Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев представленные бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Детская городская поликлиника N 5" (далее - БУЗОО "ДГП N 5", учреждение, заказчик) сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Строительная компания "ФОРМАТ" (далее - ООО "СК "ФОРМАТ", общество, участник закупки, победитель) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по устройству крытой колясочной здания поликлиники бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Детская городская поликлиника N 5" по адресу: г. Омск, Б. Хмельницкого, д. 146 (Реестровый номер 2022.058953) (извещение N 0352300021022000060) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видео-конференц-связи представителя победителя - "_", директора общества,
в отсутствие представителей заказчика, в извещении которого предприняты необходимые меры,
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 8711э от 02.09.2022) обращение заказчика о включении информации об обществе в Реестр и протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 17.08.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 162559,70 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 25.08.2022 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы 2 участниками закупки, лучшее ценовое предложение 157682,90 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 112489609 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенному также в указанную дату, победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ООО "СК "ФОРМАТ").
Информация о процедуре заключения контракта учреждения с победителем, размещенная на официальном сайте ЕИС в разделе "Сведения процедуры заключения контракта", свидетельствует о следующем:
ДАТА И ВРЕМЯ |
СОБЫТИЕ |
|
02.09.2022 10:15 (МСК) |
Размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 02.09.2022 |
|
02.09.2022 10:15 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 03523000210220000600001 переведена на этап "Контракт не заключен" |
|
02.09.2022 10:15 (МСК) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 02.09.2022 |
|
|
От электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Подписанный победителем проект контракта" от 02.09.2022 |
|
|
От электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 31.08.2022 |
|
31.08.2022 07:49 (МСК+3) |
Размещен документ "Доработанный проект контракта" от 31.08.2022 |
|
31.08.2022 07:49 (МСК+3) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Доработанный проект контракта" от 31.08.2022 |
|
|
От электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Протокол разногласий" от 30.08.2022 |
|
29.08.2022 06:10 (МСК+3) |
Размещен документ "Проект контракта" от 29.08.2022 |
|
29.08.2022 06:10 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 03523000210220000600001 переведена на этап "Подписание поставщиком" |
|
|
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Проект контракта" от 29.08.2022 |
02.09.2022 общество было признано уклонившимся от заключения контракта, о чем в этот же день заказчик на официальном сайте ЕИС и электронной площадке разместил протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта N ППУ20_1. На официальном сайте ЕИС также прикреплен файл с обращением заказчика в Омское УФАС России для включения информации об участнике закупке в Реестр.
В данном протоколе основанием признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта названо невыполнение таким участником требований части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе.
В отношении факта, являющегося основанием для отказа от заключения контракта, указано следующее: "Проект контракта не подписан участником закупки, получено уведомление из единой информационной системы".
В этот же день БУЗОО "ДГП N 5" на основании части 7 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе направило для подписания проект контракта участнику закупки, заявке которого присвоен второй номер и который не отозвал такую заявку (ООО "ПРЕСТИЖ - ЛТФ").
2. Рассмотрев представленные материалы и заслушав пояснения представителя общества, в результате проверки фактов представленных сведений на основании части 7 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия считает, что сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Строительная компания "ФОРМАТ" не подлежат включению в Реестр, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных данным законом, с иным участником закупки (далее в такой статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если данным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 такой статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с данным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном такой статьей.
Частью 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 данной статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе,
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 такого закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с данным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 такого закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 данного закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная таким подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" такого пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 данного закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 такого закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных данным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 данного закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии);
Во исполнение части 2 указанной нормы БУЗОО "ДГП N 5" 29.08.2022 был сформирован и размещен проект контракта.
В силу части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 такой статьи проекта контракта, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с данным законом (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 такого закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с данным Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 данной статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 такой статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
30.08.2022 участником закупки был размещен протокол разногласий по проекту контракта. Такой протокол был направлен победителем в целях корректировки положений проекта контракта о системе налогообложения, применяемой обществом.
На основании части 4 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 такой статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 данной статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 такой статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 данной статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 данной статьи, подлежит обязательному учету.
Учреждением 31.08.2022 был повторно направлен на подпись проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки.
