Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя "_" (далее - ИП "_", предприниматель, заявитель) на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его комиссии по осуществлению закупок (далее - КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения", уполномоченное учреждение, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку расходного материала для эндоваскулярной хирургии (8) (Реестровый номер 221931) (извещение N 0852500000122001899) (далее - электронный аукцион, аукцион) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" (далее - заказчик),
в отсутствие представителей заказчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заявителя - "_" (доверенность от 11.05.2022), "_" (доверенность от 11.05.2022),
уполномоченного учреждения - "_" (доверенность N 24 от 29.12.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 8673э от 02.09.2022) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного учреждения, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 17.08.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение о проведении электронного аукциона с максимальным значением цены контракта 12408482,58 руб.
29.08.2022 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки N РИ1, N РИ2.
Протокол подачи ценовых предложений от 30.08.2022 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы 3 участниками закупки, лучшее ценовое предложение 2039719,06 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 112519058 (порядковый номер 1, присвоенный оператором) (заявитель).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.09.2022 электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что комиссией по осуществлению закупок принято решение о несоответствии требованиям, установленным извещением о проведении электронного аукциона, всех заявок на участие в закупке.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений уполномоченного учреждения, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
В жалобе указано, что комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонена заявка ИП "_" в связи с непредоставлением копии регистрационного удостоверения на предложенный к поставке товар по позиции N 281 описания объекта закупки.
КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения" были направлены (вх. N 8759э от 05.09.2022) пояснения по доводам жалобы, согласно которым комиссия по осуществлению закупок при рассмотрении документов и информации, руководствуясь инструкцией по заполнению заявки, установила, что в заявке предпринимателя отсутствовала копия регистрационного удостоверения (лист 1 приложения), соответствующего наименованию предложенного им товара, входящего в состав медицинского изделия.
В силу пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона,
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с электронным документом "Описание объекта закупки" заказчику по позиции N 281 требовался товар с наименованием "шприц-манометр для баллонного катетера, одноразового использования".
Согласно подпункту "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в том числе документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Аналогичная информация была установлена подпунктом "в" пункта 2 документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе (далее - закупка, аукцион) и инструкция по ее заполнению (далее - инструкция, требования)", прилагающегося к извещению об осуществлению закупки, а именно: "копия регистрационного удостоверения на медицинское изделие, выданного в соответствии с ч. 4 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с приложениями на всех листах) на предложенный участником в его заявке Товар, который подлежит регистрации на территории РФ;
в случае, если предлагается не установленное в инструкции (руководстве по эксплуатации) имеющегося в наличии у Заказчика оборудования медицинское изделие, в отношении которого производителем (изготовителем) подтверждена возможность совместного применения с медицинским изделием, имеющимся у Заказчика в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2022 года N 552 "Об утверждении особенностей обращения, включая особенности государственной регистрации, медицинских изделий в случае их дефектуры или риска возникновения дефектуры в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера", копия регистрационного досье на медицинское изделие".
На основании пункта 1 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных таким законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с данным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 такого закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 такой статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 данного закона.
Из представленных оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 8824э от 07.09.2022) на запрос Омского УФАС России (исх. N 03-6978э от 02.09.2022) заявок участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявки на участие в аукционе, участником закупки с идентификационным номером заявки 112519058 (ИП "_") по позиции N 281 был указан товар "устройство для раздувания баллона 20 мл".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0852500000122001899 от 01.09.2022 заявка предпринимателя отклонена со следующим обоснованием принятого решения: "На основании п. 1 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N 44-ФЗ отклонить заявку участника закупки в связи с непредставлением информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки. По позиции N 281 "Устройство для раздувания баллона 20 мл, Китай" отсутствует копия регистрационного удостоверения на предложенный участником товар, требование о наличии которого установлено в извещении о проведении электронного аукциона".
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных таким законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их комиссии по осуществлению закупок должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об охране здоровья) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, и медицинских изделий, зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила) установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 430 "Об особенностях обращения медицинских изделий, в том числе государственной регистрации серии (партии) медицинского изделия" регистрационное удостоверение на серию (партию) медицинского изделия оформляется в соответствии с требованиями пункта 56 Правил с указанием в нем дополнительно срока его действия, номера серии (партии) медицинского изделия, заводских номеров медицинских изделий (при наличии).
В подпункте "а" пункта 56 Правил определено, что в регистрационном удостоверении указываются сведения о наименовании медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению).
Форма регистрационного удостоверения, утвержденная приказом Росздравнадзора от 16.01.2013 N 40-Пр/13, зарегистрированного в Минюсте России 25.02.2013 N 27292, предусматривает обязательное указание наименования медицинского изделия и принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению.
Согласно пункту 23 раздела 3.1 ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" под копией документа понимается экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа.
Применение в совокупности и взаимосвязи указанных нормативных правовых актов, нормативно-технических документов и положений извещения о проведении электронного аукциона для данной закупки позволяет Комиссии сделать вывод о том, что заявка участника закупки должна содержать копию документа (регистрационного удостоверения), подтверждающего соответствие предлагаемого к поставке товара.
