Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_> - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
<_>- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленные Казенным учреждением Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" (далее - заказчик) сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Строительная фирма "Континент" (далее - ООО "СФ "Континент", общество, победитель, участник закупки, заявитель) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Подъезд к деревне Половинка в Омском муниципальном районе Омской области (Реестровый номер 22.33.1629)" (извещение N 0152200004722001564) (далее - электронный аукцион, аукцион), размещенной Главным управлением контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заявителя - <_> (доверенность от 06.09.2022);
заказчика - <_> (доверенность N 65 о 29.06.2022), <_> (доверенность N 55 АА 1965287 от 14.08.2018), <_> (доверенность N 13 от 13.01.2022),
уполномоченного органа - <_> (доверенность N 143 от 07.02.2022)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 8696 от 02.09.2022) обращение заказчика о включении информации об обществе в Реестр и протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что
10.08.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 109881762 руб.
12.08.2022 вносились изменения в извещение об осуществлении закупки.
Протокол подачи ценовых предложений от 18.08.2022 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы 7 участниками закупки, первым лучшее ценовое предложение в размере 109332353,19 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 72, порядковый номер 1, присвоенный оператором.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.08.2022 победителем электронного аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки 72, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который первым предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта цену контракта в размере 109332353,19 руб. (ООО "СФ "Континент").
Информация о процедуре заключения контракта заказчика с победителем, размещенная на официальном сайте ЕИС в разделе "Сведения процедуры заключения контракта", свидетельствует о следующем:
ДАТА И ВРЕМЯ |
СОБЫТИЕ |
||
|
Размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 02.09.2022 |
||
02.09.2022 08:02 (МСК+3) |
На электронную площадку http://www.sberbank-ast.ru передан документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 02.09.2022 |
||
|
Процедура заключения контракта N 01522000047220015640001 переведена на этап "Контракт не заключен" |
||
|
От электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ "Подписанный победителем проект контракта" от 30.08.2022 |
||
24.08.2022 11:44 (МСК+3) |
Размещен документ "Проект контракта" от 24.08.2022 |
||
24.08.2022 11:44 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 01522000047220015640001 переведена на этап "Подписание поставщиком" |
||
24.08.2022 11:44 (МСК+3) |
На электронную площадку http://www.sberbank-ast.ru передан документ "Проект контракта" от 24.08.2022 |
02.09.2022 общество было признано уклонившимся от заключения контракта, о чем в этот же день заказчик на официальном сайте ЕИС и электронной площадке разместил протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта
В данном протоколе основанием признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта названо невыполнение участником закупки требований части 6 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе.
В отношении факта, являющегося основанием для отказа от заключения контракта, указано следующее: "В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 51 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта".
06.09.2022 проект контракта направлен участнику закупки, заявке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе (ООО "Арт Ремстрой").
Комиссия отмечает, что 05.09.2022 в адрес Омского УФАС России также поступила жалоба ООО "СФ "Континент" на действия заказчика при заключении контракта по аукциону по рассматриваемому электронному аукциону.
2. Рассмотрев представленные материалы и заслушав пояснения представителей сторон, в результате проверки фактов представленных сведений на основании части 7 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия считает, что сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Строительная фирма "Континент" не подлежат включению в Реестр, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в такой статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если данным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 такой статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с данным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном такой статьей.
Частью 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 данной статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе,
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 такого закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с данным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 такого закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 данного закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная таким подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" такого пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 данного закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 такого закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных данным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 данного закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии);
Во исполнение части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе 24.08.2022 11:44 (МСК+3) заказчиком был сформирован и размещен проект контракта.
В силу части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 такой статьи проекта контракта, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с данным законом (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 такого закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с данным Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 данной статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 такой статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
Также на основании частей 4 и 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с таким законом.
Регламентированный срок подписания победителем аукциона контракта и предоставления соответствующего обеспечения исполнения контракта по 31.08.2022 включительно.
В сроки, установленные частью 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе, общество подписало контракт (30.08.2022), и в этот же день представило обеспечение исполнения контракта путем предоставления независимой гарантии от 25.08.2022 N LM1908223110 на сумму 32964528,60 руб., выданной Коммерческим Банком "ЛОКО-Банк" (АО).
Согласно части 5 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчик рассматривает поступившую независимую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
В соответствии с частью 6 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 настоящей статьи;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 8.2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе).
В силу части 7 статьи 45 Закона о контрактной системе в случае отказа в принятии независимой гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее независимую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при которых заказчик информирует лицо, предоставившее независимую гарантию, путем указания таких причин в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссией Омского УФАС России установлено, что при проверке представленной независимой гарантии заказчиком было установлено ее несоответствие пункту 3 части 2 и части 3 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе, в связи с чем заказчик отказался от ее принятия, о чем 01.09.2022 проинформировал общество посредством направления письма (исх. N 04-10/3095) на электронную почту ООО "СФ "Континент", указанную в проекте контракта.
При этом в вышеуказанном письме от 01.09.2022 заказчик, несмотря на то, что конечным регламентированным сроком для подписания победителем контракта и предоставления соответствующего обеспечения исполнения контракта являлось 31.08.2022, указал на неисполнимую возможность устранения обществом выявленных нарушений требований Федерального закона о контрактной системе по независимой гарантии.
