика передать демонтируемое электротехническое оборудование по акту-приема передачи, в целях фиксации факта выполнения работ, в связи с отказом Подрядчика составления актов скрытых работ. Требование проигнорировано.
29.10.2021 года письмом N 3387 (1-11) - - Заказчик направил требование об уплате штрафа в связи с отказом Подрядчика в предоставлении, до начала производства работ, сертификатов соответствия, удостоверяющие качество прокладываемого кабеля силового, а также в связи с отказом в выполнении работ предусмотренных Разделом N1 Локального Сметного расчета N4, в части полного демонтажа электротехнического оборудования. Требование проигнорировано.
В письме N 58 от 01.11.2021 года, Подрядчик предложил провести техническое совещание, на котором разрешить вопрос по замене материала при монтаже системы отопления.
08.11.2021 года, письмом N 3450 (1-14) - Заказчик направил Подрядчику требование об уплате штрафа в связи отказом ведения документации на объекте, за внесение в журнал сведений, не соответствующих действительности, а также уведомил о намерении расторгнуть Контракт в одностороннем порядке. Требование проигнорировано.
В письме N 69 от 11.11.2021 года Подрядчик разъяснив Заказчику положения Закона 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" повторно уведомил о необходимости проведения технического совещания.
В письме N 70 от 16.11.2021 года Подрядчик, уведомил Заказчика о скором завершении работ по монтажу системы отопления, а также предупредил о необходимости выполнения работ по внутренней отделке помещений, не предусмотренных локальным сметным расчетом.
В письме N70 от 17.11.2021 года Подрядчик запросил у Заказчика технологические схемы системы отопления, указав что без них не имеет возможности завершить данный вид работ.
Рассмотрев в совокупности материалы дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России приходит к выводу, что, основания для включения информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют. Подрядчиком предпринимались меры по исполнению контракта.
Позиция комиссии УФАС по РБ поддерживается как практикой территориальных органов ФАС России, так и судебной практикой. Заслуживают внимания следующие правовые акты:
1) Определение Верховного Суда РФ от 20.04.2022 N 307-ЭС22-4348 по делу N А26-2004/2021;
2) Определение Верховного Суда РФ от 15.01.2021 N 306-ЭС20-22753 по делу N А12-39526/2019;
3) Определение Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 306-ЭС20-20447 по делу N А12-39525/2019;
4) Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020 N 12АП-4709/2020 по делу N А12-39526/2019;
5) Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.10.2020 N Ф06-66062/2020 по делу N А12-39526/2019;
На основании вышеизложенного и руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Заказчиком о включении ИП Игин Юрий Васильевич в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, не включать.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
22.08.22 |
25.08.22 |
24.08.22 |
0 |
24.08.2022 |
31.08.22 |
30.08.22 |
0 |
02.09.22 |
02.09.22 |
0 |
0 |
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 30 августа 2022 г. N РНП-02-260/22 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - исполнение контракта - односторонний отказ - подрядчик - журналы)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2022