Резолютивная часть решения оглашена 12 сентября 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 12 сентября 2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_",
члены Комиссии: "_";
при участии представителей Администрации Тайтурского городского поседения Усольского муниципального района Иркутской области (далее - заказчик) "_" (доверенность от 07 сентября 2022 года), "_" (доверенность от 07 сентября 2022 года), "_" (доверенность от 07 сентября 2022 года); Общества с ограниченной ответственностью "П" (далее - ООО "П", Общество) - "_" (доверенность от 06 сентября 2022 года);
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 05 сентября 2022 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "П" допущены существенные нарушения условий по контракту от 17 мая 2019 года N Ф.2019.251168 на разработку проектно-сметной документации для строительства Дома Культуры в р.п. Тайтурка, Усольского района, Иркутской области, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об Обществе в Реестр.
ООО "П" представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/1014/22 от 05 сентября 2022 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пункт 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи (ч. 4 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В ходе проведения проверки установлено, что 12.04.2019 г. на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 12.04.2019 N0134300078919000027".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 000 000 рублей 00 копеек.
17 мая 2019 года между заказчиком и Обществом заключен Контракт.
Цена контракта составляет 2 115 000 рублей 00 копеек.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта "Предметом настоящего Контракта является выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для строительства Дома культуры со зрительным залом на 200 мест и спортивным залом, в р.п.Тайтурка, ул.Пеньковского,19 (далее - Работы)".
Согласно пункта 1.4 Контракта "Срок выполнения Работ: с даты заключения Контракта до 12 октября 2019 г., включительно. Исполнитель при исполнении Контракта по согласованию с Заказчиком имеет право досрочно выполнить Работы и сдать Заказчику.".
Пунктом 3.3.1 Контракта определено, что "При заключении настоящего Контракта представить Исполнителю всю необходимую для надлежащего выполнения работ по Контракту документацию (при ее наличии)".
Во исполнение вышеуказанного пункта Заказчиком 14 мая 2019 года была предоставлена Обществу необходимая для надлежащего выполнения работ документация, а именно: выписка из ЕГРН на земельный участок ул. Пеньковского, 19; технические условия от 05.03.2019 г. на подключение холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения; градостроительный план земельного участка NRU38521103-0003 от 16.04.2019 г.
От ООО "П" в адрес Заказчика были направлены:
-гарантийное письмо от 11.10.2019 г. о выполнении работ по разработке проектносметной документации и подачи документов на экспертизу в срок до 11.11.2019;
-гарантийное письмо от 11.11.2019 г. о выполнении работ по разработке проекто- сметной документации и подачи документов на экспертизу в срок до 18.12.2019 г.
Комиссией установлено, что в срок до 12 октября 2019 года обязательство по Контракту не исполнено.
05.02.2020 г. в адрес Общества Заказчиком направлено письмо N 181 от 05.02.2020 с просьбой в срок до 17.02.2020 г. выполнить работы по подготовке проектно-сметной документации и подать заявление в ГАУИО "Экспертиза в строительстве Иркутской области", т.к. согласно техническому заданию к Контракту, Исполнитель самостоятельно обращается в ГАУИО "Экспертиза в строительстве Иркутской области" с целью получения положительного заключения Государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также положительного заключения Проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства. В случае неисполнения Заказчик уведомил о возможности расторжения муниципального контракта в одностороннем порядке. Ответа не последовало, в результате чего, 26.02.2020 исх. N 281 Исполнителю (Участнику закупки) направлено Уведомление о расторжении в одностороннем порядке Контракта.
13.03.2020 поступил ответ от ООО "П" исх. N1101-7119 ПО- 03-2020-ПС от 13.03.2020 с просьбой не расторгать Контракт и подтверждением загрузки в личный кабинет ГАУИО "Экспертиза в строительстве Иркутской области" заявления.
Однако, в результате неполного предоставления Обществом к заявлению пакета документов и дополнения недостающих документов, заявление на экспертизу было принято только в мае 2021 года, на основании чего Заказчиком с ГАУИО "ИРЭКСПЕРТИЗА" заключен контракта от 19.05.2021 N ПиДс-0419-0419/05.21 на оказание экспертных услуг и оплачена сумма в размере 11 16303 (один миллион сто шестнадцать тысяч триста три) рубля 91 копейка за счет средств из местного бюджета Тайтурского муниципального образования (платежное поручение N 604167 от 26.05.2021 прилагается).
В результате экспертизы установлено некачественное выполнение Обществом работ, о чем свидетельствует отрицательное заключение ГАУИО "ИРЭКСПЕРТИЗА" о несоответствии установленным требованиям проектной документации и результатов инженерных изысканий "Дома культуры со зрительным залом на 200 мест и спортивным залом в р.п. Тайтурка Усольского района".
Установлено, что 29 июля 2022 года на электронный адрес Заказчика и 01 августа 2022 года почтовым отправлением, руководствуясь ст. 34 далее - Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, пунктами 6.5.3,.6.5.5. Контракта, Обществу направлено Требование (претензия) об уплате пени (штрафа) в связи с просрочкой исполнения и ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, при осуществлении работ, а также возмещения убытков исх. N 928 от 28.06.2022 г. (уведомление о прочтении от 29.06.2022, почтовое уведомление о вручении 08.07.2022 г. прилагаются).
Ответа и(или)оплаты в установленные сроки не поступило.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта закреплена частью 9 Контракта.
В связи с тем, что Обществом неоднократно нарушены условия Контракта 18 июля 2022 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что Решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта, размещено во вкладке "Дополнительная информация о контрактах" в Единой информационной системе 20 июля 2022 года.
Вместе с тем, в нарушение части 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ, во вкладке "Электронные документы об исполнении" Единой информационной системы решение об одностороннем отказе от исполнения контракта сформировано только 23 августа 2022 года.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту вступило в силу 02 сентября 2022 года.
ООО "П" нарушило предусмотренные Контрактом условия, следовательно, заказчик правомерно принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Комиссия, исследовав фактические обстоятельства дела, приходит к выводу, что при исполнении Контракта ООО "П" проявило недобросовестное поведение по отношению к Заказчику, не исполнило в установленные сроки свои обязательства по Контракту.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, ООО "П" несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
Действуя в рамках заключения и исполнения Контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Комиссия, исследовав обстоятельства дела, доводы Заказчика, приходит к выводу о виновности участника закупки в ненадлежащем исполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом, о недобросовестном характере его поведения.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Указанная позиция изложена в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Также по мнению Верховного суда РФ под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Доказательства, свидетельствующие о невозможности Обществом выполнить работы в соответствии с условиями Контракта либо доказательства того, что невозможность исполнения Контракта стала следствием непреодолимой силы, противоправных действий третьих лиц, ООО "П" не представлены, Комиссией самостоятельно не добыто.
Наличие иных не зависящих от ООО "П" причин, препятствовавших ему надлежащим образом исполнить свои обязательства по Контракту, в ходе рассмотрения обращения не установлено.
Кроме того, ООО "П", при подаче заявки на участие в электронном аукционе, согласилось на участие в данном аукционе со всеми условиями, указанными Заказчиком в извещении и документации об электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "П" не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные Контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях ООО "П" как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
Вместе с тем, пункт 15 Постановления Правительства N 1078 устанавливает, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, а также допущенные Заказчиком нарушения при расторжении Контракта, Комиссия приходит к выводу о том, что информация об ООО "П" не подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "П" ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Сведения об учредителе Общества с ограниченной ответственностью "П" ("_"), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "П" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 12 сентября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2022