Частью 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, а также проектом контракта обеспечение исполнения контракта составляет 32964528,60 рублей.
Заказчиком 02.09.2022 составлен и в этот же день размещен на официальном сайте ЕИС, на электронной площадке протокол по признанию участника уклонившимся от заключения контракта, в котором указаны причины несоответствия независимой гарантии N LM1908223110 от 25.08.2022, а именно: "01.07.2022 года вступили в силу изменения в ст. 45 44-ФЗ, которые применяются к закупкам, извещения (приглашения) о которых размещены (направлены) после 01.07.2022.
Извещение, по результатам которого заключается контракт, размещено в Единой информационной систем в сфере закупок (далее - ЕИС) 10.08.2022 года, следовательно, Гарантия должна содержать положения, предусмотренные новой редакцией 44-ФЗ.
1. Ч. 3 ст. 45 44-ФЗ содержит положения о включении в независимую гарантию условия об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования.
Между тем Гарантия содержит следующее положения:
Бенефициар вправе списать денежные средства со счета Гаранта в бесспорном порядке при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если Гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование Бенефициара об уплате денежной суммы по независимой Гарантии, направленное до окончания срока действия Гарантии"
2. В п. 3 ч. 2 с. 45 44-ФЗ закреплена обязанность гаранта в случае просрочки исполнения обязательств по независимой гарантии, требование об уплате денежной суммы по которой соответствует условиям такой независимой гарантии и предъявлено заказчиком до окончания срока ее действия, за каждый день просрочки уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате по такой независимой гарантии;
Между тем Гарантия содержит следующее положение:
В случае неисполнения надлежащим образом предоставленного Требования по Гарантии в установленный срок Гарант обязуется уплатить Бенефициару неустойку в размере 0,1 (Ноль целых одна десятая) процента от указанной в Требовании по Гарантии суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки, начиная с календарного дня, следующего за днем истечения установленного Гарантией срока оплаты Требования по Гарантии, по дату исполнения Гарантом Требования по Гарантии.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 51 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Учитывая, что на момент составления протокола иные сведения в Единой информационной системе в сфере закупок отсутствуют, Учреждение признало ООО "Строительная фирма "Континент" ИНН 5504110121/ОГРН 1065504001496 уклонившимся от заключения контракта".
Омским УФАС России по адресу электронной почты общества, а также заказным почтовым отправлением направлено письмо (исх. N 03-6993 от 05.09.2022) с предложением о представлении в срок не позднее 08.09.2022 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений об ООО "СФ "Континент" в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо содержало также уведомление о рассмотрении 09.09.2022 в 10 час. 40 мин. настоящего обращения заказчика.
Обществом указано, что у заказчика отсутствовали основания для отказа в принятии независимой гарантии, поскольку условия независимой гарантии в полном объеме соответствуют требованиям закона и обязывают гаранта произвести уплату заказчику (бенефициару) денежной суммы по независимой гарантии по его требованию, а также уплатить неустойку в определенных гарантией случаях.
Обществом также указано, что после получения письма заказчика от 01.09.2022 исх. N 04-10/3095, в целях устранения замечаний заказчика общество незамедлительно обратилось в банк с просьбой о внесении изменений в независимую гарантию N LM1908223110 от 25.08.2022, о чем заказчик был проинформирован письмом от 02.09.2022 исх. N 4961.
Далее письмом от 02.09.2022 исх. N 4978 общество проинформировало заказчика о том, что в независимую гарантию N LM1908223110 от 25.08.2022 дополнением N 1 от 02.09.2022 внесены изменения, послужившие основанием к принятию заказчиком независимой гарантии, которые вступили в силу с 02.09.2022.
На заседание Комиссии обществом представлено письмо Коммерческого банка "ЛОКО-Банк" (АО) от 08.09.2022 исх. N 32-00-00-05/12975, согласно которому банк подтверждает, что текст независимой гарантии N LM1908223110 от 25.08.2022 с учетом дополнения N 1 от 02.09.2022 к ней, соответствуют требованиям Федерального закона о контрактной системе.
Изучив представленную независимую гарантию N LM1908223110 от 25.08.2022, выданную Коммерческим банком "ЛОКО-Банк" (АО) в целях обеспечения исполнения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Подъезд к деревне Половинка в Омском муниципальном районе Омской области (Реестровый номер 22.33.1629)" по электронному аукциону N 0152200004722001564 Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о том, что данная независимая гарантия не противоречит требованиям извещения N 0152200004722001564, требованиям Федерального закона о контрактной системе, при этом положения, содержащиеся в данной гарантии, не нарушают прав заказчика (бенефициара) на получение от гаранта денежной суммы по гарантии, учитывая следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 368 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства. Требование об определенной денежной сумме считается соблюденным, если условия независимой гарантии позволяют установить подлежащую выплате денежную сумму на момент исполнения обязательства гарантом.