Согласно части 5 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 такой статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 данной статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных таким законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 данной статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Также на основании частей 4 и 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с данным законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, с момента признания ООО "СК "ФОРМАТ" победителем электронного аукциона у него возникли фактически две самостоятельные обязанности: подписать проект контракт и представить надлежащее обеспечение исполнения контракта; при этом неисполнение каждой из них является самостоятельным основанием для признания лица уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 такой статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 данной статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 такой статьи) и частью 5 данной статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 такой статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 такой части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Заказчик, руководствуясь частью 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе, предпринял поименованные в такой норме меры.
В силу частей 2 и 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Согласно пункту 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Омским УФАС России было направлено по адресу электронной почты общества: mtx5577990@mail.ru и по адресу, указанному в заявке на участие в закупке: Новая ул., д. 1 Г, Омская область, Омский район, д. Петровка, 644504, письмо (исх. N 03-7003 от 05.09.2022) с предложением о представлении в срок не позднее 07.09.2022 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений об ООО "СК "ФОРМАТ" в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо содержало также уведомление о рассмотрении 09.09.2022 в 11 час. 20 мин. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос Омского УФАС России победителем представлены (вх. N 8872э от 08.09.2022) пояснения по вышеизложенным фактам, свидетельствующие о трудностях, возникших при заключении контракта, а также указывающие на осуществление им действий, направленных на его заключение, состоящие в следующем.
Из содержания пояснений следует, что в период, отведенный для подписания проекта контракта (с 31 августа по 1 сентября 2022 года), у участника закупки возникли обстоятельства, препятствующие совершению предусмотренных законом мер.
Участником закупки сообщено, что правом электронной подписи от имени общества обладает исключительно директор, который 31.08.2022 с целью исполнения обязательств по другим ранее заключенным контрактам был направлен в командировку в г. Тара Омской области.
При этом сотруднику ООО "Акцепт Трейд", с которым общество заключило договор N 7/ТС/2022 от 10.01.2022 об оказании услуг по тендерному сопровождению, в период с 31 августа по 1 сентября 2022 года связаться с директором общества для подписания проекта контракта не представлялось возможным ввиду отсутствия технической возможности подключения к сети "Интернет" и мобильной связи.
В подтверждение указанных обстоятельств победителем представлены копии следующих документов:
- приказ ООО "СК "ФОРМАТ" N 4 от 29.08.2022 "О направлении работника в командировку",
- договор N 7/ТС/2022 от 10.01.2022 об оказании услуг по тендерному сопровождению, заключенный между ООО "СК "ФОРМАТ", ООО "Акцепт Трейд", согласно пунктам 1.1 и 4.1.9 которого исполнитель по такому договору осуществляет обязанности по подписанию выигранных контрактов от имени заказчика на электронных площадках и работе с электронной подписью заказчика с его рабочего места путем подключения по сети "Интернет" через программу для удаленного рабочего стола (AnyDesk).
- письмо ООО "Акцепт Трейд", в котором указаны причины пропуска срока подписания проекта контракта,
- письмо от имени БУЗОО "Тарская ЦРБ", в котором уполномоченном лицом подтвержден факт личного присутствия директора общества в период с 31.08.2022 по 01.09.2022 в г. Тара на рабочих встречах для обсуждения вопросов, связанных с исполнением ранее заключенного контракта.
К объяснениям победителя также было приложено платежное поручение N 93 от 30.08.2022 на сумму 7884,15 руб. (то есть в размере 5 % цены контракта, предложенной обществом в ходе подачи ценовых предложений, в соответствии с установленными в извещении о проведении электронного аукциона преимуществами на основании части 3 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, паводок, аномальные атмосферные осадки, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен. Они характеризуются чрезвычайностью (исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях) и непредотвратимостью (любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий).
Доказательств возникновения у общества каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших подписанию контракта, возникших вследствие именно непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в Омское УФАС России не представлено.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Совершая действия (бездействие) в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник закупки должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения контракта в дальнейшем.
Хронология заключения контракта наглядно свидетельствует о том, что в установленный частью 5 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе процессуальный срок, победитель проект контракта не подписал.
Кроме того, Комиссия отмечает следующее.
В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указано, что нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Неподписание проекта контракта и непредоставление обеспечения исполнения контракта в срок (каждое из указанных обстоятельств является самостоятельным основанием для включения в Реестр), свидетельствует о небрежности и неприменении необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность его подписания.
Комиссией установлено, что о возникновении каких-либо обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта, победитель электронного аукциона заказчика не уведомлял.