Представленные оператором электронной площадки документы и сведения свидетельствуют о том, что для товара с наименованием, указанным в заявке предпринимателем, копия соответствующего регистрационного удостоверения представлена не была.
Особо следует повторить, что требование о предоставлении копии регистрационного удостоверения на медицинское изделие (с приложениями на всех листах) на предложенный участником в его заявке товар содержалось непосредственно в требованиях к содержанию заявки на участие в электронном аукционе, которое носит императивный характер для участников закупки.
В жалобе указано, что качестве документа, подтверждающего соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в заявку заявителя были включены титульный лист регистрационного удостоверения от 25.05.2015 N РЗН 2015/2684 и лист 2 приложения к такому удостоверению на медицинское изделие "набор хирургический DFS для ангиографии".
При этом на титульном листе прилагаемого документа указано, что настоящее регистрационное удостоверение имеет приложение на двух листах.
Из доводов жалобы следует, а также установлено Комиссией при проверке сведений в государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (далее - реестр), содержащихся на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Режим доступа: https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch), регистрационное удостоверение с датой и регистрационным номером, приложенное к заявке предпринимателя, действительно размещено уполномоченным на ведение такого реестра органом без первого листа приложения к нему.
В качестве подтверждения наличия на 1 листе приложения заявленного предпринимателем товара в жалобе указано на информацию, имеющуюся в реестровой записи на такое медицинское изделие:
Однако к поданной заявителем жалобе прилагалась, в том числе копия регистрационного удостоверения от 25.05.2015 N РЗН 2015/2684 (со всеми листами приложения). Так, на 1 листе приложения определено, что в состав медицинского изделия "набор хирургический DFS для ангиографии" входит предложенное к поставке предпринимателем "устройство для раздувания баллона 20 мл" (пункт 11).
Указанное свидетельствует о том, что фактически у предпринимателя имелась возможность представить данный документ и на момент подачи заявки.
Согласно жалобе ИП "_" при подаче заявки для целей участия в спорной закупке было известно, что регистрационное удостоверение предоставляется не в полном объеме. Однако предпринимателем не были осуществлены действия по уточнению и восполнению недостающих сведений, например, путем направления соответствующего запроса производителю или в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения в порядке, предусмотренном пунктом 14 Правил, до принятия решения об участии в закупке.
Представителем предпринимателя на заседании Комиссии в рамках рассмотрения настоящей жалобы по существу даны пояснения о том, что копия регистрационного удостоверения со всеми листами приложения получена от производителя товара после того, как заявка на участие в закупке уже была подана.
Комиссия также указывает на то, что содержащееся в заявке ИП "_" наименование товара по позиции N 281 на момент рассмотрения заявок невозможно было сопоставить именно с регистрационным удостоверением от 25.05.2015 N РЗН 2015/2684, поскольку в заявке ИП "_" не содержалось информации, позволяющей соотнести позицию N 281 с указанным регистрационным удостоверением; при этом особо следует отметить, что копия данного регистрационного удостоверения была не единственной, в составе заявки помимо нее содержалось несколько копий регистрационных удостоверений.
Доводы заявителя о том, что такие сведения могут быть получены исходя из страны происхождения товара, отклоняются, так как товары со страной происхождения Китай были предложены участником и по иным позициям заявки.
Выводы предпринимателя об обязанности комиссии по осуществлению закупок осуществлять проверку наличия предлагаемого им товара в сведениях о регистрационном удостоверении путем ознакомления с информацией на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения также признаются несостоятельными по причине регламентированной Федеральным законом о контрактной системе обязанности участника закупки представлять в своей заявке документы, подтверждающие соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также требований извещения о закупке.
Необходимо также отметить, что регистрационное удостоверение в силу положений Федерального закона о контрактной системе является документом, подтверждающим соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, при невозможности однозначного сопоставления товара с таким документом, возникает риск закупки товара, не разрешенного к обороту на территории Российской Федерации (незаконного), что не соответствует вышеприведенным принципам результативности и эффективности осуществления закупок.
Пунктом 3 статьи 1 ГК РФ предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. При этом добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу, закрепленному в пункте 5 статьи 10 ГК РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Кроме того, Комиссия обращает внимание на то, что в силу части 5 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если таким законом предусмотрена документация о закупке).
В этой связи необходимо учитывать, что, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, участник закупки несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям извещения об осуществлении закупки или законодательства.
Следовательно, действия участника закупки, не проверившего достаточность содержащихся в заявке сведений, нельзя признать надлежащими и соответствующими основополагающим принципам гражданского законодательства и законодательства о контрактной системе.
Подавая заявку, заведомо не имеющую полных сведений, участник закупки несет риск наступления негативных последствий, в том числе связанных с ее отклонением.
Таким образом, участник закупки был ознакомлен с обозначенными выше требованиями и выразил безусловное согласие на их соблюдение.
Принимая во внимание указанное, Комиссия приходит к выводу о наличии оснований у уполномоченного учреждения для отклонения заявки предпринимателя, в связи с чем жалоба признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу индивидуального предпринимателя "_" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку расходного материала для эндоваскулярной хирургии (8) (Реестровый номер 221931) (извещение N 0852500000122001899) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
"_"
"_"
"_" |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 9 сентября 2022 г. N 055/06/48-724/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2022