Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_> - руководителя управления, председателя Комиссии,
<_> - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
<_> - ведущего специалиста -эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей ООО "Старт" <_> (доверенность от 19.09.2022), <_> (доверенность от19.09.2022), в отсутствие представителя муниципального казенного учреждения "Администрация Октябрьского района г.Улан-Удэ" (далее - Заказчик), уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев обращение муниципального казенного учреждения "Администрация Октябрьского района г.Улан-Удэ" (вх. от 13.09.2022 N 5674) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Старт" в связи с уклонением от заключения контракта по итогам запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по благоустройству территории (устройство спортивной площадки) 2 этап, сквер по ул. Мокрова, 32 - 44, номер извещения 0302300048722000808 (далее - Запрос котировок), и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с частью 7 статьи 104, а также проведения внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
у с т а н о в и л а:
Из представленных документов Заказчика следует, что по результатам Запроса котировок ООО "Старт" признано победителем. Поскольку проект контракта был подписан Обществом на день позже регламентированного срока, то Заказчиком 13.09.2022 составлен протокол об уклонении от заключения контракта и размещен в единой информационной системе.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик направил в антимонопольный орган настоящее обращение для рассмотрения.
Представитель ООО "Старт" пояснил, что намерения уклониться от подписания контракта не имелось. 09.09.2022 Заказчиком проект контракта был направлен победителю для подписания. 13.09.2022 Обществом контракт подписан с приложением трех реестровых номеров контрактов, подтверждающих добросовестность. Ответственный сотрудник Общества добросовестно заблуждался, полагая, что срок подписания контракта составляет 5 дней, так ранее в электронных запросах котировок участия не принимали. Для исполнения контракта, с момента публикации итогового протокола, приобретены и оплачены необходимые строительные материалы, что подтверждается платежными поручениями на общую сумму 453 756,50 рублей. Просили не включать сведения об Обществе в РНП.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, изучения материалов, представленных Заказчиком, Обществом, установила следующее.
30.08.2022 в Единой информационной системе (далее -ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по благоустройству территории (устройство спортивной площадки) 2 этап, сквер по ул. Мокрова, 32 - 44, номер извещения - 0302300048722000808. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 246 517,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов от 08.09.2022 N ИЭК1 победителем запроса котировок признано ООО "Старт", ценовое предложение которого составило - 981 136,00 рублей.
09.09.2022 Заказчиком направлен проект контракта победителю закупки в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе (не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения заказчиком проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Таким образом, победитель закупки должен был подписать проект контракта и предоставить обеспечение исполнения контракта в срок по 12.09.2022 (с учетом выходных дней).
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
13.09.2022 от электронной площадки получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 09.09.2022.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия Бурятского УФАС России выслушав доводы, изучив представленные материалы приходит к следующему выводу:
Как указано в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1811-О-О и от 24 сентября 2012 года N 1807-О, статья 19 Закона о размещении заказов направлена на обеспечение добросовестной конкуренции среди участников размещения государственного заказа.
Информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, является в соответствии со статьей 104 Закона о размещении заказов одним из оснований для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.
Данная санкция влечет для участника закупки неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в аукционах по размещению государственных и муниципальных заказов (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Как указано в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о размещении заказов.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в аукционах, антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника заказа.
Из материалов дела усматривается отсутствие недобросовестного поведения ООО "Старт", выраженного в умышленном уклонении от подписания контракта в установленные сроки.
Данное обстоятельство подтверждается пояснениями Общества, а также копиями представленных документов, а именно контракт Обществом подписан (за пределами регламентированного срока) 13.09.2022, и направлены три реестровых номера контрактов, подтверждающих добросовестность, согласно представленным документам Обществом приобретены строительные материалы для исполнения контракта (представлены накладные (счета-фактуры) от 08.09.2022, 09.09.2022, 14.09.2022 на приобретение товаров, платежные поручения от 08.09.2022, 09.09.2022. 14.09.2022 на оплату товаров).
В соответствии с пунктом 14 Постановления N 1078, Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта
Поскольку Обществом осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта, то принимая во внимание вышесказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об ООО "Старт" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривается умышленное уклонение от заключения контракта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) N 1078, Комиссия Бурятского УФАС России,
р е ш и л а:
Отказать во включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Старт" (ИНН <_>), адрес (местонахождение): <_>) в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии |
|
|
Члены комиссии |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 20 сентября 2022 г. N 003/06/104-743/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2022