Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
дистанционно в присутствии сторон:
-ГК Серафимовское спец.учебно-восп.общеобразовательное учр.закрытого типа
-ООО "ТЕРРА"
УСТАНОВИЛА:
В адрес Башкортостанского УФАС России поступило заявление Заказчика о включении ООО "ТЕРРА" (далее - Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по закупки N0801500001122000886 "Капитальный ремонт автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре".
В соответствии с ч.7 ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Башкортостанским УФАС России проведена проверка факта неисполнения обязанностей по контракту.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан как уполномоченный орган при решении вопроса о включении информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков, в каждом случае должно дать полную и объективную оценку всем фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев представленные Заказчиком документы, Комиссией Башкортостанского УФАС России по решению вопроса о включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) либо отказе от включения такой информации в указанный реестр, установлено следующее.
08.08.2022 года между Подрядчиком и Заказчиком был заключен государственный контракт на сумму 2 705 300,00 рублей.
Согласно п. 1.1. Контракта, Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить капитальный ремонт автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее - работы) в соответствии с локальным сметным расчетом (Приложение N 1 к Контракту) с соблюдением сроков и условий, установленных настоящим Контрактом.
Согласно п. 1.2. Контракта, Сроки выполнения работ: в течение 10 (Десяти) дней с даты заключения Контракта.
Согласно п. 5.1. Контракта, Обеспечить доступ лиц, указанных в п. 6.2. настоящего Контракта, на Объект для выполнения работ.
В соответствии с п. 6.2. Контракта, приступить к выполнению работ после получения допуска на Объект сотрудников согласно представленным спискам, согласованным Государственным заказчиком, при этом время согласования персонала не меняет сроков выполнения работ, установленных Контрактом.
Контракт в десятидневный срок не исполнен Подрядчиком.
Заказчиком направлены претензии.
В соответствии с частью 9 ст.95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.6 Контракта расторжение Контракта допускается, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 2. ст. 410 Гражданского кодекса РФ, в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
19.08.2022 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с неисполнением контракта. Решение размещено в единой информационной системе 23.08.2022 года.
Таким образом, решение Заказника с момента надлежащего уведомления вступает в законную силу 08.09.2022 года.
Согласно пояснениям Подрядчика, в соответствии с пунктами 6.1, 6.5, 6.2 Контракта требовалось увеличение сроков, срок по контракту был 10 дней, на увеличение сроков Заказчик не согласился. Так же Заказчиком был дополнен пункт 6.1 Контракта, что нарушает законодательство о контрактной системе. Дополнительными требованиями Заказчик создал условия невозможности исполнить контракт в срок. Между тем, Подрядчик к выполнению работ приступил произвел закупку необходимых материалов, часть материалов доставило на объект заказчику, предоставил список сотрудников и произвел осмотр объекта. Заказчиком встречные обязательства не исполнялись.
Исходя из положения ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны прежде всего с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, и быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является специальным правовым институтом Закона о контрактной системе, которым заказчик при соблюдении нормативной процедуры выражает свое одностороннее волеизъявление на прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом.
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Автоматическое включение лица, нарушившего условия государственного контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым и без учета степени его вины несоразмерно ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке.
Комиссией установлено, что пункт 6.1 Контракта в аукционной документации трактуется как:
6.1. В течение 2 (двух) дней с даты заключения Контракта предоставить Государственному заказчику список инженерно-технического персонала, рабочих и список автотранспорта, ответственного за выполнение всех видов работ на Объекте. Для иностранных сотрудников представить подтверждающие документы на разрешение работы в Российской Федерации. Персональные данные передаются и обрабатываются Сторонами с обеспечением надлежащей защиты в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N152-ФЗ "О персональных данных".
Вместе с тем, контракт направленный на подписание Подрядчику дополнен трактовкой: произвести разработку и согласование проектной документации.
Стоит отметить, что документы о закупке не должны содержать разночтения и вводить участников в заблуждение.
Устанавливаемые государственными (муниципальными) заказчиками требования к срокам выполнения работ (оказания услуг) не могут быть произвольными, а должны быть разумными, то есть должны соотноситься с объемом работ (услуг), которые установлены в документации о закупке.
В подтверждение добросовестности Подрядчиком представлены счет-фактура о приобретении материалов для исполнения контракта, государственный контракт.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России приходит к выводу, что, основания для включения информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют. На исполнении Подрядчика более сорока контрактов.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Заказчиком о включении ООО "ТЕРРА" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, не включать.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
08.09.22 |
13.09.22 |
06.09.22 |
0 |
06.09.22 |
13.09.22 |
09.09.22 |
0 |
14.09.22 |
14.09.22 |
0 |
0 |
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 9 сентября 2022 г. N РНП-02-279/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2022