Однако при этом Комиссия не усматривает в действиях (бездействии) участника закупки намерения уклониться от заключения контракта, а равно недобросовестного поведения, поскольку материалами дела подтверждено, что в пределах регламентированного законом срока ООО "СК "ФОРМАТ" на счет заказчика были внесены денежные средства для целей предоставления обеспечения исполнения контракта, участником закупки за пределами установленного срока (02.09.2022 в 06:35 МСК), но до признания его уклонившимся от заключения контракта (02.09.2022 в 10:17 МСК) был подписан проект контракта.
Дополнительно Комиссия отмечает, что из представленной оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 8825э от 07.09.2022) на запрос Омского УФАС России (исх. N 03-7003 от 05.09.2022) информации следует, что общество в период с 31.08.2022 по 01.09.2022 на такой электронной площадке не совершало действий, требующих электронной подписи, в том числе посредством участия в электронных процедурах.
Комиссия считает, что обществом в срок до признания его уклонившимся от заключения контракта были осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта, которые по смыслу пункта 14 Правил являются основанием для принятия решения контрольным органом в сфере закупок об отказе во включении информации об участнике закупки в Реестр.
Установленные обстоятельства, по мнению Комиссии, свидетельствуют об отсутствии реального намерения у участника закупки уклониться от заключения контракта, следовательно, сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Строительная компания "ФОРМАТ" не подлежат включению в Реестр.
3. Комиссией при осуществлении внеплановой проверки в рамках рассмотрения настоящих сведений были выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать такому закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
Принципами, на которых основывается контрактная система в сфере закупок согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе, являются, в том числе принципы открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 7 Федерального закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 такой статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная Федеральным законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 данного закона, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании части 5 указанной нормы информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 такой статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если данным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 такого закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 данного закона (при наличии такого требования).
Из пункта 3 части 2 названной статьи следует, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным законом, должно содержать в виде электронного документа требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с таким законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
Комиссия отмечает, что извещение о проведении электронного аукциона, сформированное заказчиком на официальном сайте ЕИС, в разделе "требования к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ" содержало информацию "установлено", при этом конкретные требования, предъявляемые к участникам закупок, нормативное обоснование таких требований раскрыты не были.
Вместе с тем согласно электронному документу "требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" участникам закупок для подтверждения рассматриваемого требования в составе своей заявки надлежало представить определенные документы: выписку из реестра членов саморегулируемой организации, выданной по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86, или копию такой выписки.
Объектом данной закупки является выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по устройству крытой колясочной здания поликлиники бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Детская городская поликлиника N 5" по адресу: г. Омск, Б. Хмельницкого, д. 146.
Абзацем третьим пункта 1 статьи 49 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено данным Кодексом.
При этом в части 4.1 статьи 48 ГрК РФ перечислены субъекты, членство в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования которых не требуется.
Частями 10 и 11 статьи 55.16 ГрК РФ определены уровни ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам и подлежащие уплате в связи с этим минимальные размеры взносов в компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств.
Таким образом, правом на выполнение работ по подготовке проектной документации обладают субъекты (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо), являющиеся членами саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, при наличии имеющегося у них уровня ответственности по обязательствам, за исключением лиц, для которых такое членство не требуется.
С учетом указанного, Комиссия не может признать установленные заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона требования к участникам закупок полными и достаточными для осуществления рассматриваемой закупки, что свидетельствует о нарушении пункта 1 части 1 и части 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
Вместе с тем данное нарушение не повлияло на результат рассмотрения комиссией по осуществлению закупок заявок участников закупок, соответствующих требованиям законодательства о градостроительной деятельности на основании представленных в составе своих заявок подтверждающих документов.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Строительная компания "ФОРМАТ": 644504, Омская область, Омский район, д. Петровка, ул. Новая, д. 1 Г, ИНН 5506168631, КПП 552801001;
- о директоре общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "ФОРМАТ" "_", ИНН 552801581331;
- об участниках общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "ФОРМАТ" "_" (размер доли (в процентах) - 50 %, ИНН 552801581331, "_" (размер доли (в процентах) - 50 %, ИНН 553404187411.
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Детская городская поликлиника N 5" нарушение пункта 1 части 1 и части 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
С учетом того, что установленное нарушение не повлияло на результаты закупки, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 9 сентября 2022 г. N РНП-55-136/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2022