Согласно пункту 4 статьи 368 ГК РФ в независимой гарантии должны быть указаны: дата выдачи; принципал; бенефициар; гарант; основное обязательство, исполнение по которому обеспечивается гарантией; денежная сумма, подлежащая выплате, или порядок ее определения; срок действия гарантии; обстоятельства, при наступлении которых должна быть выплачена сумма гарантии.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона, а также идентификационный код закупки, при осуществлении которой предоставляется такая независимая гарантия;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией;
3) обязанность гаранта в случае просрочки исполнения обязательств по независимой гарантии, требование об уплате денежной суммы по которой соответствует условиям такой независимой гарантии и предъявлено заказчиком до окончания срока ее действия, за каждый день просрочки уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате по такой независимой гарантии;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по независимой гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления независимой гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии.
Согласно части 3 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе в независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования.
Материалами дела подтверждено следующее.
Независимая гарантия N LM1908223110 от 25.08.2022, представленная обществом в подтверждение обеспечения исполнения контракта, содержала следующие условия, послужившие основанием для признания заказчиком такой гарантии не соответствующей требованиям Федерального закона о контрактной системе:
"Бенефициар вправе списать денежные средства со счета Гаранта в бесспорном порядке при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если Гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование Бенефициара об уплате денежной суммы по независимой Гарантии, направленное до окончания срока действия Гарантии.
В случае неисполнения надлежащим образом предоставленного Требования по Гарантии в установленный срок Гарант обязуется уплатить Бенефициару неустойку в размере 0,1 (Ноль целых одна десятая) процента от указанной в Требовании по Гарантии суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки, начиная с календарного дня, следующего за днем истечения установленного Гарантией срока оплаты Требования по Гарантии, по дату исполнения Гарантом Требования по Гарантии".
Комиссия считает, что дополнительное условие "о праве Бенефициара списать денежные средства со счета Гаранта в бесспорном порядке", отсутствующее в статье 45 Федерального закона о контрактной системе, но указанное в тексте представленной обществом независимой гарантии, совместно с указанием в тексте независимой гарантии условия о том, что "Гарант настоящим обязуется выплатить Бенефициару любую денежную сумму, не превышающую Сумму Гарантии (с учетом ранее выплаченных по Гарантии сумм), не позднее 10 (Десяти) рабочих дней с даты получения Гарантом Требования по Гарантии, содержащего указание на обстоятельства, при наступлении которых должна быть выплачена Сумма Гарантии или часть суммы Гарантии, а также документов, указанных в настоящей Гарантии", не противоречит Федеральному закону о контрактной системе, поскольку право бесспорного списания денежных средств со счета гаранта является преимуществом для заказчика (бенефициара) и фактически не может нарушать прав заказчика. Доказательств обратного заказчиком не представлено.
Относительно несоответствия независимой гарантии, содержащей условие об уплате неустойки в случае неисполнения надлежащим образом предоставленного требования по гарантии, Комиссия полагает содержащиеся в данной гарантии положения не противоречащими Федеральному закону о контрактной системе, поскольку условия независимой гарантии обязывают гаранта уплатить неустойку в конкретном размере и в определенных случаях.
Учитывая, что в регламентированный срок для подписания проекта контракта ООО "СФ "Континент" обществом, по мнению Комиссии, было представлено надлежащее обеспечение исполнения контракта, у заказчика не имелось оснований для признания независимой гарантии N LM1908223110 от 25.08.2022 не соответствующей требованиям Федерального закона о контрактной системе и принятия заказчиком решения о признании ООО "СФ "Континент" уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заказчиком требований пункта 2 части 6 статьи 45, части 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе.
Комиссия также отмечает, что заказчиком был нарушен процессуальный срок формирования протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта, поскольку вместо регламентированного одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частью 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе, то есть приходящегося на 01.09.2022, протокол заказчиком был сформирован и размещен только 02.09.2022.
Указанное свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 2 части 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе.
В силу частей 2 и 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Согласно пункту 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Учитывая, что в регламентированный срок для подписания проекта контракта ООО "СФ "Континент" обществом, по мнению Комиссии, было представлено надлежащее обеспечение исполнения контракта, у заказчика не имелось оснований для признания независимой гарантии N LM1908223110 от 25.08.2022 не соответствующей требованиям Федерального закона о контрактной системе и принятия заказчиком решения о признании ООО "СФ "Континент" уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, установленные при рассмотрении настоящего дела обстоятельства, свидетельствуют о наличии основания для отказа во включении сведений об участнике закупки в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Строительная фирма "Континент": 644040, Омская область, г. Омск, пр-д Овощной, д. 7, ИНН 5504110121, КПП 550101001;
- о директоре общества с ограниченной ответственностью "Строительная фирма "Континент" Саакяне Армене Борисовиче, ИНН 550146108895;
- об участнике общества с ограниченной ответственностью "Строительная фирма "Континент" Айрапетяне Абгаре Суриковиче (размер доли (в процентах) - 100 %, ИНН 552100022060.
2. Признать в действиях Казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" нарушение пункта 2 части 6 статьи 45, части 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе.
Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с принятием решения о выдаче предписания от 09.09.2022 по делу N 055/06/51-725/2022.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии |
<_> <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 9 сентября 2022 г. N РНП-55-135/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2022